Принципы этического воспитания
Принцип (от лат. principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности. В философии принцип — первоначало, руководящая идея, основное правило поведения. Под принципом действия подразумевается, например, этическая норма, характеризующая отношения людей в обществе.
Принципы, как регуляторы, задают «русло» протекания процесса, харак-тер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.
Становление этической позиции через переживание совести, сострадания и стыда обеспечивается соблюдением в этическом воспитании целостной системы трех принципов: рефлексивности, интерактив-ности и самореализации.
Принцип рефлексивности: нравственное осмысление жизненного опыта. Опора на собственный опыт как чувственно-эмпирическую, смысловую основу является исходной точкой в становлении позиции субъекта. Нравственное переживание опыта понимается не чисто эмоционально, в нем содержится момент, названный «осознанностью». Это осознание, конечно, не лишено эмоциональности, интереса, страсти, которые играют огромную роль в достижении понимания. «Переживание» дает материал для рефлексии. На основе опыта «переживаний», приобретенного в прошлой жизни, человек формирует свое пристрастное отношение к моральным нормам и правилам, формирует собственное поле нравственных смыслов. Таким образом, рефлексивность понимается в контексте нравственного осмысления собственного опыта.
Принцип рефлексивностипредполагает обращение воспитанника к осмыслению собственного опыта, обнаружению нравственных смыслов деятельности, поведения, общения.
Принцип рефлексивности в этическом воспитании предъявляет к методам, средствам, организационным формам требование быть методами самопонимания, а на этой основе — и самоопределения, самореализации. Он предполагает рассмотрение понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и эффективности любых методов, форм и средств воспитания.
Принцип интерактивности: через сострадание к духовности. Интерактивных характер этического воспитания вытекает из представлений о ценности процесса самостановления субъекта во взаимодействии с ним, о формировании его собственного отношения к жизни. Позиция как система отношений и складывается в системе отношений в процессе взаимодействий с окружением. При этом важно не только единство целей — активизируют позицию не сами по себе цели, а отношение к ним взаимодействующих субъектов.
Здесь реализуется главная идея интерактивности о том, что процесс так же важен, как и результат, и значимость воспитания базируется на процессе формирования духовных ценностей, а не на простой интериоризации моральных норм. Именно эта идея, отвечающая бытийной сущности этического воспитания, является важнейшей в обосновании актуальности принципа интерактивности.
Минимальная личная вовлеченность воспитанников в рамках традиционного воспитания заменяется физической и психологической вовлеченностью с принятием на себя ответственности за ход и результаты деятельности, поведения, общения. В целом интерактивное воспитание — это воспитание, требующее брать на себя обязательства по активному использованию всех имеющихся возможностей и по применению их результатов в своем каждодневном мышлении и поведении.
Принцип интерактивностиэтического воспитания предполагает направленность деятельности воспитателя на соотнесение воспитанниками собственных смыслов, осознание их, формирование духовно-ценностных ориентиров в деятельности, поведении и общении.
Принцип самореализации: утверждение своей этической позиции как моральной. Этот принцип представляет собой перенос приоритета инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации в сферу морального поведения. Выполнение этого принципа в этическом воспитании обязывает использовать только те формы и методы, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника, его саморазвития.
Всякая позиция требует своей реализации в деятельности, однако и осознается она тоже в деятельности, когда интенция оформляется в целевые установки субъекта. При этом можно говорить об обретении человеком позиции в процессе формирования образа Я и реализации его в социальном общении, поведении и деятельности, ведь «в деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается» (С. Л. Рубинштейн).
Проявляя активность, человек добивается реализации сознательно поставленных им самим или принятых извне (в т.ч., от воспитателя) целей. Благодаря тому, что в процессе самопроектирования воспитанником осознаются его нравственные смыслы и оформляются в духовные ценности, его этическая позиция оформляется, принимая конкретные очертания, становится все более концептуальной. Таким образом а его этическая позиция воспитанника приобретает характер субъектной.
Если выполнение принципа рефлексивности обеспечивает осмыслениедуховных ценностей, наделение их собственными смыслами, то самореализация призвана обеспечить обратный процесс — осознаниенравственных смыслов. В этом отношении она стимулирует экзистенциальную сферу человека, сферу его морального самосознания, целеобразующую деятельность, субъективацию социокультурных ценностей в духовные.
Принцип самореализации в этическом воспитании обращает внимание педагога на развитие морального самосознания воспитанника, утверждение им своей этической позиции в деятельности, поведении, общении.
Итак, рефлексивность, интерактивность и самореализация, отражающие три уровня бытия субъекта (смысловой, семантический и экзистенциальный), — принципы, которые, как показывают исследования, должны быть положены в основу этического воспитания человека как субъекта деятельности, поведения и общения.
Содержание и методы этического воспитания
В центре содержания воспитания при гуманитарно-целостном подходе — бытие воспитанника как его духовно наполненная жизнь в противовес животному существованию. Механистическое толкование человека как «слепка» с окружающих его обстоятельств жизни, очевидно, не может быть эффективным в проектировании воспитательной деятельности педагога. Следует учитывать и проектировать степень включенности самого воспитанника в систему отношений, возникающих в процессе воспитания, в социальные отношения.
Выявленные три аспекта этического воспитания (моральный, нравственный и духовный) определяют в отборе содержания образования три группы средств и условий этического воспитания:
(1) создание воспитывающей среды, (2) педагогическая помощь в этическом самостановлении воспитанника и (3) утверждение стиля диалогического (партнерского) взаимодействия в воспитательном процессе.
В общем случае под средой в педагогике понимают совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.
Созидательный воспитывающий потенциал среды привлекает педагогов-практиков и ученых. Проводя исследование воспитания школьников, Н.Е.Щуркова выделяет в качестве составляющих воспитательной среды следующие культурные окружения:
предметно-пространственное (обустройство учебных помещений, кабинетов, двора, спортплощадок, государственная символика и символика учреждения; информационные стенды у входа, таблички на кабинетах и т. д., а также костюмы педагогов, технических работников и самих воспитанников);
поведенческое (традиции, ритуалы, обычаи, установившиеся интонации в обращении, мимика и жесты при беседе, позы при диалоге, характер совместной деятельности воспитанников и педагогов, отдельные поступки, протекающие конфликты и их разрешение, а также ситуации этического порядка);
событийное (характер межличностных отношений, реализация защитной функции образовательного учреждения по отношению к воспитаннику, превращение ученического коллектива в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей, встречи выпускников, дни открытых дверей, посвящения, гостиные, творческие отчеты, профильные лагеря и проч.);
информационное (библиотека и читальный зал при ней; необходимое методическое обеспечение учебного процесса; самообразование, публичные выступления, конкурсы, смотры познавательных сил, регулярные реферативные и научные сообщения, научные конференции).
В последнее время в отечественном образовании на правах научной категории упрочивается понятие «атмосфера» образовательного учреждения как устойчивый эмоционально-психологический настрой в нем: настроения воспитанников, их переживания, волнения, отношение друг к другу и к окружающим событиям. В трактовках этой категории педагоги стремятся отразить включенность в образовательный процесс самого воспитанника как равноправного субъекта. При этом, как пишет Н.Е.Щуркова (2000), «феномен отношения обусловливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член группы, определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального “Я”, а в итоге на общее личностное развитие каждого члена группы».
Совокупность условий, непосредственно воспринимающихся воспитанником и оказывающих существенное влияние на процесс его становления, составляют для него воспитательную ситуацию.
Под методом воспитанияпонимается система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемую для достижения воспитательной цели.
Метод содержит в себе правила действия и сами способы действия, систему принципов и внешнюю организационную форму их реализации. Применяя представления о трех аспектах воспитания к классификации методов, можно выделить среди них рефлексивные, ценностные и проективные.
Рефлексивные методы воспитаниянаправлены на стимулирование смыслопоисковой деятельности воспитанников, формирование нравственного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Среди таких методов многие авторы выделяют понимание не только как способ бытия, но и как метод воспитания, события. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Понимание человека, в частности воспитанника воспитателем имеет целью оказать ему помощь, поддержку в смыслопоисковой активности, направленной на овладение своим бытием в состоянии духовного кризиса, разочарования, неудачи или сообщить энергию успеха. Понять воспитанника — не значит лишить его автономии бытия, разоблачить, «вывести на чистую воду». Самое большее, на что может рассчитывать воспитатель, стремящийся понять воспитанника, — это вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые установит сам воспитанник.
Метод драматизации имеет назначением предъявить для восприятия воспитаннику смысл данного элемента культуры в личной жизни человека и общественной жизни людей. Он осуществляется путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является. Драматизация осуществляется в форме дидактического театра, драматизированных и ролевых игр, сочинения сказок и т.д. Главное при реализации данного метода — не упражнение в поведенческих навыках, а борьба идей, обнаружение диалектической связи альтернативных точек зрения и правомерности противоположных суждений.
Сочинение-эссе позволяет воспитаннику как бы «примерить» на себя образ другого человека, пережить ситуацию полезности, обнаружить ценность своих индивидуальных свойств и решений.
Метод убеждения предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание воспитанника влияют не столько понятия и суждения, сколько их личностная значимость. Этот метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, афоризмы, даже анекдоты.
Метод внушения как правило сочетается с методом убеждения, но отличается от него эмоциональной окрашенностью воздействия на воспитанника с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушать — это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Если воспитанник остается безразличен к педагогическому влиянию, то, как известно, процесс медленно и редко достигает намеченной цели.
Метод примера является близким по целевым установкам и технике выполнения к методу внушения. Отличие состоит в его наглядности. Примером может служить реальный или вымышленный персонаж. В этическом воспитании, конечно же, предпочтительны люди, добившиеся успеха и социального признания. Обнаружение того, что это «живые люди» с их недостатками и реальными жизненными проблемами побуждает воспитанника к саморазмышлению, построению собственных нравственных ориентиров.
Ценностные методы воспитания.К ним, прежде всего, относится диалог как особый способ взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.
По М. М. Бахтину, диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.
Метод стимулирования направлен на формирование педагогически целесообразного поведения и в практике воспитания чаще всего реализуется как поощрение и наказание. В обоих случаях стимулирование должно осуществляться как выражение не личного пристрастного отношения педагога, а оценки с позиций требований педагогов, взрослых, общественного мнения. При этом подобные оценки должны, если не разделяться, то признаваться правомерными со стороны самого воспитанника. Поощрением (одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение) закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Наказание (наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения) призвано предупреждать нежелательные поступки воспитанников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Метод требования также направлен на то, чтобы нормы поведе-ния, выражаясь в личных отношениях, вызывали, стимулировали или тормозили определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных свойств и качеств. По форме предъявления различаются прямые (императивные, конкретные) и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) требования.
Проективные методы воспитанияпредполагают самореализацию и самоутверждение воспитанника в социально-полезной деятельности.
Метод упражнения (или тренинг) направлен на отработку устойчивых качеств во всех противоречивых ситуациях жизнедеятельности. Он предполагает многократные выполнения требуемых действий доведение их до автоматизма.
Метод социальных проб (или социальных практик) осуществляется через создание и использование проблемных ситуаций и предназначен для воспитания социальной ответственности, которая и является основой для дальнейшего вхождения в социальную среду, в реальную жизнь.
Метод соревнования способствует формированию конкурентоспособности и опирается на естественные потребности субъекта к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования человек достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть организовано специально и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае педагог осуществляет ре-гулятивные действия. Эмоциональное переживание воспитанником победы и поражения может стать элементом его социального закаливания, что является составляющей его моральной устойчивости.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой — интегрирование знаний, умений из раз личных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.
Комплексные методы воспитания.В практике воспитания выделяются методы, которые трудно отнести к одной из трех выделенных выше групп, поскольку они носят комплексный характер.
Методом воспитывающих ситуаций еще называют методом организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Для успешного применения воспитывающих ситуаций они должны быть не надуманными и фрагментарными, а отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями.
Прежде всего это те ситуации, в процессе которых воспитанник сам решает какую-либо проблему нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. При этом педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
Метод решения нравственных дилемм (разработан Л.Кольбергом) также можно отнести к комплексным. Здесь не только анализируется проблемная ситуация, но также выявляются и формируются духовно-ценностные отношения воспитанника. Коллективный анализ дилемм приводит к восприятию товарища, педагога как носителей иных смыслов, ценностей, позволяюет взглянуть на ситуацию с различных точек зрения, видеть ее «объемно», многоаспектно.
При этом воспитанники становятся более восприимчивы к другому мнению, иной самости — отличающееся мнение признается, как минимум, имеющим право на существование. Постепенно они приходят к пониманию того, что никто не имеет монополии на истину, на факты — каждый лишь имеет равное право на собственное мнение, на поиск и пости-жение истины.
Метод консультирования также относится к комплексным, поскольку он применяется с различными целями: для оказания помощи в обнаружении смысла, ориентации воспитанника в моральных нормах и социокультурных ценностях, в их проектировании совственного поведе-ния, деятельности и отношений. В любом случае следует во время консультации предоставить максимальную инициативу и самостоятельность самому воспитаннику, не превращать консультацию в поучение или инструктаж.