Характеристики ребенка с задержкой психического развития
В содержание педагогической характеристики включаются следующие разделы: 1) общие сведения о ребенке; 2) состояние учебных знаний и навыков; 3) общее развитие ребенка; 4) особенности речи и мышления; 5) особенности учебной (позна-вательной) деятельности; 6) особенности поведения; 7) характеристика личности; 8) заключение.
В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных о ребенке (дата рождения, дата поступления в ДОУ / школу и т.д.), должно быть указано, посещал ли он ранее дошкольное учреждение, откуда поступил, в какой класс, какую возрастную группу
(для детей с ЗПР) принят. Следует кратко охарактеризовать семью ребенка и отметить, имеются ли обстоятельства, травмирующие его в психологическом плане.
В разделе «Состояние учебных знаний и навыков» необходимо указать, какой учебный предмет (или предметы) затрудняет ребенка, что им не усвоено, какая помощь оказывалась ему педагогом (в том числе на индивидуальных коррекционных занятиях), эффективность ее. Здесь же следует описать индивидуальные особенности усвоения знаний: темп мыслительной деятельности, особенности запоминания (быстрота, осмысленность), работоспособность, степень самостоятельности, реакция на помощь со стороны педагога и др.
При описании общего развития (III раздел) характеризуется уровень знаний и представлений ребенка об окружающем: о своей семье, ближайшем окружении, простых явлениях природы. Указывается, какова степень точности и полноты знаний, насколько адекватными являются эти знания и представления (желательно привести соответствующие примеры); насколько развита у ребенка познавательная активность.
При характеристике речевого развития требуется дать краткое описание-оценку имеющегося словарного запаса (объем, правильность употребления слов по их значению); показать возможности пользования грамматическими формами слов; указать, отмечается ли аграмматизм, трудности языкового оформления высказываний, отмечается ли обедненность речи (лексическими и грамматическими категориями и формами слов) и др.
Необходимо отметить особенности самостоятельной речи данного ребенка, способность пересказывать прочитанный или прослушанный текст, составить рассказ-описание предмета, рассказ по сюжетной картинке (серии картинок).
Описывая особенности мыслительной деятельности, следует указать на наличие способности к обобщению, осмыслению материала, на возможность понимания логических связей и отношений (в окружающей действительности), на умение выделять существенные признаки предметов, возможность переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Необходимо показать возможности использования ребенком помощи педагога при решении мыслительных задач.
Характеризуя особенности учебной деятельности, необходимо отразить следующие моменты: как быстро ребенок включается в работу, насколько устойчиво ее выполняет, как переключается, каков темп его работы, показатели работоспособности; импульсивен ли ребенок при выполнении заданий; усидчив или нет; владеет ли приемами самоконтроля; может ли работать самостоятельно или нуждается в постоянной помощи взрослого; обладает ли устойчивым вниманием или легко отвлекается.
При описании поведения ребенка необходимо указать, насколько он дисциплинирован на занятиях, вне занятий (на прогулке, при приеме пищи и т.д.); отметить, есть ли у него двигательная расторможенность или заторможенность; какими навыками культурного поведения владеет, как они формируются.
В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: личностная устремленность - интересы (учебные и внеучебные); способности, относящиеся к учебной деятельности; отношение к общественным поручениям; к товарищам и взрослым (к родителям, педагогам, воспитателям); чем ребенок занимается в свободное время; обидчив ли, часто ли обращается ко взрослым с жалобами; каков преобладающий фон его настроения; переоценивает или недооценивает свои возможности; как относится к неудачам в учебе, к похвале и к порицанию.
Последним разделом характеристики является краткое заключение. Здесь следует отметить существенные черты характера и особенности личности, в том числе те, которые оцениваются педагогом положительно; указать, какие особенности ребенка мешают ему успешно овладевать знаниями и навыками практической деятельности, предполагаемые причины этого; какова готовность ребенка к обучению (по программе массовой общеобразовательной или специальной школы, коррекционного детского сада); наметить основные направления дальнейшей педагогической работы.
Параметры сформированности произвольной деятельности учебного типа.*
• мотивационный компонент деятельности:
‒ интерес ребенка к заданию;
‒ особенности эмоционального отношения к процессу и результату деятельности;
‒ эмоциональное отношение к вероятному продолжению деятельности.
• регуляционный компонент:
‒ степень полноты принятия учебного задания;
‒ степень сохранения его до конца деятельности;
‒ качество самоконтроля по ходу выполнения задания;
‒ уровень самоконтроля при оценке результата деятельности: способен ли ребенок критически оценить результаты своего труда и обосновать эту оценку.
• ориентировочно-операционный компонент:
– особенности планирования ребенком предстоящей деятельности;
– особенности вербализации выполняемого задания (свидетельствуют об осознании ребенком общей цели, средств и способов выполнения задания);
– уровень выполнения и осознанности выполняемых действий.