Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОНР в логике сопровождения
Работа по коррекции речевых нарушений проводится комплексно.
Со стороны медицинского персонала: детям делают массаж, осуществляют физиотерапевтическое лечение, ЛФК, оказывают психотерапевтическую помощь.
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями.'
Поскольку мы говорим о детях с нарушением речи, значит, ведущим будет логопедическое сопровождение (табл. 5). Коррекционно логопедическая работа в группе осуществляется под контролем логопеда.
Содержание логопедической работы строится с учетом программы обучения и воспитания, по которой работают в каждом конкретном ДОУ. Учитывая проблемы дошкольника с ОНР, можно с полной уверенностью сказать, что тот объем материала, который предлагается В ОЧСНЬ интересных, содержательных программах «Детство», «Развитие» и др., на первых этапах коррекционной работы будет сложен. Поэтому рекомендуется использовать:
· «Программу для детей с общим недоразвитием речи» - авторы Т Б. Филичева, Г В. Чиркина;
· «Систему коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» - автор Н. В. Нищева;
· О программу «Аккорд» для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, разработанную коллективом ДОУ № 19 Центрального района Санкт-Петербурга;
· парциальные программы; технологии.
Учитывая диагноз - ОНР разной степени, планирование составляется таким образом, чтобы логопедическая работа осуществлялась над
речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются, в той или иной степени сложности, виды деятельности и на развитие фоне‑
Таблица 5 Логопедическое сопровождение детей с ОНР
1. Работа по развитию понимания речи. | |||
2. Создание мотивации для развития речевых коммуникаций. | |||
З. Формирование пространственных представпений и сенсомоторных навыков. | |||
4. .Коррекция неправильного звукопроизношения. | |||
5. .Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений. | |||
6. Уточнение и расширение словарного запаса. | |||
7. Усвсение грамматических категорий. | |||
8. Развитие психических функций. | |||
9. Воспитание эмоционально -волевой сферы. | |||
10. Подготовка к обучению в школе. | |||
11. При осложненных формах общего недоразвития речи параллельно проводится логопедическая | |||
работа по коррекции конкретных речевых нарушений | |||
ОНР, осложненное дизартрЧей | ОНР, осложненное ринолалией | ОНР, осложненное алалией | |
моторная | сенсорная | ||
1. Система упражнений | 1. Формирование | 1. Воспитание речевой | 1. Развитие речевого |
по развитию моторной | речевого дыхания. | активности. | слуха (сознательного |
функции. | 2. Формирование даи- | 2. Формирование | анализа состава речи). |
2. Развитие фонетико- | тепьного ротового | импрессивной и экс- | 2. Развитие фонемати‑ |
фонематической сто- | выдоха при реализа- | прессивной сторон | ческой системы. |
Роны речи: | ции артикулем глас- | речи. | З. Формирование |
• формирование вое- | ныхзвуков. | 3. Развитие граммати- | лексико-граммати‑ |
приятия устной речи | З. дифференциация | ческих функций речи. | ческой системы речи. |
на фонетическом | короткого и длитель- | 4. Овладение коммуны- | 4. Развитие коммуника‑ |
уровне; | нога ротового и носа- | катаными умениями | тивных умений и на‑ |
• формирование вас- | вого выдоха при фор- | и навыками (СВЯЭНОЙ | выкав |
приятия устной речи на фонологическом уровне; • формирование пра- вильнОГозвукопроиз- ношения. З. Развитие лексико- грамматического строя речи. | мировании сонорных звуков и аффрикат. 4. Формирование мягких звуков. (Методика А. Г. Нппали‑ товой) + все направления работы, опириные выше | речью) | |
4. Развитие связной | |||
Речи. | |||
(Лопатина Л. В., Сереб‑ рякова Н. В. Логопеди‑ ческая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии) |
тико-фонематической стороны, и лексико-грамматического строя, и связной речи. Коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется с максимальным включением анализаторов, привлечением яркой выразительной наглядности.
План работы логопеда и воспитателей составляется на основе диагностики. В зависимости от уровня речевого развитии определяется приоритетное направление коррекционно-логопедической работы.
Мы не ставим перед собой цель описать в данном посо6ии поэтапную коррекционно-логопедическую работу по преодолению общего недоразвития речи. Методики обучения детей с различными уровнями речевого развития достаточно подробно описаны авторами Р Е. Левиной, Т Б. Филичевои, С В. Чиркиной, Н. С. Жуговой, Е. М. Мастюковой, Л. С. Волковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой и др. (см. список литературы). Нам важно определить логику сопровождения детей с ОНР и в рамках сопровождения выделить направления работы по формированию у детей:
· фонетико-фонематических компонентов речи;
· лексико-грамматических категорий;
· связной речи.
Формирование фонетико-фонематических
Компонентов речи
При обучении дётей с общим недоразвитием речи важное место отводится развитию фонематической системы языка.
«Произношение речевых звуков и их сочетаний, составляющих артикуляторную структуру слова, формируется на основе фонематического слуха; вместе с тем сами артикуляции звуков активно участвуют в формировании фонематического слуха» (А. Р. Лурия).
ВНИАИ1ИЕ
Данное утверждение, сделанное в результате многочисленных исследований, позволяет сказать, что работу по формированию фонематического восприятия (специальные умственные действия по дифференциации фонем, составляющих звуковую оболочку слова), фонематического слуха (тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова) необходимо проводить параллельно с формированием правильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов логопедической работы и проводится с детьми любого уровни речевого развития - от ЛСНСТНОЙ речи до почти полного отсутствия таковой (у детей со сложными речевыми нарушениями: алалией, дизартрией, ринолaлией, ОНР первого и второго уровней речевого развития) до детей с незначительными фонетико-фонематическими, лексико-грамматическими нарушениями.
Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. При этом нужно учитывать следующее:
§ развитие фонематического восприятия должна проводиться параллельно с развитием внимания, памяти, мышления, процессов, тесно связанных с речью;
§ необходимо формировать навык осознанного усвоения звуков
речи; учить дошкольника контролировать свое произношение;
§ обязательно отра6атынать артикуляции звуков родного языка,
в том числе правильно произносимых;
§ первоначально ребенком усваиваются слова, Т. К. они имеют семантическое значение, а звуки-фонемы существуют в его составе;
§ операции звукового анализа и синтеза проводятся только на основе правильно произносимых звуков;
§ использование наглядного материала, опора на символику позволяет включить в деятельность большее количество анализаторов;
§ игра является основной формой деятельности, но необходимо учитывать итог факт, что игровые действия у ребенка с ОНР могут быть не сформированы и требуется специальное обучение.
Всю систему логопедической работы по формированию фонетика-фонематической системы языка у детей с ОНР можно условно разделить на этапы.