Взаимодействие с агрессивными детьми
ББК 88.5
Л 96
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление………………………………………………………… …………….5 Глава 1. «Особые дети» (теоретическая справка)…………………………….. 7
Взаимодействие с агрессивными детьми………………………………….. 9
Взаимодействие с гиперактивными детьми……………………………… 28
Взаимодействие с тревожными детьми…………………………………... 41
Взаимодействие с аутичными детьми……………………………………. 54
Глава 2. Программа тренинга………………………………………………….. 69
Условия проведения тренинга………………………………………..……. 71
Занятие 1. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми»…………. .. 82
Занятие 2. Тема «Взаимодействие с гиперактивными детьми»………..... 92
Занятие 3. Тема « Взаимодействие с тревожными детьми» …………... ..104
Занятие 1. Тема « Взаимодействие с аутичными детьми»…………….... 110
Глава 3.Игры, в которые играют…………………………………………….. .119
Гиперактивные дети……………………………………………………….. 121
Агрессивные дети………………………………………………………….. 129
Аутичные дети……………………………………………………………… 135
Тревожные дети…………………………………………………………….. 141
Приложения…………………………………………………………………… 147
Литература…………………………………………………………………….. 187
ВСТУПЛЕНИЕ
Как родилась эта книга? Как появилась идея ее создания? Очень просто: из практики работы психолога.
В последнее время все чаще и чаще психологу детского сада и школы приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут..?
Количество таких вопросов неуклонно растет. Наверное, потому, что в наше трудное время родители не всегда имеют возможность и время заняться ребенком, ипроблемы нарастают одна за другой, как снежный ком. А может, причина кроется в том, что на прилавках книжных магазинов появилось много литературы, повествующей о том, как воспитывать детей, и многие папы имамы, став более «грамотными», потянулись к специалистам, чтобы квалифицированно решить проблему...
А может, это просто дети стали такими «трудными»? Вот раньше... и трава была зеленее, и солнце светило ярче, и детки были такими румяненькими, послушненькими, в розовых рюшках и оборочках. А вот нынче...
В общем, причин возрастающего спроса на услуги педагога-психолога может быть много. Но факт остается фактом: и педагоги, и родители все чаще и чаще обращаются к нему за помощью.
И психолог, по возможности, рассказывает им, как лучше взаимодействовать с детьми. Сначала это индивидуальные консультации, затем — семейные консультации. Для этого школа организует постоянно действующие лектории, семинары. Сначала для родителей, потом для педагогов... Следующим этапом, более действенным, становится проведение тренингов, на которых лучше усваивается информация и отрабатываются
навыки взаимодействия с детьми.
Авторы этой книги неоднократно проводили подобные тренинги с родителями, с педагогами, с психологами, студентами педагогических учебных заведений. В процессе занятий было высказано много пожеланий о создании пособия, в котором были бы собраны и теоретические материалы, и упражнения, и игры, и конкретные рекомендации, и раздаточный материал.
Чаще всего звучали вопросы по работе с агрессивными и гиперактивными детьми, т.к. именно эти категории детей беспокоят и родителей, и педагогов. В данной книге им уделяется больше внимания. О работе с тревожными детьми, на наш взгляд, следует говорить со взрослыми обязательно, хотя эти дети не доставляют особых хлопот взрослым. Именно поэтому на них редко обращают внимание, и они могут остаться в тени, даже обладая недюжинными способностями. Ну и поскольку в настоящее время существует тенденция к увеличению количества аутичных детей и детей с аутистическими чертами, мы сочли необходимым ознакомить педагогов с особенностями их развития. Ведь только при своевременной квалифицированной помощи мы можем помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников, а не стать изгоем в обществе.
Главная же идея нашей книги — показать важность необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все - и педагоги, и родители,
и медики, психологи, — совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по-настоящему эффективной.
В создании книги нам оказали неоценимую помощь многие специалисты, работающие с детьми. Мы хотим поблагодарить сотрудников ППМС—центра «Доверие» г.Ломоносова (Санкт-Петербурга): дефектолога Черепанову Галину Дмитриевну, логопеда Слухову Анну Аркадьевну, педагогов-психологов Карпову Елену Викторовну, Шевцову Ирину Владимировну, Павлову Яну Александровну за любезно предоставленные материалы.
------------------------
Лекция 1 «ОСОБЫЕ ДЕТИ »
Теоретические основы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
Агрессия (от латинского «аgгеssiо» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.д.) (Психологический словарь, 1997).
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Давая определение данным терминам, он обращает внимание на то, что «агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).
Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии» (там же, с. 218)
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия — это действие, то агрессивность—готовность к совершению таких действий.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрации, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер).
Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность
возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т.д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате. Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека. Среди «нормальных» личностей более агрессивными являются люди раздражительные, с предвзятой атрибуцией враждебности, с высоким уровнем локус- контроля, люди, строящие свое поведение по типу «А», а также лица со сниженным в повышенным самоконтролем.
Для лиц типа «А» характерны следующие индивидуальные особенности: напористость, склонность к соперничеству, желание превзойти других, нетерпение, высокий уровень враждебности. Эти люди в большей степени, чем все остальные, подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. А. А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.).
Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов К. Лоренц, как и З. Фрейд, считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло (Лоренц к., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.
Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.
По мнению Л. Берковица, поведение все-таки можно контролировать (цит. по Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997). Но, как доказал Д. Зильманн, в отдельных ситуациях агрессия бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка.
ВИДЫ АГРЕССИИ
Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как толькоопасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые схематично можно изобразить следующим образом:
АГРЕССИЯ
Физическая агрессия Раздражение Вербальная агрессия
(физические действия (вспыльчивость, (угрозы, крики
против кого-либо) грубость) ругань и т.д.)
Косвенная агрессия
Направленная Ненаправленное Негативизм
(сплетни, (крики в толпе, топание (оппозиционные
Злобные шутки) и т.д.) манеры поведения)
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы. В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.
Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье (Бэрон Р., Ричардсон Д., Лешли Д.,
1991, Раншбург Й, Поппер П., 1983, Кемпбелл Р., 1997). Так, Раншбург Й. и Поппер П. отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризах и вспышкигнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Д. Лешли, 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. И Поппер. П (1983) советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми, на наш взгляд, целесообразно проводить в четырех направлениях;
1) обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.
3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.
4) формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Рассмотрим побродно каждое из направлений.
ОБУЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА В ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ
Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми.
Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с ХI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним ярость.
По мнению Вирджинии Н. Квинн (2000) существует четыре основных способа выражения гнева:
1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гневаполучило название переноса.
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя » его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. Кэррол Изард (К. Э. Изард, 1999) публикует клинические данные, полученные Холтом которые свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свой гнев, он более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний,. как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
В нашей практике при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева мы используем два направления, описанных В. Квинн: учим детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.
Многие авторы считают, что одним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Так, Р. Кэмпбелл (1997) советует выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированнмми, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети — с родителями.
В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кзмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.). Этот ребенок может специально, но исподтишка, сломать игрушку в кабинете психолога, может вызывающе одеваться, чтобы шокировать учительницу, изо дня в день «забывать» записывать домашнее задание в дневник и т. д.
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все втихаря, вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что коррекционная работа идет в правильном направлении. «Чем больше гнева выплеснется в слова; тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кэмпбелл,1997).
Ребенок, который пока еще будет выражаться в грубой форме, используя ругательства и подобные способы, все-таки уже шагнул на ступеньку выше по «лестнице гнева». В такие минуты следует установить с ребенком зрительный контакт, спокойно посмотреть на него и дать ему возможность выговориться. После этого надо рассказать ему, как можно выразить гнев но по-другому—в позитивной форме.
К позитивным способам выражения гнева относятся:
· Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону.
· Вежливость в обращении.
· Стремление найти конструктивное решение.
Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице тнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.
В схеме 1 представлен несколько упрощенный вариант «лестницы гнева» Р. Кэмпбелла. Вся лестница состоит из 15 ступеней: нижние
4 ступеньки (А) символизируют негативные способы выражения гнева, следующие 5 ступенек (В) — в основном, тоже негативные способы, причем, словесные оскорбления, бросание предметов и другие, деструктивные паттерны предыдущих ступеней еще имеют место, но их выраженность при подъеме вверх по лестнице значительно ослабевает.
Следующие четыре ступени (С) представляют собой сочетание негативных и позитивных образцов поведения и, наконец, две последние ступени (Д и Е)— это тот идеал, которому должны стремиться взрослые, занимающиеся коррекцией агрессивного поведения ребенка. Чем выше ребенок поднимается по ступенькам, тем ярче в его поведении выражены позитивные способы управления гневом. Таким образом, постепенно, шаг за шаг можно продвинуться от пассивно-агрессивного к зрелым формам поведения.
Другому способу выражения гнева, описанному В. Квини, переносу чувств на опасные объекты — мы рекомендуем обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.
Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил сил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми, то же время может быть недопустимой при коррекции поведения чрезмерно открытого ребенка. (Раншбург И., Поппер П., 1983).
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
ПРИЕМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ, САМООБЛАДАНИЯ.
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
М. Мак-Кей, П. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак Стопэ. Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: *Стоп*. Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.
Для того чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для многих агрессивных детей), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998).
Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Другая игра — «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.