Сенсорные и перцептивные свойства
Осуществляя трудовую деятельность, человек использует все возможности своей психической организации. Управление деятельностью человека осуществляется через посредство функций ощущения и восприятия (сенсорика). Основной характеристикой сенсорики человека является общее свойство сензитивности. Сензитивность - это состояние повышенной чувствительности той или иной функции копределенного рода влияниям окружающей действительности. Сензитивностьсвязана с типом нервной системы человека и одновременно является относительно устойчивой характеристикой личности. В силу его универсальности свойство сензитивности можно использовать как показательную диагностическую структуру эффективности трудового процесса.
Важной характеристикой сенсорных процессов, имеющей значение для профессиональной деятельности, является уровень чувствительности анализаторов. Для развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации человека характерна неравномерность. У одного и того же человека может быть повышена чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и одновременно понижена чувствительность цветового зрения или музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны с природным преобладанием одного из анализаторов или развитием его в профессиональной деятельности. Для того чтобы сформировался тот или иной сенсорный навык, необходимы достаточно низкие пороги чувствительности. Сенсорные навыки складываются из запаса сенсорных эталонов и овладения способами оперирования образами. Сенсорный эталон - система чувственных признаков, которая усваивается как образец восприятия объектов и их свойств. Основной механизм сенсорного навыка -сопоставление воспринимаемого сигнала и эталона. Например, опытные сварщики быстро и точно определяют качество шва по оттенкам пламени сварки. По мере накопления знаний о сенсорных эталонах повышается чувствительность анализаторов.
Если чувствительности данного анализатора оказывается недостаточно, чтобы обеспечить требуемую эффективность деятельности, то результат достигается за счет механизма компенсации. Компенсация - это замещение слаборазвитых или отсутствующих функций другими психическими свойствами или их комбинацией для маскировки внутреннего дефекта и достижения эффективного результата деятельности. На уровне профессиональной деятельности компенсация выступает в форме взаимозамещения профессионально важных качеств.
Восприятие — психический процесс, порождающий чувственный субъективный образ объективного мира. Назначение системы восприятия в том, чтобы обеспечить достаточные условия для адаптивного поведения. Чтобы взаимодействовать с окружающей средой, летчику, оператору или шоферу нужно иметь возможность воспринимать состояние этой среды. Для этого требуется перцептивная информация.
Восприятие как основа приема информации характеризуется рядом свойств:
- целостностью;
- осмысленностью;
- константностью;
- избирательностью.
На основе этих свойств восприятия формируется перцептивный образ.
Основой восприятия является не анализ образов, а принятие решения о том, какую именно информацию взять для обработки и как ее обрабатывать. Выделяют два основных механизма восприятия в трудовой деятельности:
- компромисс между скоростью и точностью (КСТ). Существует закономерность: чем продолжительнее период ожидания до принятия решения, тем более точный дается ответ;
- механизм внимания. Имеется скрытая связь между тактикой распределения внимания, принятой наблюдателем, физическими свойствами средств отображения информации и механизмами зависимости восприятия от эффекта КТС.
Чтобы обеспечить быстрое и точное восприятие требуются:
- надлежащее представление физических сигналов;
- правильное распределение наблюдателем своего внимания;
- выбор подходящего критерия соотношения скорости и точности.
При восприятии сигналов из внешней среды и формировании оперативных образов устанавливаются связи между блоками информации. Со временем эти связи закрепляются в эталонные типовые схемы субъекта. Такие схемы позволяют одномоментно воспринимать большой объем информации, так как выступают одной информационной единицей (гештальтом). Это оперативные единицы восприятия. Большое значение имеет проблема помехоустойчивости восприятия. При утрате части информации человек воспринимает дефектный сигнал как целостный образ восприятия. Этот механизм обеспечивает адекватную работу на фоне даже значительных помех.
15.Профессионально-важные качества. Аттенционные и психомоторные.
Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.
Учёные, занимающиеся определением ПВК: Щадриков В.Д., Е.П.Ермолаева, А.К,Маркова, Ю.В,Котелова, Е.С.Шелепова, М.А,Дмитриев, А.В.Королев, Б.А.Смирнов и т.д.
Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий).
Аттенционные свойства:
·устойчивость внимания;
·концентрация внимания;
·распределение внимания;
·переключение внимания.
Психомоторные свойства:
·скорость реакции;
·точность реакции;
·пространственно-временная характеристика движений;
Аттенционные свойства (=св-ва внимания). К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.
Избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к осознанной цели. За величину объема внимания принимается количество одновременно отчетливо осознаваемых объектов. Показатели переключения и устойчивости внимания характеризуют качество выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Распределение внимания характеризует эффективность деятельности в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий.
Профессионально важные свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения - по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость внимания.
Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. С возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания, но лишь там, где она не поддерживается профессиональным опытом.
Можно говорить о типичной для данного человека устойчивости внимания, широте распределения, скорости переключения. Однако в зависимости от условий труда, эти характеристики у одного и того же человека могут варьировать в широких пределах. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойства внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление в первую очередь сказывается именно на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик.
Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы.
Основные психомоторные качества человека, как его общие двигательные характеристики:
Сила - предельный уровень физического напряжения (усилия), развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.
Быстрота - присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.
Координированность - согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата. Хорошая координированность обычно предполагает широкий диапазон темпоральных возможностей индивида и его склонность к ритмизации движений.
Пластичность - согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом .
Ловкость - высокая степень координированности и быстро ты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.
Выносливость - способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений. Если два предыдущих свойства человека можно с натяжкой рассматривать и как характеристики движений (что встречается в быту и в литературе), то выносливость - это качество сугубо индивидное и движение не характеризует. Выносливость проявляется как свойство человека (или животного) при исполнении движений. Она связана с другим индивидным свойством - утомляемостью.
16. Профессионально-важные качества. Мнемические и имаженитивные.
Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека.
Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы. Профессионально-значимые качества, под которым понимаются свойства субъекта труда в целом, не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладения профессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура. ПВК являются предпосылкой профессионально деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от нижнего («начального», или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему (или «профессиональному») уровню.
На начальных этапах освоения профессиональной деятельности в значительной степени зависит от наличных профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, характеризуемых достижением более высокого уровня профессиональной успешности и усложнением содержания труда, эффективная деятельность становится возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых уже соответствует требованиям деятельности, могут не только стабилизироваться, но и даже регрессировать. При переходе на качественно более высокий уровень - уровень профессионального мастерства происходит индивидуализация ПВК, изменение структуры связей между ними. По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК (а не отдельными качествами). Возрастает роль свойств личности. Мнемические свойства. Память - один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре память можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось. Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика - наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации. Объем оперативной памяти равен 7±2 единицы информации. Объем отсроченного воспроизведения меньше, при этом снижается и точность воспроизводимого материала, происходит забывание.Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при условии фиксированных способов выполнения данной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.Один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок. Имажитивные свойства. Имажинитивные умения - процессы мыслительного построения образов таких предметов и явлений, которые непосредственно не воспринимаются, а проходят, опираясь на имеющиеся представления о родственных предметах и явлениях. Можно говорить лишь в общем плане о крайних проявлениях ограниченности, бледности образов воображения, с одной стороны, и яркости, плодотворности, оригинальности этих образов - с другой. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств, изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологической наукой материалов, можно утверждать, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки. Воссоздающее воображение включено в трудовую деятельность шире, чем творческое воображение. Любое трудовое действие имеет цель, которая чаще всего выступает в форме образа конечного продукта, результата трудовых действий. Обычно этот конечный результат заранее определяется чертежом, технологической картой, устной инструкцией. Есть профессии, основным содержанием которых является оперирование образами воссоздающего воображения, например профессии разметчика, закройщика, диспетчера Напр.диспетчер аэропорта на основе поступающей к нему по различным каналам информации о положении и движении воздушных судов рисует в своем воображении пространственно-временной зрительный образ воздушной ситуации. Образ этот трехмерный, динамичный, включающий не только сиюминутное положение управляемых объектов, но и экстраполяцию их относительного пространственного положения через короткий отрезок времени (3—10 мин). На основе этой мысленной картины воздушной ситуации принимаются решения и отдаются распоряжения, обеспечивающие безопасность воздушного движения. При оптимальном режиме, когда движение воздушных судов идет в соответствии с графиком, решения принимаются по стандартному алгоритму, предусмотренному инструкцией. Однако воздушная ситуация непредсказуема. Поэтому воссоздающее воображение и способность к зрительно-пространственной экстраполяции образа являются профессионально значимыми свойствами для диспетчера аэропорта. Например, доказано, что у школьников, занимающихся в технических кружках, после кратковременного восприятия нескольких объектов возникали более устойчивые, более богатые деталями образы, которыми они успешнее (по сравнению с учащимися контрольной группы) оперировали: - сопоставляли, перемещали в пространстве. На основании указанных наблюдений напрашивается вывод о возможности формирования соответствующих навыков. Для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.д.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями.
17.Профессионально-важные качества. Мыслительные и коммуникативные.Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы. Профессионально-значимые качества, под которым понимаются свойства субъекта труда в целом, не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладения профессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура. ПВК являются предпосылкой профессионально деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от нижнего («начального», или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему (или «профессиональному») уровню.
На начальных этапах освоения профессиональной деятельности в значительной степени зависит от наличных профессиональных способностей. На последующих этапах профессионализации, характеризуемых достижением более высокого уровня профессиональной успешности и усложнением содержания труда, эффективная деятельность становится возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых уже соответствует требованиям деятельности, могут не только стабилизироваться, но и даже регрессировать. При переходе на качественно более высокий уровень - уровень профессионального мастерства происходит индивидуализация ПВК, изменение структуры связей между ними. По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК (а не отдельными качествами). Возрастает роль свойств личности.
Мыслительные свойства. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его структур: вербального и невербального. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания (так называемое «левополушарное мышление»). Невербальный интеллект связан с развитием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления («правополушарное мышление»). Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности, а также врожденных индивидуальных особенностей. Проведенные петербургскими психологами исследования студентов с технической и гуманитарной ориентацией выявили статистически значимое различие между двумя названными контингентами. Было обнаружено, что профиль интеллекта студентов технических специальностей сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному. У студентов гуманитарных специальностей, напротив, более развит вербальный интеллект и снижен невербальный. Однако результаты исследования интеллекта инженеров показали, что наилучших успехов в работе достигли те специалисты, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т.е. общими и специальными способностями.
Потенциально возможный для человека уровень интеллекта (ВУИ) зависит от врожденной способности его ума формировать и удерживать правильные представления, связывая их между собой. Деятельный уровень интеллекта (ДУИ), который человек проявляет и использует, определяется этой его способностью (т.е. ВУИ) за вычетом негативного влияния эмоций (ЭМ), делающих его «слепым» перед лицом фактов и искажающих его восприятие, т.е. ДУИ = ВУИ - ЭМ.
Кроме того, в психологии различают так называемый профессиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социальный - на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации.
Коммуникативные свойства– это устойчивые характеристики особенностей поведения человека в сфере общения, значимые для его социального окружения. Конкретная личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, и это определяет многообразие накапливаемых и закрепляемых личностью способов ее участия в общении. У субъекта общения имеется также определенный коммуникативный потенциал, который определяет его коммуникативные возможности. Коммуникативные свойства личности, коммуникативный потенциал находятся во взаимосвязи с подструктурами, составляющими компонентами структуры личности и накладывают свой отпечаток на поведение человека в сфере общения и на все компоненты личности в целом. Коммуникативные (или социально-психологические) качества в зависимости от степени их развития могут быть способствующими и затрудняющими.
Качества, способствующие деловому взаимодействию:
- организованность в совместной работе
- уверенность
- независимость
- скромность
- установка на сотрудничество
- готовность к оказанию помощи
- сочувствие
- обязательность
- искренность
Качества, затрудняющие деловое взаимодействие:
- скептицизм
- застенчивость
- покорность
- сверхконформность
- переоценка своих возможностей
- агрессивность
- стремление к доминированию
- самодовольство
- обидчивость
- снисходительность
18. Профессионально-важные качества. Волевые и эмоциональные
Под профессионально важными качествами (ПВК) понимаются индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам относят и способности. К индивидуально-психологическим (типологическим) свойствам относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства человека. Основные характеристики нервных процессов накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы. Профессионально-значимые качества, под которым понимаются свойства субъекта труда в целом, не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладения профессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура. ПВК являются предпосылкой профессионально деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в ходе труда изменяет и самого себя. Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от нижнего («начального», или «учебного») уровня профессиональной успешности к высшему (или «профессиональному») уровню.
Воля является важным качеством человека, без которого невозможно было бы достигать целей, которые каждый человек так или иначе всегда ставит перед собой в течение своей жизни. Именно от того насколько развиты у человека волевые качества, зависят его успехи и достижения. В этой стать хочется подробно рассмотреть понятие "Воля" и какие дейсвия совершаемые человеком относятся к волевым.
Волевые качества - это относительно устойчивые, независимые от конкретной ситуации психические образования, удостоверяющие достигнутый личностью уровень сознательной саморегуляции поведения, ее власти над собой.
Волевые качества рассматривают как индивидуальные особенности свободы, присущие отдельным людям. К положительным качествам относятся такие, как настойчивость, целеустремленность, выдержка и т.д.
Перечень положительных и отрицательных волевых качеств очень велик, поэтому рассмотрим основные из них. Четкую классификацию волевых качеств сделал В. К. Калина. Такие волевые качества, как энергичность, терпеливость, выдержку и смелость, он относит к базальным (первичным) качествам личности. Функциональные проявления их являются однонаправленными регуляторными действиями сознания, набирают форму волевого усилия.
Под энергичностью понимают способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.
Терпеливость определяют, как умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления).
Выдержка - способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
Смелость - способность в случае возникновения опасности (жизни, здоровью или престижа) сохранить устойчивость организации психических функций и не снизить качество деятельности.
Иначе говоря, смелость связана с умением противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.
К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность, эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность – экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.
Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность – способность к перенесению трудностей. Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других – эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии – асинтонности (эмоциональной бесчувственности).
Эмоциональные качества влияют на общий психический облик человека, образуя - эмоциональный тип личности. Различают несколько типов: эмоциональные, сентиментальные, страстные, фригидные (холодные).
Эмоциональный тип.
Люди, эмоционально впечатлительные и легко возбудимые, часто, на незначительные события, слова, реагируют импульсивно, кричат, плачут, становятся агрессивны. Свои поступки, вызванные состоянием эмоционального аффекта, глубоко переживают, не всегда признают свою неправоту, доказывают обратное. Не делают выводов на будущее, повторяя неадекватное эмоциональное реагирование.
Менеджеры с таким типом личности, как правило, могут продвигаться в карьерном росте исключительно из-за высочайшего профессионализма, им разрешается вести себя излишне эмоционально до тех пор, пока это не сказывается на эффективности работы, позитивном эмоциональном настрое всего коллектива. Как только "эмоциональное хулиганство" приносит больше вреда, чем менеджер приносит пользы для компании, от такого работника стараются избавится, просто его эмоциональная неуравновешенность дорого обходится работодателю.
Сентиментальный тип.
Такие люди больше увлечены своими эмоциями, переживаниями, которые не связаны с поведенческой активностью. Они склонны к самосозерцанию. Мир для них представлен сквозь призму своих актуальных эмоциональных состояний. Этих людей можно назвать чувственно-пассивными, они любуются своими эмоциями, которые, часто, изображают для себя.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут не замечать эмоции и состояния других людей. Хотя, они умеют, и даже иногда замечают, что клиент нервничает, но для них главное самолюбование своими чувствами.
Страстный тип.
Это люди эмоционально мобильные, всё делают с упорством, живут напряженной, яркой, насыщенной жизнью. Обязательно находят себе увлечение, которому отдаются страстно. Свою бурную энергию они тратят в полной мере, сопровождая неуёмную деятельность мощным эмоциональным зарядом. Содержание их страстной увлечённости не имеет особого значения, это может быть великий проект создания крупного холдинга, или охота на гиппопотамов, всё они будут делать эмоционально ярко.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть выдающимися управленцами, но с таким же успехом смогут разрушить любую стабильно работающую компанию, если не будут контролировать свою эмоциональную энергию трезвым и логичным расчётом. Для них полезен контроль со стороны, чтобы компенсировать бурную деятельность эмоциональной устойчивостью.
Фригидный тип.
Фригидный эмоциональный тип - это люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления слабо выражены, поэтому они часто не понимают других людей, которым свойственны более яркие эмоциональные проявления. Бывают трудности в умении сопереживать другим людям, поскольку присоединение к переживаниям человека происходит больше на эмоциональном уровне, чем на логично-рассудительном.
Менеджеры с таким эмоциональным типом личности могут быть очень полезны в аналитической работе, но вряд ли они будут лидерами и хорошими коммуникаторами. Люди с таким типом эмоционального реагирования испытывают серьёзные трудности в управлении коллективом.
Редко можно встретить один чётко выраженный эмоциональный тип личности. Чаще встречается смешение различных вариантов с наличием одного ведущего. Например, фригидный тип может становиться очень даже страстным при известии о лишении премии, или страстный, но сильно уставший похож на сентиментального. Более того, с учётом конкретных условий работы эмоциональные качества могут меняться. Если человек сильно мотивирован проявить себя , то он будет подстраиваться под установленный в компании тем и ритм работы, принятые правила корпоративной культуры.
19. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность трудом – совокупность психологических установок по отношению к трудовой деятельности, осуществляемой работником в организации. В процессе профессиональной адаптации и самоидентификации важную роль играют мотивация трудовой активности и удовлетворенность трудом. Трудовая мотивация – процесс выбора профессии, модели профессиональной активности и обоснования участия человека в трудовой деятельности.
Удовлетворенность трудом в первую очередь зависит от соответствия результата труда внутренним потребностям индивида.
Выделяют две группы факторов, влияющих на удовлетворенность работой. Первая – гигиенические факторы, включающие условия труда и быта, организацию труда, режим работы, обеспечение льготами и жильем. Эта группа факторов влияет на производственные отношения. Вторая группа – мотивы включает удовлетворение внутренних потребностей, в том числе признание достижений успехов в работе, глубинную интеграцию в содержание трудовой деятельности, ответственность, инициативу.
Личностные качества, влияющие на удовлетворенность работой:
1) возраст – с возрастом удовлетворенность работой возрастает;
2) пол – зачастую оплата женского труда ниже мужского;
3) статус – удовлетворенность трудом тем выше, чем выше у работника должность;
4) расовая принадлежность – дискриминация по расовому признаку в первую очередь отражается на статусе кандидатов и финансовом положении;
5) когнитивные способности – несоответствие рабочей деятельности уровню интеллекта ведет к неудовлетворенности трудом либо по причине нереализованных возможностей, либо из-за излишней сложности задания;
6) конгруэнтность работы – удовлетворенность зависит от соответствия заданий способностям исполнителя;
7) отношение к работнику в компании – справедливое или несправедливое по мнению работника отношение влияет на удовлетворенность работой в целом;
8) состояние здоровья;
9) стаж работы – удовлетворенность работой нарастает со стажем;
10) эмоциональная стабильность, адаптивность – чем выше адаптивность и эмоциональная стабильность, тем выше и удовлетворенность работой;
11) организация досуга – удовлетворенность работой повышается, если существуют корпоративные праздники, секции и т. д.;
12) семья и другие внерабочие интеракции – уважительное отношение семьи к рабочим обязанностям индивида повышает удовлетворенность.
Основными критериями удовлетворенности работника трудом являются:
1) уровень заработной платы – если заработная плата соответствует индивидуальным финансовым запросам и ожиданиям;
2) возможность продвижения – реальная и объективная возможность роста работника;
3) качество руководства, которое удовлетворяет работника;
4) характер работы – соответствие индивидуальных интересов и склонностей работника профилю работы;+
5) оценка рабочего коллектива – отношение коллег к качеству труда работника.
Показатели удовлетворенности работой:
1) производительность труда выше;
2) работник склонен помогать другим сотрудникам;
3) уровень прогулов ниже;