Психолог в психиатрической клинике

В последнее время заметно расширилось такое направление, как работа психолога на базе психиатрических клиник. Участие психолога во взаимодействии с психически больными людьми становится все более значимым.

В психиатрической клинике психолог занимается проблемами психологической диагностики, коррекции и реабилитации пси­хически больных людей, оказывает помощь, содействует родствен­никам больных в налаживании взаимоотношений с их близкими (больными).

Психологическая диагностика предусматривает не только ус­тановление специфики и степени дефекта, но и выявление таких сторон личности больного, которые могут послужить основой для компенсации (возмещения, преодоления) болезненного состоя­ния пациента. Психолог обязательно изучает и социальные взаи­моотношения больного и прежде всего его отношения с членами семьи. Таким образом, психологическая диагностика предоставляет важную информацию, на которой базируется коррекционная и реабилитационная работа с больными.

Психолог проводит с больными в клинике специализирован­ные беседы, используя для этого как индивидуальные, так и груп­повые формы взаимодействия. Довольно часто применяются ме­тодики семейного консультирования. Следует подчеркнуть, что практикующий психолог не может быть ограничен каким-либо количеством используемых методов, он должен уметь гармонич­но сочетать разнообразные приемы и способы, чтобы иметь воз­можность помочь каждому клиенту в любой затруднительной ситу­ации. Это означает, что он не вправе действовать в рамках одного-единственного шаблонного способа при необходимости разреше­ния разнородных проблем. Для каждого нового пациента, для каж­дой новой группы он подбирает такую методику, которая прине­сет наибольшую пользу, окажется наиболее действенной.

Большое внимание клинические психологи уделяют такому распространенному и тяжелому заболеванию, как шизофрения. Многие из них занимаются проблемами коррекции психопатий у подростков и взрослых. Неоценима роль психологов в развиваю­щей, коррекционной работе с больными, имеющими генетиче­ские нарушения.

В круг обязанностей психологов психиатрических клиник вхо­дит также участие в решении актуальнейшей проблемы психосоциальной реабилитации больных людей, возвращения их к полноценной жизни в обществе после перенесения тяжелых психотических заболеваний. Психолог помогает человеку, привыкшему к ограждающему требованию в стационаре, вернуться к обычной жизни, поддерживает (консультирует) его в трудных жизненных ситуациях, возникающих вне больницы, к которым больной в силу своего недуга может оказаться не готов, помогает в восста­новлении прерванных отношений с близкими людьми.

Для успешного осуществления подобного рода деятельности человек должен обладать специфическими личностными качества­ми: общей гуманистической установкой к окружающим, толерант­ностью (терпимостью) к тяжелым психопатологическим прояв­лениям, открытостью, легкостью в общении, способностью к состраданию, творческим подходом к делу.

Детский психолог

Работа детского нейропсихолога чрезвычайно востребована в наши дни, когда число детей, характеризующихся разного рода и различной степени мозговыми дисфункциями, неуклонно возра­стает (на 3 - 5% каждые пять лет). Именно специалист по детской нейропсихологии оказывает таким детям эффективную помощь, направленную на максимально возможную адаптацию ребенка в обществе, на восстановление, активизацию его способностей к обучению.

Как и нейропсихологи, работающие со взрослыми, детские специалисты проводят анализ мозгового нарушения, уясняя его структуру, и в соответствии с этим выстраивают методы коррекции, ориентированные на помощь больному ребенку. Детские ней­ропсихологи определяют, какие затронуты функции, и на осно­вании этого анализа устанавливают топический диагноз (опреде­ление мест поражения нервной системы) и организуют восстано­вительное обучение.

Последние годы нейропсихология распространилась на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обу­чения, с задержками психического развития. Обязательно участву­ющий в комплексном обследовании нейропсихолог выявляет, какие звенья высших психических функций у ребенка развиты хорошо, а какие — слабее и за счет чего возникают те или иные трудности обучения. При этом используются как традиционные нейропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблю­дение за учеником на уроках, во время других занятий).

Детские нейропсихологи имеют дело не только с дошкольни­ками, младшими школьниками (хотя им уделяется центральное внимание), но и с подростками. Работает он ис умственно отста­лыми детьми и детьми с церебральным параличом. Особенно его роль как тонкого диагноста возрастает при обследовании детей, имеющих комплексные (сложные) нарушения, у которых рас­стройство психических функций приобретает неравномерный ха­рактер. Нейропсихолог в состоянии выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное целенаправ­ленное коррекционное обучение.

В такой сложной, разносторонней деятельности огромное зна­чение приобретает гуманное отношение к другому человеку, синтонность (умение понять душевное состояние собеседника, уви­деть его проблемы, сопереживать ему, «настроиться на его тон»), создать столь необходимую атмосферу доверия. Нейропсихолог этой направленности должен быть хорошим логиком, иметь устойчи­вый познавательный интерес, хорошее воображение, уметь прогнозировать ситуацию и ее возможные последствия.

Наши рекомендации