Положительное воздействие группы на индивида
Известно, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие изменения продолжают сохраняться, оставляя заметный след в личности и превращаясь при определенных условиях в личностные черты и формы социального поведения.
С некоторыми оговорками можно допустить, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, что почти все особенности его психологии и поведения, за исключением генетически и физиологически обусловленных, складываются и закрепляются под влиянием его личного участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным
или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.
Выделим некоторые факты, свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником культуры,
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью.
3. Группа является местом, где индивид осваивает и совершенствует свои коммуникативные умения и навыки.
4. От участников различных групп индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.
6. Постоянное общение индивида с более развитыми, чем он, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим знаниям и духовным ценностям. Почти каждому человеку есть чему научиться у других людей, и практически в каждой социальной группе он встречает таких людей.
7. Только через прямое общение и личные контакты с другими людьми в социальных группах одни люди передают другим свой жизненный опыт. Этот опыт включает в себя практически все человеческое в современном человеке, начиная с элементарных гигиенических навыков и пользования речью и кончая нравственными ценностями и способностями к различным видам деятельности.
8. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и научиться пользоваться ею. Ребенок научается разговаривать только благодаря тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения обращаются к нему, требуют ответной реакции и всячески ее поощряют. Стимулирование языкового развития индивида со стороны группы происходит и дальше. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельности различных групп существует прямая зависимость.
Таким образом, группа для психологического развития индивида как личности представляется незаменимой.
Отрицательное влияние группы на личность
Поначалу социальные психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта своего исследования брали только большие социальные общности — толпу и массу, однако затем их внимание переключилось на изучение влияния малых групп на индивида, поскольку в психологическом развитии человека они играют более существенную роль, чем большие социальные группы. На рис. 3 приведены возможные причины обезличивания (деиндивидуализации), а также ее психологические и поведенческие следствия.
Один из наиболее впечатляющих экспериментов был проведен еще в начале 1960-х годов американским психологом С. Милгрэмом. Он показывает, насколько далеко может зайти обычный человек в своих действиях, бездумно и слепо подчиняясь давлению со стороны авторитетных лиц или социальных групп, которые эти лица представляют. Этот эксперимент заключался в следующем.
Через объявление, данное в газете, за плату 4 доллара в час добровольцы были приглашены принять участие в научном психологическом эксперименте, якобы предназначенном для изучения памяти. Каждому из людей, согласившемуся принять участие в данном эксперименте, говорили, что в ходе его он будет исполнять роль «учителя». Его задача будет заключаться в том, чтобы зачитывать «ученику» пары слов и затем, напоминая по одному слову из каждой пары, просить «ученика» правильно вспомнить второе слово из соответствующей пары (процедура классического эксперимента, часто проводимого в целях изучения ассоциативной памяти людей). Если «ученик» в ходе эксперимента ошибался, то «учитель» должен был наказывать его ударами электрического тока, последовательно повышая его за каждую следующую ошибку шагами по 15V. Эксперимент и использованная в нем электрическая аппаратура допускали изменения напряжения в сети от 15V до 450V. Никаких ограничений на применение тока высокого напряжения во время эксперимента не вводилось, то есть напряжение в нем могло расти непрерывно вплоть до верхнего предела — 450V.
Роль «учителя» в данном эксперименте выполнял настоящий испытуемый, а роль «ученика» — подставное лицо, специально подготовленный для данного эксперимента актер. Общая схема данного эксперимента представлена на рис. 4.
«Учителя» и «ученика» во время эксперимента разделяла тонкая фанерная перегородка, так что «учитель» не мог видеть «ученика», но хорошо слышал все, что происходило за перегородкой. «Ученик» сидел в кресле 3, привязанный к нему крепкими кожаными ремнями, а на его руках находились браслеты, имеющие открытые контакты от электрических проводов, идущих со стороны пульта. Само кресло 3, кроме того, было крепко привинчено к полу. При возникновении тока в электрической цепи зажигалась лампочка 6 и звучал электрический звонок 5.
Непосредственно перед «учителем» находилась панель с электрическими кнопками, градуированными от 15V до 450V. Цифра 300V была выделена красным цветом, и рядом с ней было написано слово «шок», что свидетельствовало о том, что такое напряжение смертельно опасно для человека и вызывает у него состояние шока.
Перед началом эксперимента сам «учитель» на короткое время садился в кресло «ученика», для пробы получал удары электрическим током 15V и лично убеждался в том, что ток по цепи действительно идет, что удары электрическим током даже минимального напряжения достаточно болезненные. После этого начинался сам эксперимент.
На самом деле «ученик» в. ходе эксперимента никаких ударов электрическим током не получал. С помощью скрытого маневра экспериментатор переключал ток на замаскированную электрическую сеть, в которой также были включены лампочка и звонок.
В качестве «ученика» в эксперименте участвовал специально подготовленный человек — актер, который умело имитировал поведение и переживания лица, подвергаемого ударам электрического тока разной силы (напряжения). По мере того как «росло» напряжение в сети, «ученик» должен был вести себя все более беспокойно, а при напряжении более 300V прекращать подавать какие бы то ни было признаки жизни: не отвечать на вопросы; не производить никаких звуков. До этого момента он должен был выражать свой протест движениями, ворчанием, криками, ударами ногами в перегородку и другими естественными способами.
Свои «переживания» и «протест» против наказания ударами электрического тока «ученик» в этом эксперименте мог выражать (и реально выражал) следующим образом (это ему было предписано условиями эксперимента):
• при напряжении от 75 до 105V он восклицал «Ой!», как обычно восклицает человек, испытывающий неприятное болевое ощущение. При этом сила восклицания возрастала пропорционально увеличению напряжения в сети;
• в случае, когда напряжение в сети достигало 120-150V, к этому восклицанию добавлялось слово «больно!» с тем же самым усиливающим эффектом в зависимости от возрастания напряжения;
• при достижении напряжения от 150 до 180V «ученик» эмоционально выразительно выкрикивал примерно следующие слова: «Выпустите меня! У меня с сердцем плохо! Я не хочу дальше участвовать в этом эксперименте!»;
• при напряжении в 165-225V он уже громко кричал: «Я не могу больше терпеть эту боль! Прекратите эксперимент и отвяжите меня! Вы не имеете права держать меня здесь!» При увеличении напряжения сила крика и протест «ученика», соответственно, возрастали;
• когда напряжение достигало 270-285V, то это был уже полный отчаяния крик агонизирующего человека;
• при напряжении в 330V крики прекращались и человек за перегородкой («ученик») переставал подавать какие-либо признаки жизни (демонстрация шока, наступившего от электрического тока).
Для того чтобы убедить «учителя» продолжать эксперимент (продолжать как можно дольше наносить «ученику» удары электрического тока), экспериментатор использовал все усиливающиеся аргументы от имени себя самого и различных социальных групп, употребляя, например, следующие слова:
—Пожалуйста, продолжайте!
—Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжали!
—Чрезвычайно важно, чтобы вы продолжали дальше!
—У вас нет другого выбора, вы обязаны продолжать!
Если все способы убеждения были исчерпаны, то экспериментатор резко вставал и, изображая из себя строгого армейского офицера, просто командовал: «Сидеть!», «Продолжать!» Наконец, если уже ничего не помогало заставить «учителя» продолжать дальше наносить «ученику» удары электрического тока, то эксперимент на этом прекращался и отмечалось напряжение, до которого через соответствующие убеждения и принуждения удалось довести «учителя».
Результаты эксперимента, проведенного со многими американцами — добровольными участниками данного эксперимента, представлены на рис. 5. Они оказались обескураживающими.
Обнаружилось, что почти 65 % всех «учителей» довели напряжение тока до максимальной величины 450 V. Ни один из них не прекратил эксперимент до того, как напряжение на приборе достигло 300V, то есть той критической точки, за которой у «ученика» должен был последовать шок.
С. Милгрэма, как экспериментатора, заинтересовал не только факт подобного поведения людей, но и его возможные объяснения. Часть таких объяснений он получил от самих испытуемых, к другим пришел в результате проведения дополнительных исследований, в которых варьировались условиях эксперимента.
Чрезвычайное послушание испытуемых в данном эксперименте объясняется следующими причинами (ниже представлены обобщения ответов самих испытуемых, выступивших в данном эксперименте в роли «учителей»):
• попадание в ловушку;
• этикет ситуации;
• смягчающие обстоятельства;
• надзор;
• авторитет и прикрывающая (защищающая) идеология.
Обратим внимание на еще одно обстоятельство, связанное с данным экспериментом. Оно показывает, что нередко люди о себе и себе подобных думают лучше, чем они есть на самом деле.
Обсуждая и комментируя результаты своего эксперимента в одной из телепередач, С. Милгрэм высказал следующие мысли: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, то подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе... Наиболее важный урок наших опытов состоит в том, что обычные люди, просто выполняя свою работу и не проявляя никакой особой враждебности, смогли стать участниками ужасных злодеяний».
Наверное, и название страны, и социальную принадлежность людей в этих высказываниях Милгрэма можно было бы заменить названием любой другой страны и любого народа в современном мире. «Под властью злых сил даже лучшие люди иногда меняются в худшую сторону»1.
В итоге ученый делает следующие выводы, касающиеся причин подобного поведения и степени жестокости, проявляемой обычными людьми по отношению к своим реальным или потенциальным жертвам.
1. Эмоциональная удаленность наказывающего от его жертвы. Если человек непосредственно воспринимает эмоциональные реакции своей жертвы, то он действует по отношению к ней менее жестоко и более осторожно.
2. Авторитет и социальный статус того, кто заставляет наказывать. В том случае, если это делает авторитетный человек, имеющий высокий социальный статус, индивид будет следовать указаниям этого человека в прямой зависимости от авторитета и статуса последнего.
3. Мера принятия на себя ответственности за содеянное. Чем больше ответственности за содеянное берет на себя наказывающий, тем менее он будет склонен применять суровые наказания.
4. Неприятные последствия, которые применение наказания может иметь для того, кто это делает. Чем большими могут быть
1 МайерсД. Социальная психология. — СПб., 1977. — С. 291.
неприятные последствия после применения наказания для того, кто наказывает, тем менее он будет склонен это делать.
5. Наличие или отсутствие обстоятельств, смягчающих вину наказывающего. Если человек, применяющий наказание, уверен в том, что его действия будут оправданы, он с большей готовностью применит наказание, чем в том случае, если он не уверен в оправдании своего поступка или если у него нет убеждения, что его вина будет смягчена.
Все то, о чем говорилось в эксперименте С. Милгрэма, действует на человека в реальных социальных группах, как малых, так и больших.
Еще одним примером отрицательного группового влияния на индивида может быть воздействие, которое группа оказывает на одаренных, творческих личностей, превосходящих остальных членов группы по тем или иным психологическим качествам, например по культуре или интеллекту. На это обстоятельство в свое время обратил внимание известный российский ученый В. М. Бехтерев.
Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В. М. Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выяснилось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается методом простого голосования, нередко оказывается более низкого качества, чем частное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются потому, что непонятны большинству. В результате такие личности) находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (а на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, подавляются в своем творческом развитии.
Последний факт, о котором здесь следует еще раз напомнить (мы его уже рассматривали в одной из предыдущих глав), касается конформного поведения. Конформизм — это феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность.
Контрольные вопросы
1. Что называют социальной фасилитацией?
2. Как определяется эффект социальной ингибиции?
3. Что такое деиндивидуализация?
4. Что такое коллективизация мышления?
5. При каких условиях возникает и проявляется коллективизация мышления?
6. Что такое дискриминация как социально-психологическое явление?
7. Что называют предрассудками?
8. Чем отличаются предрассудки от предубеждений?
9. Что обозначают как социальный стереотип?
10. Чем социальные стереотипы отличаются от предубеждений и предрассудков?
11. Может ли патриотизм служить основой предубеждений и предрассудков?
12. При каких условиях существующие предрассудки будут проявляться в реальных отношениях людей?
13. Что представляют собой когнитивные предпосылки социальных стереотипов, предубеждений и предрассудков?
14. При каких психологических условиях возникают и действуют социальные стереотипы?
15. Что такое категоризация мышления, как она влияет на социальную стереотипизацию ?
16. Что такое конформизм?
17. Что представлял собой первый классический эксперимент С. Аша по изучению конформизма?
18. От чего зависит конформизм?
19. Что называют групповой поляризацией?
20. Как объясняется явление групповой поляризации?
21. Какие факты доказывают, что группа является основным источником культуры для индивида?
22. Каковы основные причины и следствия деиндивидуализации?
23. Что представляет собой эксперимент С. Милгрэма, каковы его основные результаты? .
24. Какие комментарии и выводы сделал С. Милгрэм по итогам проведенного им эксперимента?
25. Какие данные из групповых экспериментов, организованных и проведенных В. М. Бехтеревым, свидетельствуют об отрицательном влиянии группы на личность?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М„ 2006. — С. 293-308.
2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. — СПб., 2004. - С. 257-330.
3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М , 1986 -С. 225-245.
А. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни — СПб., 2001.-С. 7-150.
5. ГлейтманГ., Фридлунд А,, РайсбергД. Основы психологии –СПб 2001.-С. 556-590.
6. РоберМ.-А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы — М 1988. - С. 69-72,93-102,112-118, 162-170.
7. МайерсД. Социальная психология.- СПб., 1997 - С 268-310 354-398.
8. Милгрэм С. Эксперимент в социальной психологии -СПб 2000 - С. 54-75,127-243.
Глава 13
Социальная перцепция и восприятие
людьми друг друга
Понятие о социальной перцепции
Многое в том, каким образом формируется психология человека и как он себя ведет в обществе, зависит от восприятия человеком происходящего с ним и вокруг него в соответствующем обществе. Если речь идет о восприятии и оценке человеком неодушевленных предметов и явлений, то такой процесс достаточно разносторонне и глубоко изучен в общей психологии в соответствующем разделе. Когда речь идет о восприятии и оценке людьми друг друга, то данный вид восприятия выступает как предмет социально-психологических исследований. Наконец, если речь идет о восприятии человеком всего того, что составляет общество и что происходит в нем, то это входит в сферу компетенции социальной психологии и обозначается как социальная перцепция.
Между восприятием в его общепсихологическом понимании, восприятием человека человеком и социальной перцепцией есть немало общего и различного. Рассмотрим это общее и различное для того, чтобы с помощью сравнения этих видов восприятия уточнить понимание социальной перцепции, которая будет специально обсуждаться далее.
Общим для всех обозначенных выше процессов восприятия является то, что все они представляют собой существующие разновидности восприятия (перцепции). Кроме того, во всех этих видах восприятия участвуют органы чувств человека и соответствующие, связанные с восприятием, познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь. Наконец, во всех этих случаях речь идет о том, что в результате восприятия формируется образ воспринимаемого объекта, однако для разных видов восприятия эти образы будут различными по их предметному (объектному) содержанию и механизмам их формирования.
Различия между соответствующими видами восприятия сводятся к следующему.
1. В процессе восприятия человеком неодушевленных объектов и явлений сами эти объекты и явления не оказывают встречной активности по отношению к воспринимающему их человеку. Так, например, если человек воспринимает книгу, то предполагается, что книга, в свою очередь, не может воспринимать человека и оказывать такого же воздействия на него, какое на книгу может оказать человек. Констатация данного факта не носит сугубо формальный характер и определяет специфику не только процесса восприятия, но и формируемого в результате его образа.
2. Восприятие человека человеком — это совместный, взаимно направленный процесс, который описывается не с помощью понятия «предметная деятельность», а с помощью понятия «общение».
3. То, каким образом один человек воспринимает другого в процессе общения с ним, зависит от того, как воспринимает и оценивает другой человек его самого. «Содержание межличностного восприятия, — пишет Г. М. Андреева, — зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга»'.
4. Активность человека, воспринимающего неодушевленный предмет, никак не влияет на' этот предмет, в то время как активность человека, воспринимающего и оценивающего другого, существенно воздействует на соответствующего человека и таким образом изменяет его поведение и образ, складывающийся в глазах другого человека.
5. В большинстве случаев восприятие человеком неодушевленного предмета носит объективный характер в том смысле слова, что не имеет явно выраженного субъективного оттенка, определяемого эмоциональным отношением человека к данному предмету. Межличностное восприятие, или восприятие человека человеком, напротив, почти всегда имеет такой отчетливо выраженный субъективный оттенок.
6. В области социальной перцепции в целом и межличностного восприятия в частности в гораздо меньшей степени действуют известные формальные законы формирования образа, изученные
1 Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001. — С. 124.
вобщей психологии восприятия (например, так называемые законы гештальта). В сфере социальной перцепции и межличностного восприятия действуют, по-видимому, иные, более сложные законы, имеющие скорее смысловой, чем формально-структурный характер.
7. В процесс восприятия человека человеком включены три частных процесса, которые не принимают участия в восприятии человеком неодушевленных предметов: идентификация, сравнение и рефлексия.
Идентификация— это уподобление или отождествление себя в отношении других людей. Благодаря идентификации человек делает вывод о том, что он похож на других людей, а они, в свою очередь, похожи на него самого. С помощью идентификации человек познает себя, приписывая себе свойства, которые он замечает у других людей, или же, наоборот, постигает других людей, приписывая им собственные свойства.
Сравнение— сопряженный с идентификацией процесс, в результате которого, сопоставляя себя с воспринимаемыми им людьми, человек приходит к выводу о том, в чем он схож и чем отличается от этих людей или, соответственно, чем эти люди схожи или отличны от него самого. Рефлексия— это процесс самопознания человека, базирующийся на его собственных восприятиях и оценках других людей, как правило, без сравнения себя с ними. Частный, собственно социально-психологический случай рефлексии, принимающей участие в процессе познания людьми друг друга, — это выяснение человеком того, как он воспринимается другими людьми или как сам он воспринимает и понимает окружающих.
Хотя восприятие человека человеком входит в состав социальной перцепции, но оно составляет только его часть. Кроме межличностного, или межчеловеческого, восприятия в структуру социальной перцепции включаются восприятие и оценка человеком социальных структур, объектов и организаций, социальных событий и много другого, что входит в состав общества или происходит в нем.
Субъектом социальной перцепции могут быть не только отдельные индивиды, но и группы людей. Так, например, можно говорить об особенностях восприятия друг друга различными социальными группами: властью народа или, наоборот, народа властью, богатыми бедных или, напротив, бедными богатых и т. д. Разновидностями социальной перцепции могут стать восприятие группы тем или иным человеком или восприятие конкретного человека определенной группой людей.
Восприятие и понимание людьми друг друга
В человеческих взаимоотношениях, в постижении того, как личность влияет на группу и группа на личность, большое значение имеют восприятие и понимание людьми друг друга. Они всегда присутствуют в контактах людей и столь же естественны для них, как и удовлетворение повседневных потребностей. «Трудно придумать более дьявольское наказание, — писал в свое время известный психолог У. Джемс, — как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания». В этом психологически глубоком и жизненно правдивом высказывании одного из знатоков психологии человека и межчеловеческих взаимоотношений тонко схвачена и точно отражена не только потребность человека во внимании к себе со стороны других людей, но и нужда в определенном отношении к себе. Это отношение не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно мы сами воспринимаем и оцениваем, и нас самих воспринимают и оценивают.
Правильно воспринимать человека означает создавать верный образ этого человека как личности, то есть адекватно оценивать те психологические свойства, которыми он реально обладает. Правильно воспринять и оценить человека также означает научиться на основе образа человека предсказывать его поведение. Правильно воспринять человека, наконец, означает иметь такой его образ, который позволял бы другим людям общаться с ним, добиваясь взаимопонимания. Адекватный образ человека может содержать в себе далеко не все его психологические свойства, например не включать в себя то, что не является значимым для общения с ним. Точность образа человека относительна, его правильность определяется тем, насколько успешно данный образ позволяет взаимодействовать с данным человеком в различных жизненных ситуациях.
Образ человека как личности по своей структуре достаточно сложен. Он включает в себя:
• четкие представления о познавательных процессах данного человека — его ощущениях, восприятии, внимании, памяти, воображении, мышлении и речи;
• знания о типичных для человека психологических состояниях — об эмоциональных переживаниях, психологическом настрое, тревожности, напряженности и других;
• знания о человеке как о личности: его способностях, силе воли, потребностях, темпераменте, характере, чувствах и социальных установках.
Существует прямая зависимость между восприятием людьми друг друга и их взаимоотношениями. От того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, зависят образы, которые складываются у них друг о друге. На основании этих образов люди относятся друг к другу, строят межличностное общение. Если один человек воспринимает другого положительно, то он, соответственно, будет не только положительно относиться к данному человеку, но и соответствующим образом действовать по отношению к нему. Если же человек воспринимает другого человека отрицательно, то с его стороны следует ожидать отрицательных действий по отношению к этому человеку.
Правда, такое одностороннее, исключительно положительное или безусловно отрицательное восприятие и отношение людей друг к другу в жизни встречаются довольно редко. Гораздо чаще бывает так, что восприятие людьми друг друга одновременно оказывается и положительным, и отрицательным, то есть, по существу, двойственным. Соответственно, и поступки людей в этом случае будут противоречивыми: как положительными, так и отрицательными.
Зависимость между восприятием людей и их поведением является двухсторонней. Не только восприятие и оценка человека человеком влияют на их отношения и поведение, но также и поведение людей в отношении друг друга определенным образом воздействует на их восприятие и оценку друг друга. Наблюдаемое поведение человека может порождать определенное отношение к нему. Это отношение, в свою очередь, формирует устойчивую установку на восприятие данного человека, и она далее определяет то, как данный человек будет восприниматься и оцениваться как личность.
Вступая друг с другом в определенные взаимоотношения, люди проявляют себя в этих взаимоотношениях с разных сторон. Соответственно, и воспринимать друг в друге они будут лишь то, что проявляется в их взаимоотношениях. Создать исчерпывающий или полностью адекватный образ человека, особенно на первых этапах общения с ним, вряд ли возможно. Такой образ строится постепенно, по мере познания человека человеком, и со временем, естественно, будет изменяться и уточняться.
Образ человека в процессе общения и взаимодействия с ним складывается постепенно. Это обычно происходит в следующей последовательности. В начальный период общения с незнакомым человеком мы обращаем внимание на его внешность и по ней пытаемся понять, что представляет собой этот человек как личность. Делая выводы о нем по его внешности, мы извлекаем из прошлого опыта, из своей памяти представления о похожих на него людях, а также о психологических особенностях этих людей. Соответствующие особенности — образ знакомого человека, похожего внешне на воспринимаемого, — мы приписываем этому человеку, «проецируем» на него этот образ. Если что-либо в психологии воспринимаемого человека для нас не вполне ясно, то мы далее строим и проверяем гипотезы о наличии у него соответствующих психологических свойств. В дальнейшем, общаясь с этим человеком и получая о нем дополнительные сведения из непосредственного восприятия и других источников, мы проверяем наши собственные гипотезы о личности воспринимаемого человека.
В процессе общения с человеком можно оценивать его психологические особенности через речь, действия и поступки. На основе анализа и обобщения собранной о человеке информации мы строим далее предположение о том, что он представляет собой как личность.
При построении образа человека его речь оценивается по следующим параметрам: употребляемые слова и выражения, интонация, паузы, ударение, громкость, темп, тембр. Благодаря наблюдениям за телодвижениями человека, жестами, мимикой и пантомимикой можно получать информацию об отношениях человека к тому, что происходит с ним и вокруг него. Это позволяет строить динамичный образ личности, менять, уточнять его в ходе общения, подстраиваться под человека, изменять стратегию и тактику общения с ним. Наблюдение за поступками позволяет получать сведения о характере человека, о его морали, ценностях, социальных установках.
Существуют две основные группы факторов, влияющих на процесс восприятия человека человеком:
1) те, которые оказывают воздействие на формирующийся образ человека;
2) те, которые влияют на сам процесс межличностного восприятия. Они могут быть положшпелънъьчи и отрицательными. Положительные факторы способствуют формированию правильного образа человека, а отрицательные факторы этому препятствуют.
Факторами, влияющими на сам процесс межличностного восприятия, могут быть:
• особенности личности воспринимаемого и воспринимающего человека;
• ситуация, в которой происходит восприятие людьми друг друга;
• специфика воспринимаемых и оцениваемых свойств личности;
• психологические состояния воспринимаемого и воспринимающего человека;
• знание воспринимающим лицом психологических законов восприятия и понимания людьми друг друга, а также признаков, по которым можно достоверно судить об особенностях личности воспринимаемого человека.
Положительное воздействие на формирование образа человека как личности могут оказывать следующие факторы:
• богатый жизненный опыт;
• знание психологии людей;
• умение наблюдать и делать правильные выводы;
• благоприятная ситуация общения, способствующая проявлению, восприятию и точной оценке психологических особенностей человека.
Замечено, например, что чем больше жизненный опыт человека, тем лучше он воспринимает и понимает других людей. Есть люди, которые в силу своих способностей, профессии и накопленного жизненного опыта лучше знают и понимают других. Данная особенность характерна для тех, кто умеет сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя на их место, принимать людей такими, какими они есть, понимать мотивы их поведения. Как правило, это те люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с разными людьми, но и оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным действиям и поступкам. Есть виды профессий, которые предполагают постоянное и активное общение. Это профессии врача, учителя, психолога, политика, актера, режиссера и ряд других. Установлено, что лучше, чем представители других профессий, воспринимают и понимают других людей актеры, психологи, педагоги и врачи.
Факторами, препятствующими формированию правильного образа человека как личности, могут быть:
• недостаток жизненного опыта;
• незнание психологии людей;
• неумение наблюдать за человеком в процессе общения с ним и делать правильные выводы о нем как о личности;
• неудачность ситуации общения (невозможность в ней выявить и правильно оценить свойства личности, которые важны для построения образа человека);
• субъективность восприятия и оценки человека, вызванная эмоциями или порожденная заранее сформировавшимся предвзятым отношением к данному человеку, например необоснованно положительным или беспричинно отрицательным.
Если один человек в общении с другим настроен положительно, то он, соответственно, будет обращать внимание, воспринимать и оценивать в основном положительные качества своего партнера. В этом случае и образ личности воспринимаемого окажется, скорее всего, односторонне положительным. Если же настрой человека в общении с другим человеком окажется отрицательным, то его восприятие также может быть неправильным — в основном негативным.
Есть люди, чей внутренний мир устроен сравнительно просто и непротиворечиво, чьи психологические свойства хорошо проявляются во внешнем поведении. При восприятии таких людей как личностей серьезные ошибки, как правило, не возникают или, во всяком случае, легко замечаются и вовремя исправляются. Есть также люди, чей внутренний мир устроен довольно сложно, противоречиво, психология которых не всегда открыто проявляется в их внешнем поведении. Таких людей как личностей оценивать труднее, поскольку при их восприятии из-за противоречий, имеющихся в их психологии, могут возникать ошибки. Кроме того, подобные люди обычно воспринимаются другими людьми в различных жизненных ситуациях по-разному.