Структура углубленного психологического обследования
Углубленного психологического обследования может быть представлено как ряд последовательных этапов, объединенных идеей получения максимального количества информации, которая дает возможность:
- адекватно проанализировать результаты;
- поставить психологический диагноз;
- определить вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка;
- сформулировать адекватные типу развития эффективные рекомендации по комплексному сопровождению ребенка в рамках образовательного пространства.
Углубленная диагностическая процедура включает в себя:
1) выявление жалоб и трудностей ребенка, констатируемых родителями или педагогами;
2) ознакомление с имеющейся информацией и сбор психологического анамнеза;
3) собственно психологические измерения или обследование (11 ШАГОВ);
4) экспресс-анализ результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимый, естественно, в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования;
5) полный анализ полученных результатов, постановка психологического диагноза;
6) составление заключения с формулированием психологического диагноза, вероятностным прогнозом дальнейшего развития ребенка и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.
Тактика проведения психологического обследования
Необходимо помнить, что углубленное психологическое обследование проводится в следующих случаях:
- запрос педагогов (воспитателей), столкнувшихся в своей работе с какими-либо особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении или поведении, "неусвоении" школьной программы или программы подготовки к школьному обучению;
- жалоб родителей на особенности поведения или трудности воспитания ребенка, угрожающие, по их мнению, адекватной социальной и школьной адаптации;
- попадание данного ребенка в группу риска по социальной и школьной адаптации (поведенческой или учебной), определяемой по результатам скрининговой диагностики;
- когда наблюдение психолога на уроках или во внеурочной ситуации, в игровой или иной деятельности в группе детского сада позволяет предположить наличие знаков или симптомов отклоняющегося развития или возможной дезадаптации ребенка.
Все сведения, полученные психологом от родителей или педагогов, кратко записываются в виде психологического анамнеза. В зависимости от жалоб со стороны близких, воспитателей или педагогов, анамнестических данных, особенностей развития ребенка, в том числе выявленных другими специалистами, поведения ребенка стоится основная гипотеза его психологического обследования.
В соответствии с этой гипотезой определяется необходимый диагностический инструментарий. В дальнейшем, в зависимости от результатов выполнения тех или иных диагностических процедур, гипотеза проведения обследования может изменяться. Для этого психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых психологических методик.
Обследование ребенка желательно проводить в присутствии родителей (законных представителей). Однако в отдельных случаях (при определенных вариантах исследования родительско - детских отношений и других аналогичных исследованиях) присутствие родителей может существенно исказить результаты исследования. В отдельных случаях может быть получено разрешение родителей или опекунов на обследование в их отсутствие, о чем должно быть сделана запись в соответствующих документах.
Последовательность психодиагностического исследования (собственно психологические измерения) (11 шагов)
(деятельность психолога, конечным результатом которого является психологический диагноз).
1. Цель - начало психодиагностического исследования (ставит заказчик или психолог). Цель не отвечает на вопрос, «ЧТО диагностировать», а определяет «ЗАЧЕМ» необходима диагностика.
2. Формируется гипотеза исследования, на основе анализа специальной литературы и практического опыта, уточняется направление исследования и предполагается выявление конкретных результатов. Гипотеза необходима для планирования процедуры обследования и адекватного отношения к получаемым результатам. Если цель диагностики ставится заказчиком, основная гипотеза психологического обследования строится в зависимости от жалоб со стороны близких, воспитателей или педагогов, анамнестических данных, особенностей развития ребенка, в том числе выявленных другими специалистами.
3. Работа с понятиями. Определяются и уточняются основные психологические понятия, с которыми предстоит работать, их структурные компоненты, критерии сформированности.
4. Определяются задачи, последовательное решение которых приводит к достижению цели.
5. Определяется предмет исследования (конкретизируется). Получается из 3 шага, по принципу «количества».
6. Уточняется объект исследования (как правило, под объектом понимается "носитель" предмета, т.е. тот человек или группа, которых мы будем обследовать и информация о них).
7. Выборметодов и методик, адекватных целям, предмету и объекту исследования.
8. шаг сбора данных (собственно процедура измерения). Ей может предшествовать предварительная беседа, наблюдение и т.д.
Завершается составлением и обработкой общих таблиц, куда должны быть внесены (сведены) полученные данные и необходимая дополнительная информация: сведения, полученные вне контекста диагностической процедуры, но имеющие принципиальное значение для интерпретации, дата, место обследования, название методик, условия, ФИО психолога. Можно проиллюстрировать таблицу текстограммами, графиками или диаграммами, если они упрощают понимание данных, приведенных в таблице.
9. Интерпретация данных, с обязательным представлением и учетом всех знаний по объекту исследования. (Обязательно интерпретацию структуры и интерпретацию развития!)
10. Сопоставлениес ожидаемым результатом (м.б. с гипотезой). В случае расхождения гипотезы и полученных результатов, предпринимается попытка разъяснить причину этого несовпадения.
11. Написание заключений -группового и индивидуальных (на группу риска) и разработка адресных рекомендаций групповых и индивидуальных (родителям, психологу, ребенку, педагогу, воспитателю и т.д.).