Тема № 5. Технологии психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных ситуациях и экстремальных условиях
Психосоциальная работа, «в узком смысле», является практической, профессионально осуществляемой, общественно полезной деятельностью, производящейся в разных сферах жизнедеятельности личности и общества.
Психосоциальная работа как деятельность выражается в оказании психологической помощи, социальной поддержки людям, в социальной защите народонаселения.
Психосоциальная работа проводится с личностью, группой, общиной, слоем населения, – с целью разрешения и профилактики возникающих социальных проблем.
Имманентной (неотъемлемой) составляющей осуществления психосоциальной работы с разнообразными категориями населения являются психосоциальные профессиональные технологии помощи людям, пострадавшим в ЧС (чрезвычайных ситуациях).
Психосоциальные профессиональные технологии помощи – это способы и приёмы реализации сложных социально-психологических процессов путём разделения их на систему последовательных процедур и операций, выполняемых однотипно, – с возможностью воспроизводства данного технологического процесса. Сущность психосоциальных технологий помощи раскрывается, например, в системе методов выявления и использования позитивных потенциалов социальной системы (любой организованной группы людей) в соответствии с целями её развития, в соответствии с социальными нормативами.
Психосоциальные технологии – это совокупность операций и процедур психосоциального, социально-экономического и политического воздействия на общественные процессы, – с целью достижения (в каждом конкретном случае) наилучшего социально-психологического результата.
Генеральными задачами психосоциальной технологизации выступают: гармонизация социальных отношений в обществе, оптимизация трудовой деятельности людей, развитие социальных связей в организациях, улучшение условий жизни людей, предотвращение социальных конфликтов, психологическая помощь в ЧС и т.п.
Глобальная цель психосоциальной технологизации, – содействие улучшению процессов адаптации социальных субъектов (групп людей) и индивидуальных субъектов (личностей) к условиям современного общества.
Важнейший критерий эффективности (продуктивности) психосоциальной технологичности – достижение указанной общественно полезной цели. В связи с этим, любая психосоциальная технология понимается в качестве совокупности общественно-экономически значимых задач и действий, требующих решения и осуществления для достижения социально полезных результатов.
Психосоциальные технологии – это рациональные способы осуществления разноплановой социально-психологической деятельности.
Психосоциальные технологии являют собой интегральную сумму способов и методов профессионального воздействия на личность и группу, например, – в ходе осуществления психологической помощи в кризисных условиях.
Психосоциальные профессиональные технологии представляют собой неотъемлемый элемент системы общественных отношений.
Психосоциальные технологии общественно необходимы, в частности, – в разрешении экстремальных (чрезвычайных) ситуаций, – что является сферой компетенции экстремального психолога.
«Исторически», в педагогике, психологии и социологии принято выделять следующие базовыевиды психосоциальных технологий.
По степени новизны различают принципиально новые (инновации) и традиционные (воспроизводство опыта) профессиональные психосоциальные технологии.
Наряду с этим, исследователи выделяют т.н. социально-субъектные технологии. Здесь в роли объекта воздействия выступает не отдельная личность (индивидуальный субъект), а социальный субъект (группа, коллектив), находящийся в фокусе профессионально организованного влияния, – социально-педагогического, социально-психологического, психолого-педагогического, психотерапевтического воздействия.
Специфика психосоциального воздействия на социальные объекты – группы людей (сообщества), прежде всего, определяется уровнем развития общественных отношений. В этой связи психосоциальные технологии подразделяются на три видовых группы: макротехнологии,включающие в себя т.н. региональные подсистемы общества (разнообразные сообщества, классы, партии, большие социальные группы); мезотехнологии– т.н. технологии городского уровня (уровня отдельного населенного пункта), – технологии окружного, районного, муниципального уровней, технологии крупного трудового коллектива; микротехнологии, направленные на сравнительно небольшие объединения людей (малые творческие сообщества, отдельные рабочие группы, семьи) и рассчитанные на микросоциальный уровень общественных процессов.
В микросоциальные технологии включаются и технологические процедуры самоорганизации отдельных людей, что обеспечивается социально-психологическими методами, нацеленными на рациональное использование личностного потенциала самопомощи.
Психосоциальные технологии классифицируются по основополагающим видам человеческой деятельности: подготовительно-трудовой (образовательной) производственно-трудовой, экономико-политической и пр.
Психосоциальные профессиональные технологии классифицируются по сферам общественной жизни: в сферах физкультуры и спорта, науки и искусства, культуры и досуга, в семейно-бытовой сфере и т.п.
По степени практической включенности в организационный процесс технологической разработки и психосоциального воздействия выделяются: кабинетные,полученные на основе информационно-логического анализа; лабораторные,образованные в экспериментальных, искусственно созданных условиях; полевые,т.е. полученные в реальной общественной среде психосоциальные технологии.
Стержневым компонентом обеспечения технологизации психосоциального функционирования общества являются социономические технологии. Социономические технологии призваны повысить эффективность (продуктивность) психосоциальной работы.
Ведь психосоциальная работа представляет собой деятельность не только по оказанию психосоциальной помощи социально нуждающимся людям с целью восстановления, сохранения или улучшения их способности к социальному функционированию, но и является деятельностью по обеспечению социальных прав граждан, регулированию отношений людей в коллективе, контролю и оптимизации взаимодействия людей с государственными структурами, разрешению социальных конфликтов.
Такое глубокое понимание психосоциальной работы вполне соответствует её сущностному содержанию. Широкое толкование функциональных особенностей психосоциальной работы как универсальной общественно полезной деятельности уже давно получило распространение в мировой практике общественных отношений.
Содействие установлению баланса интересов между гражданами, особенно людьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации, – с одной стороны, и обществом в лице государственных и общественных структур, – с другой стороны, – стратегическая цель социономической деятельности. В условиях нашей страны и в мире в целом крайне необходимо соблюдение такого баланса экономических и политических интересов, который выразится в продуктивном обеспечении психосоциальных потребностей индивидов, групп, обществ. Этому, как универсальной цели социальной работы, и служат разнообразные технологии социальной работы.
В структурном отношении технологии психосоциальной работы подразделяются на функциональные (общие) и частные психосоциальные технологии.
Функциональные технологии(повсеместные методы и методики) социальной работы имеют всеобщий характер. Функциональные психосоциальные технологии применимы в работе с большинством категорий людей, нуждающихся в психосоциальной помощи и поддержке, в том числе, – и в психосоциальной работе с лицами, находящимися в кризисной ситуации.
Система функциональных технологий психосоциальной работы включает в себя следующие наиболее значимые технологические психосоциальные процедуры(компоненты): диагностику; профилактику; адаптацию; реабилитацию; коррекцию; терапию; экспертизу; прогнозирование, проектирование и моделирование; посредничество; консультирование; обеспечение; страхование; опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.
Частные технологиипсихосоциальной работы в своей основе составляют определённые алгоритмические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям (стратам) народонаселения, нуждающимся в социально-экономической и психологической поддержке.
Массив частных технологий психосоциальной работы образуют разнообразные по форме и содержанию психосоциальные технологические процедуры и мероприятия, направленные на психосоциальную помощь конкретным группам населения.
Частные технологии психосоциальной работы осуществляются с:
1) семьями, нуждающимися в психосоциальной помощи;
2) безработными гражданами;
3) людьми, проявляющими девиантное (заметно отклоняющееся от социальной нормы) поведение, склонными к суициду, страдающими психическими расстройствами;
4) инвалидами разных категорий (к глубокому сожалению, одно только перечисление инвалидностей разного рода заняло бы целую страницу);
5) гражданами пожилого возраста;
6) женщинами-матерями;
7) детьми, подростками, юношеством и молодежью;
8) малообеспеченными слоями населения;
9) бездомными людьми разного возраста и состояния здоровья;
10) мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами;
11) военнослужащими;
12) людьми, находящимися в местах лишения свободы;
13) людьми на производстве;
14) людьми по месту жительства и др.
В систему психосоциальных технологий входят так же технологии правового обеспечения функционирования общества. К ним относятся законодательные социальные технологии регулирования норм конституционного, административного, финансового, гражданского, трудового, семейного, уголовного права и т.п.
Технологии психосоциальной работы с различными категориями людей (с разными группами населения)применяются в зависимости от свойствэксквизитных, – объективно проблемных, сложных, трудных, критических, кризисных, экстремальных ситуаций и условий жизнедеятельности людей.
Мы рассматриваем кризисные (в данном контексте – экстремальные) ситуации, в которых оказываются разные люди, с позиций применения базовых технологий психосоциальной работы, – в узком смысле этого деятельностного понятия. При этом мы исходим из того, что основополагающей характеристикой социально-психологических состояний личности в кризисной (экстремальной) ситуации является аффект, выражающийся в резком нивелировании (сведении к минимуму) чувства социальной защищённости, в безысходности, безвыходности восприятия человеком имеющейся в данный момент («наличной», «заданной» извне) экстремальной ситуации.
Основными технологиями психосоциальной работы и психологической помощи в кризисных (экстремальных) ситуациях являются:
1)психосоциальная диагностика (мониторинг, экспертная оценка, экспертный прогноз, социологический опрос, интервью, биографический метод и т.д.);
2)психосоциальная профилактика (превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группы социальной поддержки и т.д.);
3) психосоциальный контроль(социальный надзор, социальная опека, социально-медицинский уход, социальное обслуживание и т.д.);
4)психосоциальная реабилитация(трудотерапия, статусное социальное перемещение, социотерапия, психодрама, профессиональная реабилитация и т.д.).
Во всех этих четырёх психосоциальных технологиях, в данном контексте проявляются три основополагающих компонента смыслового содержания психосоциальной работы.
I. Целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях государственного и муниципального управления и регулирования, – от федерального до муниципального, – с целью обеспечения здоровой психосоциальной среды жизнедеятельности человека, создания системы реальной поддержки людей.
II. Психосоциальное инициирование потенциала самопомощи (человек, семья, группа) в трудной (сложной, кризисной) жизненной ситуации.
III. Оказание профессиональной психосоциальной помощи человеку, семье, группе в трудной (критической) жизненной ситуации путём поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа, и через оказание других видов психосоциальных услуг.
Важнейшей деятельностной особенностью психосоциальной работы в рассматриваемом контексте является научно-эмпирическая «заданность» психосоциальной помощи, – что и детерминирует практическую специфику, обусловливает применение комплекса технологий психосоциальной работы с различными группами населения, оказавшимися в кризисной жизненной ситуации.
С законодательных (нормативно-правовых) позиций, представленных в разнообразных законах, подзаконных актах (указах, распоряжениях), имеющих место в юридической практике Российской Федерации, – число таких социально уязвимых групп населения достигает нескольких десятков!
С позиций научного подхода, целесообразно использовать для выделения таких социально «слабых» и уязвимых групп (категорий) населения весьма определённые, конкретные базовые основания. Именно эти детерминанты и определяют трудности (нередко – экстремальные трудности в полном смысле слова) психосоциального положения отдельных личностей, семей, общностей и, даже, слоёв населения, – как в нашей стране, так и в других странах.
Однако остановимся, прежде всего, на характеристиках социально уязвимых стратов (слоёв и прослоек) населения Российской Федерации, – с которыми и производится постоянно и систематично психосоциальная работа и которым оказывается психологическая помощь в государственных масштабах.
Назовём особо нуждающиеся в социальной защите и психологической помощи категории (группы) населения, учитывая то, что некоторые лица и, даже, социальные прослойки, к большому сожалению, являются социально «слабыми» и уязвимыми по нескольким параметрам из приведённых ниже.
Итак, имеются ввиду следующие физиопсихические и социально-экономические параметры, характеристики личности и/или социальной (социально-профессиональной) мезо- или макрогруппы народонаселения Российской Федерации, предопределяющие социально-кризисное положение данных лиц.
1. Состояние физического и психического здоровья, не позволяющее людям самостоятельно решать свои жизненные проблемы: физически серьёзно больные люди; инвалиды разных категорий; взрослые и дети, испытывающие постоянные психологические стрессы, имеющие серьёзные психологические затруднения, склонные к суициду и т.п.
2. Служба и труд в экстремальных условиях (как в настоящем времени, так и в прошлом конкретных людей): участники ВОВ и приравненные к ним лица (ликвидаторы аварии на Чернобыльской АС и др.); труженики тыла во время ВОВ; бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей; участники военных действий в Афганистане, Чечне и т.п.; семьи погибших военнослужащих; лица, длительное время осуществляющие свою трудовую профессиональную деятельность в экстремальных условиях и т.д.
3. Пожилой и старческий возраст людей: одинокие пожилые и старые люди; семьи, состоящие из одиноких пенсионеров по возрасту, инвалидности и прочим основаниям.
4. Девиантное поведение в его различных формах и видах: дети и подростки девиантного поведения; дети, подростки, женщины, пожилые люди оказавшиеся в условиях, угрожающих физическому и психическому здоровью, испытывающие жестокое обращение и насилие; лица, выпустившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений; лица, освободившиеся из мест лишения свободы и пр.
5. Трудное, дезадаптированное, неблагополучное положение различных категорий семей: семьи, имеющие детей-инвалидов; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых супруги не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики и т.д.
6. Особое, сложное социальное положение детей: дети-сироты; дети – социальные сироты; воспитанники детских домов, самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости и социальной зрелости); безнадзорные дети и подростки; беспризорные дети и подростки и т.д.
7. Бродяжничество, бездомность: лица без определенного места жительства, зарегистрированные и незарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы т.п.
8. Дородовое и послеродовое состояние: беременные женщины; кормящие матери; матери, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; матери-одиночки и т.п.
9. Затруднённое правовое (и, в связи с этим, социально сложное) положение лиц, подвергшихся политическим и иным репрессиям, в том числе лиц, впоследствии реабилитированных.