Роль внимания в работе юриста
Внимание - это психический процесс направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах. Качества внимания:
1. Активность (произвольная – непроизвольная);
2. Интенсивность (высокая – низкая);
3. Устойчивость( Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте.) (устойчивое – неустойчивое);
4. Широта (объем - он определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно 7 ± 2 элемента) – распределение (позволяет человеку одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно в условиях возрастающих нагрузок;));
5. Переключение ( гибкость, переключаемость, лежащая в основе способности субъекта своевременно ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу выполняемой работы.) (легкое – трудное);
6. Направленность (внутренняя – внешняя).
В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства, помогает более объективно оценивать их показания, давать оценку их способности осознавать происходящее.
Факторы, определяющие внимание. Выделяют две основные группы факторов, обеспечивающих избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности:
1) внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним относятся в первую очередь интенсивность (сила) раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека.
Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что не обратил внимания на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по каким-либо причинам рассказывать о том, что ему известно.
Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.
Одним из внешних факторов является структурно упорядоченная организация раздражителей, действующих на разные анализаторы. Данная рекомендация особенно актуальна, например, для судьи, рассматривающего какое-либо дело, для следователя, действующего в ситуации проведения обыска, осмотра места происшествия, когда умение организовывать внимание во многом обеспечивает качественное выполнение их профессиональных обязанностей, получение наиболее полного объема доказательственной информации;
2) субъективные факторы, определяющие направленность внимания. К ним относятся, в частности, соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям.
К субъективным факторам, влияющим на поддержание внимания, также относятся чувства, эмоции, интерес человека к изучаемому явлению. Сильный интерес делает соответствующие сигналы доминирующими, тормозя при этом воздействие побочных раздражителей, не находящихся в сфере интересов человека.
На уровень внимания в значительной мере также влияют общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, способствующие появлению рассеянности.
Внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, «возникающего само по себе — иногда во вред, иногда на пользу деятельности». Субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, — произвольное внимание, которым юрист, разумеется, должен управлять. В процессе деятельности напряженность внимания изменяется и может наступить момент, когда для поддержания его на должном уровне уже не требуются волевые усилия. В таких случаях говорят о наиболее развитой, устойчивой, социально обусловленной форме внимания — послепроизвольном внимании, направляющем без какого-либо напряжения познавательные процессы человека в личностно значимой для него деятельности.
Все психологические закономерности необходимо учитывать юристу, знать их специфику, так как от его внимания и внимательности к фактам, событиям, лицам во многом зависит успех его профессиональной деятельности.
Общее представление об эмоциях и чувствах
Эмоции и чувства являются механизмом регуляции нашего поведения. Сигнализируя о непосредственном положительном или отрицательном значении различных явлений, они активизируются или тормозят наши действия. Эмоции и чувства – психофизиологические реакции, возникающие в результате чувственного отражения связи явлений и потребностей человека.
Эмоции - субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Функции эмоций:
Сигнальная -связана с воздействием человека на другой живой объект, сообщая другому о своем состоянии;
Оценочная -проявляется в том, что на одно и то же событие разные люди реагируют по-разному;
Защитная -эмоция предупреждает о реальной или мнимой опасности, мобилизует силы на самосохранение;
Регуляторная -стойкие переживания направляют поведение человека, поддерживают его, заставляют преодолевать преграды;
Коммуникативная -эмоции являются средством взаимодействия человека с человеком, передачи информации и своего отношения.
Виды эмоций:
по знаку – положительные и отрицательные;
по модальности – радость, грусть, удивление, тревога и др.;
по активации организма – стенические (повышают жизнедеятельность организма: радость) и астенические (угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме: печаль).
Чувства- это дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека.
Виды чувств:
Нравственные- в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному;
Эстетические -отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающей действительности, людях, искусстве, природе и т.д.;
Интеллектуальные - возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами;
Праксические - порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления или завершения.
Моральные чувства.
Взаимосвязь эмоций и чувств:
Чувства и эмоции взаимосвязаны, но не равнозначны. Чувства более устойчивы, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию;
Одно и то же чувство может включать в себя разные эмоции (чувство любви переживается в форме: радости за любимого человека, беспокойства за него, стыда в случае неудачи и т.д.);
Чувства и эмоции имеют относительную независимость от воли человека;
Если эмоции свойственны в том силе и животным, то чувства только человеку, они социально обусловлены. Чувство долга, собственного достоинства, стыд, гордость – исключительно человеческие чувства.