Некоторые определения конфликтов с анализом

Лекция № 5

по учебной дисциплине «Основы конфликтологии»

Тема: «Сущность психологического конфликта»

ПЛАН:

  1. Понятие и психологические детерминанты конфликта.
  2. Структура конфликта и его динамика.
  3. Признаки конфликта.
  4. Функции конфликта.
  5. Конфиктогены в межсубъектном взаимодействии.
  6. Личностные источники (причины) конфликтов.

Литература:

1. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

2. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов – на - Дону, 1998.

3. Кармин А.С., Аллахвердова О.В., Викторов В.И. и др. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - СПб., 1999.

4. Ковалев В.Н. Основы конфликтологии. – Севастополь, 2006.

5. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. – М., 1998.

Понятие «конфликт»

Термин «конфликт» происходит от латинского confliktus, который в буквальном смысле означает столкновение, противодействие, противоборство. В психологической литературе понятие «конфликт» трактуется неоднозначно.

Г.В. Ложкин и Н.И. Повякель, Э.Я. Орлова: Конфликт - столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, целей, позиций) субъектов – сторон взаимодействия.

Д.П. Зеркин: Конфликт - отражение стремления людей отстаиванию идей, принципов, интересов.

В.И. Андреев: Конфликт - одна из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода (реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные) противоречия между людьми.

Л. Козер: Конфликт - идеологическое явление, отражающее устремление и чувства субъектов в борьбе за объективные цели: власть, статус, доходы и др. ресурсы.

В.А. Друзь и А.М. Бандурка: Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, установок и ценностной.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов: Конфликт - борьба между отдельными людьми или группами. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

Н.М. Коряк и Ф.М. Бордкин: Конфликт - психологическое противоборство сторон, имеющих несовместимые цели и интересы.

У. Юри: Конфликт - реакция на неблагоприятные ситуации, которые травмируют личность, препятствуют в достижении целей.

В.В. Скворцов: Конфликт - активное столкновение тенденций, оценок, принципов, мыслей, характеров, воззрений, эталонов поведения.

А.Г. Здравомыслов: «конфликт - это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями».

Д.П. Зеркин: Конфликт - отражение стремления людей отстаиванию идей, принципов, интересов.

Б.И. Хасан: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют, взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации»

В.П. Шейнов:Конфликт — человеческая форма проживания и переживания проблем и противоречий. Конфликт — субъективное (индивидуальное и групповое) проживание, восприятие и переживание как объективных, так и субъективных затруднений, противоречий и проблем. Конфликт — внутриличностное, межличностное и межгрупповое взаимодействие, сопровождающее, дополняющее и усложняющее процессы решения проблем.

М. Мескон, М. Алберт, Ф. Хедоури: Конфликт — несогласие между двумя или более сторонами, когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.

Дж. Хунт, Р. Осборн: Конфликт — это ситуация, в которой два или более человека демонстрируют разногласие в спорном вопросе при наличии эмоционального антагонизма между ними (J. Hunt, R. Osborn).

И. Ладанов, Н. Данакин: Конфликт — одна из форм взаимодействия людей и групп, при которой действия одной стороны, столкнувшись с интересами другой, препятствуют реализации ее целей.

Д. Шапиро: Конфликт - реакция на неблагоприятные ситуации, которые травмируют личность, препятствуют в достижении целей.

Бихевиористы (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, А. Бандура), в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии, рассматривают конфликт как форму агрессивного ответа на внешнюю ситуацию.

Философская энциклопедия: «Конфликт-«предельный случай обострения противоречия».

Некоторые определения конфликтов с анализом

Альберт Хедоури: «Конфликт – отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Это ситуация, при которой каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне сделать то же самое». Из выше приведенного определения можно понять, что: а) при определении конфликта, оперируют термином «согласие». Конфликт отождествляют с состоянием «согласие/несогласие». Чем выше разногласия, тем острее конфликт. б) выделяют участников конфликта: лица или группа лиц. с) конфликт проявляется через внешние формы поведения участников. д) в определении «проблемы - решение». К недостаткам можно отнести отсутствиеявной стадии разрешения конфликта как процесса. Стоит отметить, что, исходяиз определения, пути решения конфликта – это согласование задач и целей,сторон, принимающих участие в конфликте. Адамчук: Конфликт – противоречие отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Из данного определения можно понять, что: а) конфликт определяется как процесс, в котором проявляется противоречие. Противоречие в данном определении конфликта созвучно разногласию в определении Хедоури. б) выделены участники – индивиды или группы индивидов. в) конфликт проявляется через «социальные столкновения». г) опять же в определении лишь косвенно отражена возможность разрешения конфликта через исправление тех самых противоречий в отношениях. д) противоречия принимают формы конфликта, т.е. порождают социальные столкновения, если:- противоречия отражают взаимоисключающие позиции;- противоречия доступны для понимания;- степень противоречий достаточно высока. «Конфликт – осознанная практическая деятельность его участников по преодолению противоречий позиций и целей». Из данного определения ясно, что: а) конфликт есть процесс во времени; б) проявляется через деятельность участников; в) деятельность является осознанной; г) цель конфликта – преодоление противоречий. М.И. Пирен: «Конфликт – осознанное столкновение, противоборство субъектов, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, ценностей, существенно значимых для личностей или групп». а) конфликт определяется через столкновение и противоборство; б) четко не определена конечная цель участников конфликта. Повякель: Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей или групп, по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.Бандурка: Конфликт — поведение лица, груп­пы им организации, которое препятствует или ограничивает другого участника в достижении его целей.

Волков:Конфликт – это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.

Психологический словарь(под ред. Шапаря): «Конфликт - трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

Н.В. Гришина: Конфликт - «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

В.Н. Ковалев: Конфликт- трудноразрешимое осознаваемое противоречие, детерминированное столкновением целей, ценностей, взглядов и интересов сторон, возникшим в определенных условиях, связанное с острыми эмоциональными негативными переживаниями субъектов, блокирующими их когнитивную сферу и приводящее к борьбе.

Сущность конфликта лаконично выражается формулами:

конфликт = конфликтная ситуация + инцидент (А.Т. Ишмуратов)

Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент (Волков)

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому либо поводу, либо несовпадающие интересы, желания, влечения оппонентов. Сама конфликтная ситуация уже вызывает волнение, недовольство, опасения, но это еще не конфликт она не выражает агрессивных действий оппонентов.

Конфликтная ситуация является необходимым, но недостаточным условием для возникновения конфликта. Инцидент является достаточным условием.

Конфликтная ситуация - это положение субъектных позиций, характеризующихся различной направленностью, непримиримостью во взаимоотношениях с претензией каждого на непогрешимость и истинность собственного мнения.

Конфликтная ситуация – объективная реальность социального бытия.

Конфликтная ситуация— база конфликта (столкновение), его потенциальная основа. Внешними признаками конфликтной ситуации является напряжение отношений между сотрудниками, появление негативных установок, неадекватные ситуации, эмоциональные проявления и т. д. В процессе развития событий под влиянием объективных и субъективных факторов конфликтная ситуация может исчезнуть, трансформироваться в другую или перерасти в открытый конфликт.
Конфликтная ситуация– это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы (Волков).

Конфликтная ситуация возникает тогда, когда интересы сторон вступают в противоречие друг с другом, однако открытого столкновения еще нет. Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон, а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

Конфликтная ситуация — ситуация, при которой имеются несогласо­ванные интересы. Конфликтная ситуация - доведенная до поведенческого уровня ролевая дисфункция. Установлено три уровня конфликтных ситуаций:- Спор, когда идет обсуждение, в рамках которого открываются новые возможности;- Конкурентная борьба, в процессе которой стороны соперничают, чтобы достичь цели с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества и инициативности;- Конфликт, который просто вреден, поскольку одна сторона стремится помешать другой в достижении каких-либо целей. Некоторые определения конфликтов с анализом - student2.ru

Инцидент– это превышение порога толерантности, выраженное в действиях. Он субъективен. Нередко его следствием является травмирующий опыт участников конфликта или разрыв отношений.

Инцидент– это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса (Волков).

Субъективность инцидента означает, что самая серьезная конфликтная ситуация не перерастет в конфликт, если его участники не переступят определенных этических норм во взаимодействии и найдут верные способы урегулирования противоречия. Следовательно, не сам конфликт, а только конфликтная ситуация является объективной.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения сторон:

- стороны стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

- одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от конфликта);

- инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.

Выбор того или иного варианта, по мнению В.А. Фокина, зависит от диспозиций (а также от целей, ожиданий, эмоциональных состояний) сторон.

Некоторые определения конфликтов с анализом - student2.ru

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

Конфликт имеет свою определенную структуру. В нее входят следующие элементы:

1. Проблема (противоречие) или предмет (объект) конфликта.

2. Стороны конфликта (участники);

3. Интересы, цели и позиции сторон;

4. Опасения сторон;

5. Ресурсы сторон;

6. Образы (Образ «Я», Образ «Ты», образ ситуации);

7. Условия протекания конфликта;

8. Мотивы поведения сторон;

9. Стили поведения сторон в конфликте;

10. Исходы конфликта.

Предмет (объект) конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт: предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты. Предмет конфликта — непосредственный предмет спора, притязаний, источник взаимных претензий. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности, потребности, желания, убеждения личности, ее права, отдельные привилегии и т: д. Важнейшими характеристиками объекта конфликта являются: а) неделимость объекта (в противном случае он не может выступать предметом спора); б) высокая значимость объекта для всех участников конфликта.

Именно предмет конфликта позволяет субъекту сделать определенный выбор в техниках борьбы. По предмету конфликта можно зафиксировать жизненный уровень, социальный потенциал, физическое, интеллектуальное и эмоционально-психологическое развитие субъектов.

Объект конфликта является непременным, но скрытым атрибутом конфликта. Сразу его выделить удается далеко не всегда. Он связан с проблемой (объективной или субъективной) неделимостью некоторой ценности за которую разворачивается противоборство.

Проблема конфликта. Конфликтная проблема – это проблема согласования интересов, реализация которых выявилась в виде конфликта. Проблема согласования интересов не обязательно должна быть конфликтной. Но болезненное столкновение интересов всегда осуществляется особым способом. Это столкновение с субъективной точки зрения (точки зрения «Я»), можно охарактеризовать как осознание препятствия на пути достижения своей цели. Этим препятствием является интерес другого человека («Ты»). При этом осознается так же чрезвычайная важность своего конфликтного интереса в общении с этим человеком.

Проблема - это препятствие в реализации цели. С ней связаны не только интересы, но и опасения. Препятствие выражает суть любой проблемы. Препятствие реализации интересов, по мнению В.И. Андреева, лежит в основе конфликтной проблемы, но что бы возник конфликт необходимо препятствовать осознанно.

Цель конфликтного общения на развитой стадии – препятствовать, противостоять интересам оппонента. Поэтому Л.А. Петровская проблему конфликта рассматривает как диссонанс личности и ее окружения. Проблема по ее мнению начинается с ощущения нежелания чего-то. Потом идет осознание проблемы как явления, выдающего диссонанс. Определение проблемы – это уже уточнение того, чего хотелось бы, чтобы не было диссонанса. Решение проблемы – это знание того, как достичь желаемого, чтобы избежать не желаемого. Устранение проблем – это принятие решения действовать определенным способом и реализовать намеченное.

В конфликтной проблеме (с точки зрения социального действия) необходимо различать три измерения:

1) проблему взаимной поддержки (отношения другого к твоим интересам);

2) проблему взаимопонимания;

3) проблему легитимности (нормативности поведения).

По мнению В.С. Мерлина, чтобы уточнить проблему, необходимо ответить на три группы вопросов:

1. Как он относится к моим интересам? Как я отношусь к его интересам? Какие интересы влияют на наше общение, искажая его?

2. Понятны ли мне его интересы? Понимает ли он меня? С чем мы не согласны?

3. Что несправедливого видит он в моих действиях? Почему я раздражаюсь его поведением?

О наличии проблемы свидетельствует: неопределенность, взволнованность, отсутствие конструктивных выходов, большое количество неизвестных переменных, зацикливание на чем-либо, возмущение.

Проблемы и противоречия присутствуют в широком спектре проявления и восприятия (осознания): от почти незаметных и невоспринимаемых до явных и чрезвычайно эмоционально воспринимаемых. Конфликт, соответственно, существует в континууме (спектре, промежутке) от неощущения и неосознания реальных проблем и противоречий разной остроты до иллюзорного представления несуществующих антагонизмов.

Проблема появляется там, где человеку не хватает наличных знаний и навыков для достижения поставленной цели или же где разные люди по-разному представляют желанные цели, истину, справедливость и т.д. Проблема — это затруднение, «разрыв» накатанной «колеи» индивидуальных привычек и представлений, а также обнаружение невозможности спокойного конструктивного общения с другими людьми в той или иной ситуации.

Проблема — это недостижение цели при использовании прошлого опыта и знаний, это столкновение с трудностями, ошибками, неудачами в решении новых или вроде бы привычных задач. Проблемы проявляются как в количественных, так и в качественных «барьерах», вдруг возникающих на вашем пути. Количественно проблемные «барьеры» выражаются в заметном увеличении времени и различных затрат для достижения целей при одновременной неуверенности в успехе, а качественно — в появлении новых вопросов и в осознании новых противоречий.

Условно проблемы можно разделить на предметные (деловые) и коммуникативные (коммунальные). Предметные проблемы — это когда вы индивидуально или в составе группы сталкиваетесь с трудностями в мире 1 и мире 3. Коммуникативные проблемы — это когда вы индивидуально или в составе группы сталкиваетесь с трудностями в мире 2 (Модель трех миров К. Поппера).

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же (явно или неявно) поддерживающие конфликтующих. Различают таких участников:

1.Актуальный участник – это тот, который стремиться, и делает все, чтобы изменить конфликтную ситуацию.

2. Потенциальный участник – оценивает ситуацию как такую, которая затрагивает его интересы, но не желает оказывать влияние на нее.

3 . Опосредованный участник – человек, который может не знать о конфликте, но вероятность вовлечения, которого в конфликт (по мнению хотя бы одного из участников) вполне возможна.

4. Оппоненты – участники конфликта, которые считают свои интересы несогласованными.

5. Противник – оппонент, который желает реализовать свои интересы в ущерб интересов другого человека.

Характеристики участников конфлкта: ранг; сила, определяющаяся ресурсом; стили поведения, субъективные особенности).

Интересы подразумевают под собой чувства людей относительно того, что является желаемым для них. Интересы обычно определяют образ мыслей и действия людей, они лежат в основе их установок, целей, стремлений. Перед тем как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, эти интересы должны перейти в притязания, выражающиеся в формах поведения каждой стороны, стремления достичь или что-то превзойти. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.Цели сторон – это движущая сила конфликтной ситуации.

Опасения сторон - основной аффективный компонент конфликта, базирующийся на страхе, предубеждениях (связаны с установками).

Ресурсы сторон:когнитивные, коммуникативные, эмоционально-волевые, физические, материальные и др.

Образы: Образы «Я», «Ты», «Мы», образ действия, образ исхода конфликта, образ конфликтной ситуации. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Стили поведениявыражаются в стратегиях и тактиках поведения субъектов в конфликте. По К. Томасу и Р. Килмену: сотрудничество, соперничество, компромисс, приспособление и избегание.

Некоторые определения конфликтов с анализом - student2.ru

Реакции на конфликт:

Капитуляция (уступать)
Избегание (отступление)
Конструктивное решение (приглашение к сотрудничеству)
Триангуляция (создание объединения или коалиции против кого-то)
Конфронтация (борьба)

Наши рекомендации