Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Возраст и возрастная периодизация
1. Понятие возраста в психологии
2. Структура психического возраста
3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Понятие возраста в психологии
Возраст в психологии имеет следующие значения:
1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей.
2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества.
3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсолютный и возраст условный.
Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц.
Возраст условный, или возраст развития, включает:
Ø возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
Ø возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития ребенка (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.
Ø возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.
Структура психического возраста
Структуру возраста составляют:
Ø характеристика социальной ситуации развития,
Ø нормативные кризисы,
Ø ведущий тип деятельности,
Ø психические новообразования.
Состояние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рассматривать и как критерии возрастного развития.
Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.
Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Он выделил пять периодов психосексуального развития:
1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удовлетворение сексуальной потребности реализуется через рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек испытывает чувство безопасности и комфорта.
2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приучением ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как подарок, другие привлекают внимание родителей задержкой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности).
3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляются: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «комплекс Электры», выраженные как влечение к родителю противоположного пола. Примерно в 5 лет происходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается развитие личности.
4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе.
5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится половое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чувства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).
Эрик Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития. Основное положение – человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.
Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.
Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.
Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Задача личности – адекватно решать каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.
№ п/п | Стадия развития | Нормальная линия развития |
Раннее младенчество (от 0 до I г.) | Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей | |
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. | |
Раннее детство (около 3-5 лет) | Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность | |
Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу | |
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности. | |
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | |
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | Творчество. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. | |
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна Состояние умиротворения. |
Жан Пиаже разработал периодизацию интеллектуального развития. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Основной критерий - интеллект.
Его периодизация включала четыре стадии:
Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъекта действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собственным поведением;
Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предметов словами, эгоцентризм мышления, классификация предметов по отдельным признакам;
Ø стадия конкретных операций (от семи до двенадцати лет) – возникновение элементарных логических рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация предметов по отдельным существенным признакам;
Ø стадия формальных операций (начиная с двенадцати лет) – способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.
Даниил Борисович Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей:
1) деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды:
Ø непосредственно-эмоциональное общение младенца;
Ø ролевую игру дошкольников;
Ø интимно-личное общение подростков.
2) деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят:
Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста;
Ø учебная деятельность младшего школьника;
Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников.
Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой группы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоответствие вызывает смену ведущей деятельности.
Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства.
1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение.
2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.
3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра.
4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.
5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение.
6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность.
Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориентацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.
В отечественной возрастной психологии наиболее распространенной является следующая периодизация:
Возраст | Временные границы | Кризис | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Ведущие новообразования |
Младенчество | 0-1 | Рождения, одного года | Эмоциональное общение со взрослыми | Единство, слитность со взрослым | «Комплекс оживления», автономная детская речь |
Раннее детство | 1-3 | Трех лет | Предметная | Начало отделения от взрослого | «Самость», символизм |
Дошкольное детство | 3-6(7) | Семи лет | Ролевая игра | Выполнение действий под наблюдением взрослого | Произвольность, рефлексия, самосознание, соподчинение мотивов |
Младший школьный возраст | 6(7)-10(11) | Семи лет | Учебная | Начало ориентации на сверстников | Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов |
Средний школьный возраст, подростковый возраст | 10(11)-14(15) | Подрост-ковый | Эмоциональное общение со сверстниками | Максимальная ориентация на сверстников | Чувство взрослости |
Старший школьный возраст, (ранняя юность) | 14(15) -16(17) | Самоопре-деления | Учебно-профессиональная | Автономизация от взрослых | Формирование самосознания и мировоззрения |
Поздняя юность или ранняя зрелость | 18-25 | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | Освоение профессионально-трудовых умений | ||
Зрелость: 25-45 лет -взрослость, 45-60 лет – зрелость, 60-75-пожилой возраст, 75 и далее- старость | Свыше 25 лет | Кризис 30 лет, Кризис смысла жизни, Кризис ухода на пенсию |
В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Роберта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитивных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности.
В.И. Слободчиков рассматривает значение возраста в контексте проектирования образования. В предлагаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъективности человека в онтогенезе. Каждая возрастная ступень, вместе с тем, означает смену режима индивидуальной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:
Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество);
Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);
Ø Ступень персонализации (отрочество и юность);
Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрослость);
Ø Ступень универсализации (зрелость и старость).
До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечественных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном. В частности, после юности он выделил такие возрастные периоды:
Ø Ранняя зрелость (17-25 лет).
Ø Зрелость (25-50 лет).
Ø Поздняя зрелость (50-75 лет).
Ø Старость (свыше 75 лет).