Психологические знания в жизни людей
Где и как применяются психологические знания в сфере образования.Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образования. Впервые это произошло в начале XX в. в США. Во второй половине XX в. в высших учебных педагогических заведениях России изучалось уже не менее четырех обязательных психологических дисциплин. Это — общая психология, психология развития, педагогическая психология и социальная психология.
Приведем лишь некоторые иллюстрации к использованию психологических знаний в современном образовании. Для того, например, чтобы точно определить цели и содержание образования, надо знать не только задачи, которые общество ставит перед системой образования, но и возможности человека по освоению соответствующих знаний. Методы обучения должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, позволять им не только успешно осваивать предлагаемые знания, но и психологически развиваться. Эти требования касаются и подбора учебной литературы.
Учителю психологические знания необходимы для того, чтобы он мог успешно обучать детей, а также, понимая их психологию, находить индивидуальный подход к каждому ребенку, рассчитанный на то, чтобы максимально помочь ему в психологическом развитии.
Как используются психологические знания в медицине.Медицинская практика, связанная с предупреждением, диагностикой и лечением различных заболеваний, пожалуй еще раньше, чем образование, оказалась самым тесным образом связанной с использованием психологических знаний. С древнейших времен было замечено, что успешность лечения прямо зависит от того, поверит ли больной в возможности врача, в излечимость его заболевания.
На протяжении нескольких тысячелетий тело и душу человека лечили не только медики, но и представители различного рода вероучений, например с помощью разного рода культов, обрядов. Все они активно использовали знания о психологии человека и оказывали психологическое воздействие на него, с тем, чтобы избавить от разного рода недугов, переживаний. Более того, начиная с XVIII в. некоторые врачи стали добиваться даже официального признания в медицине методов психологического воздействия на человека с помощью внушения, гипноза именно как методов терапии или лечения различных заболеваний и к началу XIX в. добились этого.
В XIX в. возникла и получила распространение психотерапия как практика использования психологических знаний и методов для лечения не только нервных и душевных, но также органических заболеваний. В XX в. получение научных и практических психологических знаний стало обязательным для врача, правда, несколько позднее, чем в сфере образования для учителя. Сейчас, например, во всех медицинских вузах России преподают такие психологические дисциплины, как клиническая психология1, нейропсихология, патопсихология и ряд других.
1 Клиническая психология — это отрасль психологических знаний, касающихся нарушений психики при различных заболеваниях, способов их психологической диагностики и лечения с помощью психологических средств.
Каково значение психологических знаний в экономике, политике, области права, других сферах человеческой деятельности.Не в последнюю очередь профессия психолога стала привлекательной в последние годы благодаря тому, что она нашла применение в экономике, политике, области права. Рассмотрим соответствующие этому примеры из жизни.
Успех в экономике, как известно, зависит от спроса на тот или иной товар, спрос — от рекламы, а то и другое, вместе взятое, — от людей, то есть от потенциальных покупателей. Как более или менее точно определить, будет ли данный товар пользоваться спросом? Для этого необходимо знать не только потребности людей, но и психологию потребителей. Принимая решение о приобретении того или иного товара, люди далеко не всегда руководствуются исключительно рациональными мотивами. Чаще люди склонны к эмоциональному поведению, поэтому вряд ли человек будет покупать товар у продавца, который ему несимпатичен, даже если этот товар необходим покупателю. Он скорее продолжит поиски и обратится к другому продавцу. Реклама должна учитывать многое, что касается обыденной психологии людей, а также их образование, культуру, настроение, отношение и многое другое. С середины XX в. психологическое обеспечение и обоснование рекламы стало ее неотъемлемой частью.
Значение психологических знаний в политике было осознано еще раньше, в начале XX в., когда эти знания стали применять в пропаганде для целенаправленного изменения отношения людей к тем или иным политикам и политическим событиям. Несколько позднее психологические знания нашли обязательное применение в избирательных кампаниях, и мы являемся живыми свидетелями того, как активно эти знания использовались на выборах, проходивших в нашей стране за последнее десятилетие (имеются в виду выборы двух российских президентов).
Что касается юридической практики, то там так же, как в образовании и в медицине, психологические знания используются не только в практике, но и при учебной подготовке юристов. Для юристов, например, преподают такие психологические дисциплины, как юридическая психология, пенитенциарная психология1.
Пенитенциарная (исправительная) психология — отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.
Психологические знания применяют в процессе дознания, в судопроизводстве, в местах отбывания наказания.
Научная психология
Что изучает психология как наука.Прежде чем отвечать на этот вопрос, следует уточнить, что в настоящее время словом «психология» объединяются несколько десятков частных наук, поэтому сформулированный выше вопрос правильнее поставить так: что изучают современные психологические науки?
Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые выше, в §1 этой главы, были названы психическими. В связи с необходимостью изучения данных явлений в науке ставятся и решаются вопросы о сущности, происхождении и классификации этих явлений, о тех законах, которым они подчиняются в своем функционировании и развитии.
Психология как наука изучает, как изменяются психологические явления в зависимости от состояния организма и внешних воздействий, которые на человека оказывают природа и общество. В психологии, вернее, в ее областях, которые находятся на стыке психологических наук и наук о строении и работе организма (это — анатомия, физиология человека и животного), также рассматриваются вопросы о том, как психологические явления зависят от устройства и работы организма.
Для психологической науки познание психических явлений не выступает в качестве единственной задачи. Вторая задача, которую берет на себя психология, - это выяснение связей, которые существуют между психикой и поведением, и на этой основе — научное объяснение самого поведения человека и животных.
Таково современное представление о предмете психологии. Оно возникло в начале XX в. и сложилось к его середине. Однако таким понимание предмета психологии было не всегда. Раньше психологию просто определяли как науку о душе, или о психике, и ученые не ставили перед собой задачу использования психологических знаний для понимания всего поведения человека. Но такое определение оказалось явно недостаточным для решения задач, которые перед психологией как практически ориентированной наукой поставил XX век. Для того чтобы психология стала признанной среди других наук, психологам XX в. пришлось обратиться к практике, и с этой задачей они успешно справились. Тем не менее поучительно кратко проследить историю становления предмета психологии в прошлом.
Когда и как возникла научная психология.Отвечать на этот вопрос можно по-разному, в зависимости от того, что понимать под научной психологией. Если под научной психологией иметь в виду только ту науку, которая существует и разрабатывается в наши дни, науку, которая соответствует современным требованиям, предъявляемым к наиболее развитым, естественным наукам, то временем возникновения научной психологии следует считать лишь середину XIX в., когда она действительно стала экспериментальной наукой, когда были сделаны первые открытия, касающиеся связи психических явлений с физическими, когда была продемонстрирована возможность точной количественной оценки, то есть измерения психических явлений.
Однако если вести отсчет времени с тех пор, когда возникли научные знания вообще, когда знания о душе впервые стали рассматриваться как научные, тогда периодом возникновения научной психологии следует считать середину I тыс. до н. э. Именно в это время были созданы и дошли до наших дней первые философские трактаты, где специально ставились и отдельно рассматривались вопросы человеческой души.
Так или иначе, но психология, как, впрочем, и многие другие современные науки, имеет как бы две даты своего рождения. Одна дата относится к древности и представляет собой момент зарождения научных знаний вообще, а другая дата касается современности и характеризует возникновение науки, которая является признанной сегодня и отвечает запросам нашего времени. Вместе с тем, несомненно, первоначально психология возникла, и долгое время разрабатывалась как наука о душе в качестве философского знания наряду с логикой, этикой, эстетикой и рядом других областей знаний, впоследствии ставших самостоятельными науками.