Психологические особенности раннего детства. Кризис 3-х лет, его симптоматика
Ведущим видом деятельности является предметная деятельность – усвоение социального назначения предметов и общественно-выработанных способов их употребления. Не все действия, которые усваивает ребенок имеют одинаковое значение для психического развития. Особо значимые это соотносящие и орудийные действия. Соотносящие действия – это установление отношений между предметами и приведение их в определенное пространственное взаимоотношение. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет (орудие) употребляется для воздействие на другие предметы (ложка). Освоение предметных действий происходит в несколько этапов:
· В результате взаимодействия ребенка со взрослым происходит взаимодействие между предметом и его назначением.
· Усвоение функциональной нагрузки предмета (использование его строго по назначению)
· На основе знаний – более свободное использование предмета (т.е. использование для каких-то других целей)
Развитие речи в в раннем детстве. У детей в раннем детстве развивается речь. Сензитивная речь исчезает у ребенка к 3 годам. Одним словом он обозначает предметы, различные внешне, но схожи по какому либо признаку. Слово приобретает для ребенка предметное значение. Два направления развития речи:
1. совершенное понимание речи взрослых.
2. формирование собственной активной речи ребенка.
Развитие восприятия в раннем детстве – процесс доминирующий в раннем детстве, тесно связан с выполнением ребенком предметных действий. Выполняя их, ребенок от внешних ориентировочных действий переходит к другим ориентирам. Дети максимально связаны с наличием ситуации, то есть с тем, что они непосредственно воспринимают. До 2 –х лет ребенок не может действовать без восприятия. Из этого следует особенность: ребенок не может выдумать и солгать. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентировочных действий по величине, форме, при соотношении и сравнении предметов. Главная задача взрослого, чтобы ребенок правильно воспринимал признаки предмета – это правильно назвать признаки и действия предмета. В этом возрасте ребенок различает 5 форм: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. И различает 8 цветов: красный, желтый, синий, фиолетовый, зеленый, белый, черный, оранжевый.
Развитие внимания в раннем детстве.Внимание непроизвольное, кратковременное, сосредоточенность слабая. Распределение внимания между двумя предметами недоступно.
Развитие памяти в раннем детстве. Память – узнавание ребенка непроизвольное, может вспомнить увиденное, услышанное. Память – продолжение развития восприятия. Раннее детство забывается. Память характеризуется легкой запечатлеваемостью.
Развитие мышления в раннем детстве. Мышление носит наглядно – действенный характер, начинает формироваться наглядно – образный, в котором решение задач происходит в результате внутренних действий. Начинает формироваться знаковая или символическая функция сознания. Ребенок может уже использовать объект – предмет в качестве заменителя другого.
Особенности эмоций в раннем детстве. Особенно ярко выражено проявляются эмоции. Бурно проявляются эмоции, желания не устойчивы. Ребенок действует под влиянием чувств эмоций данного момента.
- зарождается самосознание, в 2 года узнает себя в зеркале.
- называет себя по имени.
- Я, первичная самооценка – чистое эмоциональное образование, всегда завышенное и не зависит от поступка.
Характеристика кризиса 3х лет. Ребенок очень сильно меняется к 3 годам . Для данного возраста характерен кризис трех лет ( название условное, начинается 2 года 10 мес. или в 3 года 2 мес.). Проявляется по разному, к 3 годам в большей степени формируется характер, складываются индивидуальные отношения к миру. Возраст трудный. Ребенок отделяет себя от взрослых, начинает воспринимать себя как «Я сам». Не смотря на упрямство ребенка, взрослый тоже становится упрямым. Кулагина И. Ю. отмечает, что симптомов кризисного поведения взрослые не замечают, им нужно сменить принцип поведения с ребенком. Эльконин говорил, что происходит взрыв прежней ситуации. Выготский вслед за Э. Кэллер описывает основные симптомы, которые характеризуют поведение ребенка в данный период.
Семизвездие характерное для ребенка в кризис:
1. Проявление негативизма – ребенок выступает против того, что говорит взрослый, даже если понимает, что это хорошо.
2. Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает на чем либо, ни потому, что он хочет, а потому, что он так решил.
3. Строптивость – протест против порядков которые существуют дома.
4. Своевание – ребенок хочет делать все сам, тенденция к самостоятельности.
5. Обесценивание – обесценивание того, что было привычно и дорого раньше.
6. Протест (бунт) – частые ссоры с родителями.
7. Стремление к деспотизму.
Все это свидетельствует о том, что у ребенка меняется отношение к другим людям и к себе, психологически отделяется от взрослых.
Социальная ситуация развития в раннем детстве – это познание мира, окружающих вещей и совместная деятельность со взрослыми. Центральное новообразование – возникновение речи, как средства общения, смысловое обозначение вещей.
Основные психические новообразования в раннем детстве.
- ведущая деятельность – предметная деятельность
- стремление к самостоятельности
- центральное новообразование – возникновение речи, как средства общения, смысловое обозначение вещей.
- наглядно действенному мышление – появляются элементарные суждения об окружающем мире
- непроизвольное внимание и узнавание и аффективное восприятие объектов и ситуации.
- отношения со сверстниками постепенно переходят от игры рядом, к игре вместе.
- прямохождение.