Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Возраст и возрастная периодизация

1. Понятие возраста в психологии

2. Структура психического возраста

3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Понятие возраста в психологии

Возраст в психологии имеет следующие значения:

1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей.

2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли рабо­ты П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества.

3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсо­лютный и возраст условный.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологиче­ский) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц.

Возраст условный, или возраст развития, включает:

Ø возраст биологический определяется состоянием обмена ве­ществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хроноло­гического возраста.

Ø возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня со­циального развития ребенка (например, овладения определенным набо­ром социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Ø возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.

Структура психического возраста

Структуру возраста составляют:

Ø характеристика социаль­ной ситуации развития,

Ø нормативные кризисы,

Ø ведущий тип деятельности,

Ø психические новообразования.

Состо­яние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рас­сматривать и как критерии возрастного развития.

Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Он выделил пять периодов психосексуаль­ного развития:

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удов­летворение сексуальной потребности реализуется че­рез рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность. Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек ис­пытывает чувство безопасности и комфорта.

2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приуче­нием ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как пода­рок, другие привлекают внимание родителей задерж­кой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности).

3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляют­ся: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек — «ком­плекс Электры», выраженные как влечение к родите­лю противоположного пола. Примерно в 5 лет проис­ходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается разви­тие личности.

4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе.

5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится по­ловое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чув­ства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).

Эрик Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития. Основное положение – человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается.

В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Задача личности – адекватно решать каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

№ п/п Стадия развития Нормальная линия развития
  Раннее младенчество (от 0 до I г.) Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
  Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
  Раннее детство (около 3-5 лет) Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность
    Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу
    Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
    Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
    Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
    Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна Состояние умиротворения.

Жан Пиаже разработал периодизацию интеллек­туального развития. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Основной критерий - интеллект.

Его периодизация включала четыре стадии:

Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъек­та действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собствен­ным поведением;

Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предме­тов словами, эгоцентризм мышления, класси­фикация предметов по отдельным признакам;

Ø стадия конкретных операций (от семи до двенад­цати лет) – возникновение элементарных логи­ческих рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация пред­метов по отдельным существенным признакам;

Ø стадия формальных операций (начиная с две­надцати лет) – способность мыслить логичес­ки, пользуясь абстрактными понятиями. Спо­собность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

Даниил Борисович Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей:

1) деятельности, внутри которых проис­ходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды:

Ø непо­средственно-эмоциональное общение младенца;

Ø ролевую игру до­школьников;

Ø интимно-личное общение подростков.

2) деятельности, внутри которых проис­ходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят:

Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность младшего школьника;

Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой груп­пы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоот­ветствие вызывает смену ведущей деятельности.

Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства.

1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение.

2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра.

4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.

5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение.

6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодич­ности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориен­тацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в кото­рой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития по­строена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде че­ловеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

В отечественной возрастной психологии наибо­лее распространенной является следующая периоди­зация:

Возраст Временные границы Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младенчество 0-1 Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство 1-3 Трех лет Предметная Начало отделения от взрослого «Самость», символизм
Дошкольное детство 3-6(7) Семи лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, самосознание, соподчинение мотивов
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) Семи лет Учебная Начало ориентации на сверстников Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Средний школьный возраст, подростковый возраст 10(11)-14(15) Подрост-ковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников Чувство взрослости
Старший школьный возраст, (ранняя юность) 14(15) -16(17) Самоопре-деления Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25   Трудовая деятельность, профессиональная учеба Освоение профессионально-трудовых умений  
Зрелость: 25-45 лет -взрослость, 45-60 лет – зрелость, 60-75-пожилой возраст, 75 и далее- старость Свыше 25 лет Кризис 30 лет, Кризис смысла жизни, Кризис ухода на пенсию      

В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Ро­берта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитив­ных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности.

В.И. Слободчиков рассматривает значение возрас­та в контексте проектирования образования. В предла­гаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Каждая возрастная сту­пень, вместе с тем, означает смену режима индивиду­альной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:

Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество);

Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);

Ø Ступень персонализации (отрочество и юность);

Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрос­лость);

Ø Ступень универсализации (зрелость и старость).

До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечествен­ных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном. В частности, после юности он выделил такие возрас­тные периоды:

Ø Ранняя зрелость (17-25 лет).

Ø Зрелость (25-50 лет).

Ø Поздняя зрелость (50-75 лет).

Ø Старость (свыше 75 лет).

Наши рекомендации