Схема психолого-педагогического обследования

И.В. Дубровина, опираясь на схему Л.С.Выготского, переработала ее с учетом особенностей психолого-педагогической диагностики. По этой схеме, диагностическое обследование включает следующие этапы: анализ запроса клиента, перевод жалобы в психологическую проблему, выдвижение гипотезы, подбор методов диагностики, количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных, постановка психологического диагноза, составление заключения, подготовка рекомендаций и коррекционно - развивающей программы.

Как правило, клиент (ребенок, родитель, учитель и т.п.) осознает лишь внешнее проявление своей проблемы и описывает только свое отношение к ней. Психолог же должен выявить причины, которые лежат в основе такого поведения, квалифицировать запрос или, другими словами, определить его тип. В.К. Лосева и А.И. Луньков представили следующую классификацию запросов клиентов: манипулятивный запрос (желание управлять поведением, эмоциями, желаниями другого человека, иногда и психолога), запрос об информации (либо запрос о границах нормы, либо о возможностях психологического воздействия), запрос о помощи в самопознании (выявление индивидуальных особенностей человека, его направленности), запрос о помощи в саморазвитии (направлен на развитие когнитивных способностей, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции), запрос о трансформации (содержит просьбу об изменении человека). Конечно, эта классификация не может учесть все возможные варианты запросов клиента, но она помогает психодиагносту сориентироваться в ситуации и понять причины, которые и составляют суть запроса.

Используя всю информацию, которая есть у психолога о клиенте, он должен перевести запрос в психологическую проблему, или пересказать суть запроса, используя психологические термины. Затем психодиагност должен выдвинуть гипотезу о причинах нарушений в той или иной сфере личности или трудностях в общении, имеющиеся у клиента. Для формулировки гипотезы желательно иметь некоторую дополнительную информацию о клиенте. В зависимости от характера запроса, это могут быть:

- данные об особенностях развития ребенка (основные заболевания в детстве, этапы физического и психического развития, темпы созревания высших психических функций);

- сведения о семье ребенка (состав, особенности взаимоотношений, вредные привычки и пр.;

- информация о положении ребенка в группе (как учиться, с кем дружит, как относится к учителям, а они к нему).

Следующий шаг психолога - выбор методов обследования и конкретных диагностических методик. На эффективность этих действий влияют следующие фактор:

- сформулированная гипотеза

- возраст клиентов

- навыки и профессиональные предпочтения психодиагноста.

После получения информации следует количественный и качественный анализ данных. В психодиагностике традиционно существует два подхода в интерпретации полученных данных – статистический и клинический. Первый означает учет количественных показателей (так называемые «сырые баллы», средние значения и т.д.), их статистическую обработку, сравнение с нормативными значениями. Второй подход предполагает анализ качественных показателей (преимущественный выбор стимулов, характер рисунка, стратегия решения задачи и пр.). При статистическом подходе роль субъективных суждений сводится к минимуму, при клиническом же подходе им придается первостепенное значение. В любом психодиагностическом обследовании важно гармоничное сочетание обоих подходов. Как правило, сначала идет составление сводных таблиц, статистическая обработка результатов (подсчет средних значений, перевод «сырых баллов» в нормативные шкалы и пр.), а затем дается их качественная интерпретация.

Качественная интерпретация проявляется в психологическом диагнозе. В литературе подчеркивается, что психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с его профессиональной компетентностью и на том уровне, на котором планируется осуществление психологической помощи.

Диагноз должен содержать и прогноз того, как скажутся выявленные особенности личности на ее дальнейшем развитии или поведении в целом.

Психологический диагноз ставится в виде заключения. Единой точки зрения на то, в какой форме следует писать заключение, не существует. Одни авторы (А. Анастази, 1982, В.М. Блейхер, 1996 и др.) считают, что оно не может быть стандартным, строго регламентированным, другие наоборот указывают на необходимость использования стандартных бланков. В практике педагогов-психологов, как правило, используется форма заключения, предложенная в инструктивном письме Министерства образования РФ № 3 от 1.03.99 г. Она включает в себя:

А) описание причин обследования

Б) данные диагноста (должность, Ф.И.О.)

В) сроки проведения обследования

Г) данные объекта диагностики (Ф.И.О., возраст, класс)

Д) план исследования, построение гипотезы, обоснование выбора

методов обследования

Е) применяемые методы и методики (название, автор, диагностируемые

функции)

Ж) название стандартизированных оценочных шкал, принятых за основу

З) результаты исследования, которые включают количественные данные,

их обобщенную интерпретацию и рекомендации.

Предлагаемые рекомендации (коррекционно-развивающая программа) должны быть конкретными и понятными тем, для кого они предназначены. Рекомендации могут составляться для ребенка, для родителей, для учителей и для школьного психолога.

Наши рекомендации