Психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах
За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в учреждениях интернатного типа сильно отстает. Многие ученые подчеркивали губительное и неотразимое негативное действие учреждений на психику детей (Р. Заззо, Дж. Боулби) [10]. Отсутствие положительного влияния семьи является критическим фактором психического развития данной категории детей, а также трудностей их обучения и воспитания [8].
Как пишет в своей статье Ионкин П.А. [10], Л. Ярроу выявил множество разнообразных причин отставания воспитанников. Это и материнская депривация, и обеднение среды в подобных учреждениях за счет снижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация).
Понятие психической депривации ввели чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек [Там же]. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени.
Специфические условия жизни в детском доме часто приводят к отставанию психического развития детей по некоторым параметрам [33]:
- эмоционально-волевое развитие: возможны апатичность, безынициативность, эмоциональная невыразительность, недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, неорганизованность;
- речевое развитие: медленное овладевание речью;
- интеллектуальное развитие:
- социальное развитие
К проблемам подростков, воспитывающихся в детским домах можно отнести следующие:
- неконструктивные способы реализации коммуникативных потребностей;
- нарушения в сфере самосознания;
- вспышки гнева, агрессии, обидчивость;
- преувеличенное реагирование на событие и взаимоотношения;
- провоцирование конфликтов со сверстниками, неумение общаться с ними;
- поверхностность чувств;
- состояние беспомощности;
- доминирование защитных форм поведения в конфликтной ситуации.
Эмоциональный портрет воспитанника детского дома, согласно исследованиям Э.А. Минковой, характеризуется такими чертами, как [5; 34]:
Ø пониженный фон настроения;
Ø бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения;
Ø склонность к быстрой смене настроения (приподнятое настроение переходит в угрюмость, агрессию);
Ø однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений;
Ø эмоциональная поверхностность, которая сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию;
Ø неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности);
Ø повышенная склонность к страхам, тревожности, беспокойству;
Ø основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий;
Ø нестабильность эмоциональных контактов с окружающими;
Ø непонимание эмоционального состояния другого человека.
Левандовская Е.А. в диссертационном исследовании [16] показала, что существует «социальная специфика развития внутреннего мира подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа:
а) отставание в уровне когнитивного развития (недостаточная дифференцированность образов) внутреннего мира;
б) более низкая эмоциональная оценка, значимость и стабильность «образа Я», связанного с дезадаптацией;
в) доминирующее положение во внутреннем мире «образа Другого».
Кроме того, существуют следующие особенности развития внутреннего мира подростков-сирот:
а) в структурном отношении наблюдается переход от глобальной недифференцированности (11-12 лет) к появлению иерархической структуры («образ Другого» - «образ Я» - «обобщенный образ предметного мира») внутреннего мира (13-15 лет);
б) в содержательном отношении наблюдается снижение позитивности и уровня субъективной значимости всех компонентов структуры внутреннего мира; снижается уровень стабильности представлений о другом человеке и профессии, но увеличивается стабильность представлений о школе [16].
Для старших подростков-сирот более значимыми становятся ценности «наличие хороших и верных друзей», «общественное признание», «жизнерадостность» и «исполнительность»; менее значимыми – «счастье других», «творчество», «высокие запросы» и «широта взглядов».
Стоит отметить и наличие проблем в становлении позитивной половой идентичности. Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: на протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Дети же из детских домов изолированы от этих ценностей [27]. Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети из детского дома, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы. Дети, воспитывающиеся в детском доме, не имеют в своем окружении адекватных моделей для становления у них правильной гендерной идентичности, поскольку они наблюдают взрослых, как правило, при выполнении ими своих служебных обязанностей. Это является одним из факторов определяющих низкую дифференцированность гендерной идентичности детей выросших в условиях депривации семейных отношений.
Специфика самосознания воспитанников детского дома проявляется в половозрастной идентификации, представлении себя в аспекте психологического времени, особенностях самооценки, оценки в рамках социального пространства личности [8].
Социальная специфика развития внутреннего мира сирот старшего подросткового возраста проявляется в особой значимости «образа Другого», центральное место в котором отводится образу сверстника противоположного пола, а также в более негативном отношении к себе, собственной внешности и социальному статусу, семье и профессии [16].
Многие специалисты [10] отмечают, что у детей в интернатных учреждениях часто развивается моральное иждивенчество, привычка жить по указке, «чужим умом».
Особая проблема - феномен "мы" в условиях детского дома. Установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на "своих" и "чужих", на "мы" и "они". От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Однако внутри своей группы дети, живущие в детском доме, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста [8].
Известно, что подростковый возраст характеризуется борьбой за автономию, самостоятельность, отвержение контроля и т.п. Однако, как показывают исследования Прихожан А.М. и Толстых Н.Н. «…при далеко не идеальном поведении подростки из интерната считают необходимым контроль, опеку над собой».
Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому.
Особую роль, по мнению Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан, в развитии личности играет уровень агрессии у воспитанников детского дома. «Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии у детей сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Некоторые добавляют, что у этих детей не удовлетворены и все другие социальные потребности - в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале - и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности» [10]. В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность Я - концепции, которая сводится у детей, воспитывающихся без семьи, к зыбкому набору случайных характеристик и может служить как причиной, так и следствием постоянного переживания глубокого эмоционального дискомфорта. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.
Кроме того, сказывается и период пребывания ребенка в детском доме. Так, по оценкам педагогов и психологов [34], наиболее типичными и яркими проявлениями детей в адаптационном периоде были следующие: агрессивность, негативизм, озлобленность по отношению к другим воспитанникам и взрослым; низкий уровень общего развития; неадекватность поведения, непредсказуемость поступков, неумение подчиняться требованиям; чрезмерная возбудимость; эгоизм, потребительское отношение к жизни, отсутствие чувства ответственности; замкнутость, негативное или настороженное отношение к взрослым; в отдельных случаях отмечались проявления жестокости.
В детском учреждении интернатного типа дефицит общения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого. «Агрессивные, грубые ответы, которые воспитанники детского дома часто адресуют взрослым, - пишет А.Б. Зайцев в своем диссертационном исследовании [8], - противоречат принятым в нашей культуре нормам взаимоотношений ребенка и взрослого и свидетельствуют о несформированности у этих детей соответствующей дистанции в общении со взрослым».
В детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же группой сверстников, причем он сам не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать любой ученик обычной школы. Но одновременно он не может быть и исключен из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Такую безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении интернатного типа можно, с одной стороны, рассматривать как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, а с другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию [Там же].
Как отмечает Ионкин П.А. [10], в психологической литературе очень мало публикаций с анализом особенностей развития детей в подобных детских учреждениях.