Ускоренная речь. Замедленная речь
Ускоренная речь
Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, которые развиваются лишь постепенно, достигая своего совершенства уже в зрелом возрасте. Обычно ускоренная речь детей переходит в патологическую форму лишь у детей-невропатов. Различают две формы такой речи.
1. В первом случае ускоренная речь (баттаризм) обнаруживается особенно ярко: звуки и слова произносятся очень быстро, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявлять своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки, с захлебыванием до полного истощения выдоха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, и она разбрызгивается наружу. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Искажается синтаксис (аграм-матизмы) и содержание речи. Часто полнейшая социальная непригодность и неэстетичность — характерные свойства такой ускоренной речи.
Болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всем поведении, значительное расстройство внимания и слабость тормозного аппарата — характерные черты такого ребенка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие их.
Мышление у таких детей страдает разбросанностью, недостаточной логичностью.
Основной причиной убыстренной речи является врожденная речедвигательная недостаточность (ослабленность тормозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отставание и в музыкальных способностях, а следовательно, и нарушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребенка — ближайшие причины этого недостатка.
2. Менее тяжелая форма (тахилалия): несмотря на ненормально быстрый темп речи, в ней нет резких искажений ни фонетики, ни синтаксиса. Вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30. За такой речью трудно следить, трудно понимать ее. Причины те же, но выражены в более слабой степени.
Очевидно, что баттаризм является своеобразным речевым неврозом, во многом сходным как по своей этиологии, так и по некоторым проявлениям с заиканием (вспомним «торопливость» заикающихся как в стадии заикания, так и в стадии, предшествующей заиканию, когда эта торопливость является предвестником грядущего заикания). Коренное отличие от заикания: нет судорог, нет страха публичной речи и «трудных» звуков, нет ярко выраженной периодичности в протекании недостатка (улучшение или ухудшение), лучше говорит с незнакомыми людьми — больше следит за содержанием речи, хуже с знакомыми (заикающийся — наоборот).
Из самого описания дефекта становится очевидной методика его устранения. Все то, что укрепляет и оздоровляет нервную систему и вырабатывает прочные тормозные механизмы, фиксирует внимание баттарика на произносимом им самим и другими, — все это содействует ликвидации ускоренной речи.
Поэтому при нервной ускоренной речи в общем пользуются приемами искоренения заик л ивой речи: 1) выработкой медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; 2) выработкой медленного ритмического чтения; 3) выработкой медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива; 4) выработкой здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; 5) развитием общего и слухового внимания к речи. Важной работой являются упражнения, связанные с четким, ритмическим чтением, рецитиро-ванием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу. Полезно письмо под медленную диктовку, обязательно под неторопливое «проговаривание».
Полезны пение, физкультура как воспитывающие упорядоченность в движениях.
При первой форме недостатка все указанное проводится более усиленно и со значительно большим замедлением темпа речи. Полезно на заданный вопрос сначала ответить про себя (тихим шепотом или шевеля только губами), а затем медленно и плавно произнести уже вслух.
Воспитание логического мышления у баттариков достигается путем наблюдений, чтобы каждое предложение, немногословное и простое, четко выражало свое содержание, каждая последующая мысль увязывалась с предыдущей. В этом случае особенно полезны частые вопросы «почему» и упражнения в договаривании начатых фраз, развивающих одну тему. Практикуется словесная передача разыгрываемых инсценировок, рассказы по картинке, речевые игры.
Для развития слухового внимания надо чаще упражнять в повторении сказанного логопедом. В обоих случаях полезно говорить перед зеркалом, наблюдая за своей артикуляцией.
Вся указанная работа, при наличии хотя бы небольшой группы баттариков, проводится коллективным методом, аналогично работе с заикающимися. Здесь «коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость» (Ю.А. Флоренская).
Одновременно, если есть показания к этому, врачом ведется лечение нервной системы лекарственными и физиотерапевтическими средствами.
Этот недостаток обычно держится упорно, и требуется не менее полугода работы, чтобы добиться положительных результатов. В то же время он очень подвержен рецидивам, поэтому необходимо внимательное наблюдение над учеником в течение многих месяцев (до года) уже после занятий. В общем же недочет вполне устраним и не требует особенно сложной методики: все сводится к длительности и систематичности применения избранных руководителем основных методических приемов.
Замедленная речь
Болезненно замедленная речь (брадифразия) также встречается среди детей, чаще у олигофренов. Страдающий этим недостатком говорит медленно, вяло, растягивая слоги на гласных звуках и смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична, не приспособлена к целям социального общения (брадифразика не выслушивают до конца, избегают с ним говорить, трунят над ним и т. п.). Это патологическое явление речи связано с типичными вообще для данного ребенка заторможенным мышлением, вялыми и медленными движениями.
Перевоспитание замедленной речи проводят:
1) Лечением соответствующими медикаментами и физиотерапией нервной системы.
2) Логопедическими приемами, вырабатывающими быстрые и четкие речевые движения. И здесь вся работа основывается на ритме. Главные упражнения — четкое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый рукой такт с постепенным ускорением темпа чтения. Произносятся стишки и самостоятельная речь; скороговорка — наиболее благодатный в данном случае материал. Очень полезно с такими детьми систематически проделывать ритмическую гимнастику с быстрыми и четкими движениями: маршировка, бег и другие телодвижения под музыку и т. п., а также всякого рода игры, спорт, состоящие из быстрых (под наблюдением врача) движений. Более тесное вовлечение в активную жизнь коллектива сверстников — полезное условие воспитания нормального темпа речи.
В результате 6—12-месячной работы речь становится значительно четче и быстрее. В этом случае необходимо сравнительно долгое наблюдение над брадифразиком и после обучения.
Что касается целого ряда других речевых недостатков, как-то: беспорядочной болтовни, когда ученик безудержно говорит, не наполняя своей речи достаточным содержанием, часто повторяет одно и то же; вставки лишних, не имеющих социальной значимости звуков, словечек и словосочетаний и т. п., то такие недостатки исчезают в результате общего воздействия школы путем развития сознания и определенного обучения (тренировка в синтаксисе) или же путем постоянных поправок, указаний, советов и тому подобных педагогических воздействий, упражнений в правильной литературной речи через чтение и беседы, а главное — путем повседневной речевой практики в общественной жизни при условии здоровых социальных взаимоотношений с коллективом.
В основе последней группы речевых недочетов лежит или неправильное речевое окружение и воспитание, или же расстройства в соотношении основных мозговых процессов — возбуждения и торможения на почве перенесенных болезней или нейропатической отягченности.
Всякого рода расстройства речи на почве психических заболеваний (шизофрения и т. п.), как-то: логоррея (бессмысленный речевой поток), безудержная быстрота речи, манерность речи и т. п., ликвидируются путем специального психиатрического лечения: с выздоровлением психики исчезают и указанные извращения речи.
М., 1959. — С. 242— |
Хватцев М.Е. Логопедия. 253, 308—310.
М. Зееман