СЧЕТ ПО Е. КРЕПЕЛИНУ (модификация Р. Шульте)
Методика была предложена для исследования работоспособности (упражняемости), выявления параметров утомления и врабатываемости в определенный тип действий. Для детей наиболее удобно использовать эту методику в модификации Р. Шульте (рис. 6.2) .
Обязательным условием использования методики является умение ребенка производить в уме счетные операции в пределах 20, что предъявляет требования не только к возрасту ребенка, но и к знанию им программного материала.
По результатам деятельности ребенка могут быть построены различные кривые, отражающие характеристики работоспособности, указывающие на наличие истощаемости или пресыщаемости, особенности внимания.
Процедура проведения
Ребенку предлагают производить сложение (или вычитание, в зависимости от знака перед строкой) двух цифр в уме и говорить психологу только получаемый результат (соответственно, сумму или разность между верхним и нижним числом). Ребенка заранее предупреждают о том, что специалист будет делать свои пометки на листе (они выставляются каждые 30 секунд (или каждую минуту) в том месте, где в настоящий момент остановился ребенок).
Анализируемые показатели
О доступность полного удержания инструкции (программы, алгоритма выполнения задания);
О параметры внимания (устойчивость внимания, возможность его переключения);
□ темп работы;
□ разница темпа сложения чисел и темпа их вычитания;
□ наличие истощения или пресыщения деятельности (дифференциация этих процессов);
□ определение периода врабатываемости в деятельность (по оценке временных характеристик выполнения).
Возрастные нормативы выполнения
□ Задание доступно для выполнения детьми, начиная с 7,5—8-летнеговозраста, при условии автоматизированного владения счетными операциями в пределах двадцати.
□ За 1 минуту ребенок 8—9-летнего возраста может безошибочно выполнить от 10до 17— 18 математических действий со знаком «+», от 8 до 15- 16 математических действий со знаком «—». Нормативно возможны смена знака арифметического действия (не более 2—3 раз за всю работу) на фоне пресыщения или утомления и единичная «потеря» знака при переходе к новой строке.
МЕТОДИКА В. М. КОГАНА
Методика разработана В. М. Коганом для исследования особенностей работоспособности. Впоследствии она была адаптирована для обследования детей Э. А. Коробковой. Следует отметить, что методика В. М. Когана явилась одним из первых заданий подобного рода, созданных на материале классификаций геометрических фигур разного цвета и величины. За рубежом, например, широко применяется созданная венгерским психологом и математиком 3. Дьенешем целостная система по развитию логико-математических представлений. Варианты методики В. М. Когана, адаптированные для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, используются в рамках нейропсихологической диагностики.
Цель.Методика предназначена для выявления параметров внимания: удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключения внимания. Также методика позволяет выявить особенности работоспособности, другие динамические характеристики психической деятельности.
При качественном анализе и оценке результатов выполнения методики возможна оценка мотивационных характеристик, удержания инструкции, возможности программирования порядка действий, наличия фактора инертности деятельности и пресыщаемости
В целом, можно отметить, что методика В. М. Когана является одной из наиболее многоаспектных и интересных в плане возможностей психологической интерпретации результатов. Безусловно, анализ результатов позволяет оценить значительно больший спектр параметров, в частности сформированность произвольного компонента деятельности, характеристики обучаемости, уровень развития пространственных представлений, специфику мелкой моторики и т. п. В данном разделе методика анализируется с позиции оценки особенностей операциональных характеристик деятельности.
Материал.Набор карточек (25 штук) с разноцветными плоскостными изображениями геометрических фигур (5 цветов, 5 простых правильных геометрических форм). Таблица с расчерченными клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных зигзагов, а по горизонтали — 5 соответствующих форм.
Возрастной диапазон применения. Вданном варианте (5x5) методика ориентирована на работу с детьми в возрасте от 4,5 до 8,5—9 лет2.