Компенсация и коррекция
Проблема компенсации поврежденных или задержанных в развитии функций является центральной как для специальной психологии, так и для специальной педагогики.
Одна из главных задач специальной психологии - поиск эффективных путей компенсации при различных нарушениях развития - является одновременно и задачей специального образования.
Теория компенсации развивалась в тесной взаимосвязи с развитием специального обучения, и уже в 30-е гг. XX в. Л.С. Выготский выделил особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации, а именно:
- включение аномального ребенка в разнообразную социально значимую деятельность и создание активных и действенных форм детского опыта;
- применение медицинского воздействия для преодоления первичных дефектов и корригирующего психолого-педагогического воздействия в борьбе с вторичными отклонениями; чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция;
- специальное воспитание по собственным методикам обучения на основе выработки у ребенка интереса и потребностей в такой деятельности;
- включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает условия для полноценной интеграции в общество;
- уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, с другой, - внешними социальными условиями.
Термин «коррекция» (от лат. correctio - исправление) начал использоваться с конца XIX в., но первоначально относился лишь к умственно отсталым детям.
Коррекция отклоняющегося развития - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей.
В коррекционном воздействии выделяют два направления: исправление отдельных дефектов и их последствий и целостное влияние на личность ребенка. В целом коррекция познавательной деятельности и физического развития в сочетании с формированием личности особого ребенка называется коррекционно-воспитателыюй работой.
Всякий дефект снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях, поэтому коррекционные воздействия не сводятся к набору специальных упражнений, а охватывают весь учебно-воспитательный процесс.
Коррекция опирается на функции, оставшиеся в той или иной мере сохранными, и приспособление происходит прежде всего за счет интенсивного использования сохранных анализаторов. Так, при нарушениях слуха ребенок использует зрительный и двигательный анализаторы, опирается на тактильно-вибрационную и температурную чувствительность. При нарушениях зрения большое значение имеют слуховой анализатор, осязание и обоняние.
Коррекция вторичных нарушений тем сложнее, чем они ближе к первопричине. Рассматривая вопрос о преодолении вторичных нарушений при олигофрении, Л.С.Выготский подчеркивал, что недоразвитие высших психических функций легче поддается корригирующему воздействию: если мозговой процесс, лежащий в основе олигофрении, привел к недостаточности механического запоминания, педагогические меры почти ничего не улучшают. Вместе с тем можно специально развивать осмысленное логическое запоминание и добиться положительных результатов.
По отношению к общему образованию коррекция выступает как подсистема, в которой условно можно выделить коррекционное обучение, коррекционное воспитание и развитие.
В специальной литературе часто встречается определение коррекции как способа компенсации дефекта. Однако с точки зрения педагогики это понятие более широкое, поскольку именно коррекция определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребенка. В специальном детском учреждении важнейшую роль играет принцип коррекционной направленности обучения. Специальные методы работы с аномальными детьми позволяют развить их познавательные возможности.
Так, в процессе обучения слепых добиваются повышения осязательного и слухового восприятия, в той или иной степени замещающих зрение, Овладение глухими детьми словесной речью приводит к перестройке всей их познавательной деятельности на новой, более высокой основе. Формирование у умственно отсталых детей умений и навыков дает им возможность овладевать знаниями, развивает более сложные формы мышления.
Специальные технические средства, применяемые при обучении отдельных групп детей, также ведут к расширению возможностей познания и коррекции первичного дефекта. В ряде случаев возникает необходимость исправления у аномальных детей сопутствующих дефектов, например нарушения двигательной сферы у умственно отсталых или слепых. Коррекция достигается в процессе всей учебной работы и на специальных занятиях - логопедических, лечебной гимнастики и др.
Чем раньше начинается специальное психолого-педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционная работа на ранних этапах развития предупреждает последствия первичных нарушений и способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Приемы коррекционной работы последовательно применяются на все* этапах компенсации утраченных функций психики. Большое значение имеет и система лечебно-восстановительных средств воздействия, и самостоятельная активная деятельность самих учащихся. Существует прямая связь между активностью, сознательностью и самостоятельностью ребенка и процессами компенсации нарушенных функций.
К числу благоприятных условий формирования компенсации относятся:
- ранняя диагностика и начало коррекционных воздействий;
- правильно организованная система обучения и воспитания; построение учебного процесса на основе применения специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной работы;
- использование,принципа соединения обучения с трудом;
- хорошая психологическая атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание педагогов и учащихся;
- правильная организация режима учебной работы и отдыха детей, исключающая перегрузки;
- чередование методов обучения учащихся;
- использование технических средств, специального оборудования и учебных пособий.
Вопросы и задания к теме 4
1. Дайте определение компенсации. Какие виды компенсации вы знае-
2. Выделите основные различия внутри- и межсистемной компенсации.
3. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
4. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
5. Проанализируйте теорию сверхкомпенсации А.Адлера.
6. Раскройте основные положения теории компенсации психических функций Л.С.Выготского.
7. Выделите основные особенности взаимодействия процессов коррекции и компенсации.