Типы психодиагностических ситуаций
Психодиагностические ситуации – ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов.[1]
Существует несколько попыток классификации психодиагностических ситуаций.
А.Г.Шмелев (1987 г.) предлагает выделять четыре основных типа психодиагностических ситуацийв зависимости от использования психодиагностической информации:
1. Диагностические данные используются специалистом-смежником для постановки психологического диагноза или формулировки административного решения.
2. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля.
3. Диагностические данные используются психодиагностом для постановки психологического диагноза в условиях психологической консультации.
4. Диагностические данные используются самим обследуемым (в целях саморазвития, коррекции и т.п.).
Т.о. мы видим, что тип психодиагностической ситуации влияет на результаты тестирования и мотивы социального одобрения в ходе прохождения теста. Учет этого обстоятельства безусловно повышает достоверность тестовых испытаний, однако не решает всех проблем, с которыми может столкнуться психодиагност в ходе сбора материала.
Создание и адаптация тестов - это комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения.
Надо сказать, что существование психологической диагностики в качестве области научных исследований и в качестве области, обслуживающей практику человеческой деятельности привело к своеобразному разделению труда специалистов, имеющих отношение к тестам.
Одни из них (психометристы) занимаются обоснованием, конструированием и проверкой тестов, другие (пользователи) - их применяют для решения прикладных задач. Однако в действительности любая реальная ситуация использования теста не является ситуацией только "конструирования" или только "применения".
Можно без преувеличения сказать, что существует континуум между крайними полюсами:
"конструирование"_________________"применение".
Поэтому если мы возьмем в качестве примера любую ситуацию из психодиагностической практики, то увидим, что она до определенной ступени удалена от обоих полюсов.
Трудно назвать такой случай, когда бы конструирование нового теста начиналось "с нуля", "на пустом месте". Также трудно найти и такие случаи, когда все аспекты тестирования были бы полностью неизменными и воспроизводили бы уже совершенно исследованную нормативную ситуацию применения готового теста.
Понимание настоящей темы на прямую связано с теми историческими условиями, в которых формировалась отечественная психодиагностика. После указа о злоупотреблении в педологии от 1936 года психодиагностика в нащей стране была изгнанницей, изгоем среди других направлений в психологии.[2] Как это было с генетикой и кибернетикой, ее причислили к категории лженаук, а неповторимой человеческой индивидуальности противопоставлялась социально желательная модель усредненного человека.
В период «оттепели» как политэмигранты стали возвращаться на Родину то методики, которые в 20 – е годы успешно разрабатывались у нас в сфере педагогической, медицинской психологии и психологии творчества.
Получившие свое развитие на Западе, разработанные в с вое время российскими учеными, а также новые, представленные зарубежными психологами тесты, вызвали значительный интерес у отечественных психологов. Однако первые попытки их применения были встречены в штыки.
Основные претензии сводились к следующему:
1) методики разработаны или усовершенствованы на чуждой идеологической почве;
2) количественные критерии тестовых методик не подходят к стандартам отечественной популяции;
3) исследование личностных свойств должно базироваться на единой теории личности, а не на концептуальных подходах отдельных ученых-психологов.
Таким образом, последние 30 лет развитие психодиагностики справедливо шло по пути устранения выше приведенных упреков.
Достаточно часто все многообразие диагностических ситуацийсводят к трем основным позициям (что, впрочем, достаточно условно):
1. Ситуация применения.
Тест кем-то разработан, известны тестовые нормы, полученные на представителях данной языковой культуры; некоторое несоответствие ( имеющее место практически всегда) выборки стандартизации и выборки примененной по половозрастной структуре и профессионально-культурным признакам считается несущественным.
Главным условием в данном случае является точное соблюдение требований, изложенных в описании методики (инструкция, бланки и т.п.), унификация всех методических процедур.
2. Ситуация адаптации.
Тест кем-то разработан, но отсутствуют удовлетворительные (по отношению к выборке применения) тестовые нормы.
Ситуация адаптации подразделяется на два основных варианта:
1) Адаптация тестов, созданная зарубежными психологами (т.н. "переводные" тесты);
2) "Внутрикультурный перенос" теста.
Вопрос 2.