Психолог в психиатрической клинике
В последнее время заметно расширилось такое направление, как работа психолога на базе психиатрических клиник. Участие психолога во взаимодействии с психически больными людьми становится все более значимым.
В психиатрической клинике психолог занимается проблемами психологической диагностики, коррекции и реабилитации психически больных людей, оказывает помощь, содействует родственникам больных в налаживании взаимоотношений с их близкими (больными).
Психологическая диагностика предусматривает не только установление специфики и степени дефекта, но и выявление таких сторон личности больного, которые могут послужить основой для компенсации (возмещения, преодоления) болезненного состояния пациента. Психолог обязательно изучает и социальные взаимоотношения больного и прежде всего его отношения с членами семьи. Таким образом, психологическая диагностика предоставляет важную информацию, на которой базируется коррекционная и реабилитационная работа с больными.
Психолог проводит с больными в клинике специализированные беседы, используя для этого как индивидуальные, так и групповые формы взаимодействия. Довольно часто применяются методики семейного консультирования. Следует подчеркнуть, что практикующий психолог не может быть ограничен каким-либо количеством используемых методов, он должен уметь гармонично сочетать разнообразные приемы и способы, чтобы иметь возможность помочь каждому клиенту в любой затруднительной ситуации. Это означает, что он не вправе действовать в рамках одного-единственного шаблонного способа при необходимости разрешения разнородных проблем. Для каждого нового пациента, для каждой новой группы он подбирает такую методику, которая принесет наибольшую пользу, окажется наиболее действенной.
Большое внимание клинические психологи уделяют такому распространенному и тяжелому заболеванию, как шизофрения. Многие из них занимаются проблемами коррекции психопатий у подростков и взрослых. Неоценима роль психологов в развивающей, коррекционной работе с больными, имеющими генетические нарушения.
В круг обязанностей психологов психиатрических клиник входит также участие в решении актуальнейшей проблемы психосоциальной реабилитации больных людей, возвращения их к полноценной жизни в обществе после перенесения тяжелых психотических заболеваний. Психолог помогает человеку, привыкшему к ограждающему требованию в стационаре, вернуться к обычной жизни, поддерживает (консультирует) его в трудных жизненных ситуациях, возникающих вне больницы, к которым больной в силу своего недуга может оказаться не готов, помогает в восстановлении прерванных отношений с близкими людьми.
Для успешного осуществления подобного рода деятельности человек должен обладать специфическими личностными качествами: общей гуманистической установкой к окружающим, толерантностью (терпимостью) к тяжелым психопатологическим проявлениям, открытостью, легкостью в общении, способностью к состраданию, творческим подходом к делу.
Детский психолог
Работа детского нейропсихолога чрезвычайно востребована в наши дни, когда число детей, характеризующихся разного рода и различной степени мозговыми дисфункциями, неуклонно возрастает (на 3 - 5% каждые пять лет). Именно специалист по детской нейропсихологии оказывает таким детям эффективную помощь, направленную на максимально возможную адаптацию ребенка в обществе, на восстановление, активизацию его способностей к обучению.
Как и нейропсихологи, работающие со взрослыми, детские специалисты проводят анализ мозгового нарушения, уясняя его структуру, и в соответствии с этим выстраивают методы коррекции, ориентированные на помощь больному ребенку. Детские нейропсихологи определяют, какие затронуты функции, и на основании этого анализа устанавливают топический диагноз (определение мест поражения нервной системы) и организуют восстановительное обучение.
Последние годы нейропсихология распространилась на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с задержками психического развития. Обязательно участвующий в комплексном обследовании нейропсихолог выявляет, какие звенья высших психических функций у ребенка развиты хорошо, а какие — слабее и за счет чего возникают те или иные трудности обучения. При этом используются как традиционные нейропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий).
Детские нейропсихологи имеют дело не только с дошкольниками, младшими школьниками (хотя им уделяется центральное внимание), но и с подростками. Работает он ис умственно отсталыми детьми и детьми с церебральным параличом. Особенно его роль как тонкого диагноста возрастает при обследовании детей, имеющих комплексные (сложные) нарушения, у которых расстройство психических функций приобретает неравномерный характер. Нейропсихолог в состоянии выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное целенаправленное коррекционное обучение.
В такой сложной, разносторонней деятельности огромное значение приобретает гуманное отношение к другому человеку, синтонность (умение понять душевное состояние собеседника, увидеть его проблемы, сопереживать ему, «настроиться на его тон»), создать столь необходимую атмосферу доверия. Нейропсихолог этой направленности должен быть хорошим логиком, иметь устойчивый познавательный интерес, хорошее воображение, уметь прогнозировать ситуацию и ее возможные последствия.