Психология деятельности прокурора
Нормативная база прокурорской деятельности создается Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17 ноября 1995 года[277], уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательствами. По закону прокуратура осуществляет следующие виды деятельности: расследование уголовных дел; общий надзор, т.е. надзор за исполнением законов самыми различными структурами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина[278].
Значительная деятельность прокурора связана с надзором за соблюдением прав и интересов несовершеннолетних. Например, при утверждении обвинительного заключения, связанного с личностью несовершеннолетнего, прокурор должен предварительно провести с несовершеннолетним и его защитником беседу, чтобы более полно разрешить вопросы, указанные в ст. 213 УПК РФ.
Если обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то следователь вправе своим мотивированным постановлением, утвержденным прокурором, определил временные рамки указанного процессуального мероприятия. По делам о несовершеннолетних, прокурор должен выяснить, не является ли такое затягивание следствием непонимания несовершеннолетним отдельных следственных действий.
УПК РФ не предусматривает обязательное участие прокурора в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела несовершеннолетнего подсудимого. Однако в п. 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 24 ноября 1998 г. №82 «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных дел», указано, что необходимо «обеспечить поддержание государственного обвинения по делам о преступлениях...» Представляется, что при решении вопроса о целесообразности участия прокурора в суде по делам несовершеннолетних необходимо получить консультацию у специалиста - психолога.
Прокурорская деятельность по выполняемой работе весьма широкая и требует глубоких профессиональных знаний и навыков. Прокуроры осуществляют познавательную, организационную, коммуникативную, конструктивную, удостоверительную и воспитательную деятельность.
Познавательная деятельность прокурора заключается в изучении информации самого различного содержания и заключенной в самых различных источниках. Например, прокурор работает с информацией экономического и технического содержания, изучает сообщения людей, анализирует различные документы хозяйственной, трудовой и других видов деятельности.
Немаловажное значение имеют встречи с людьми, беседы, ведение переговоров, поиски компромиссов или решение вопросов применения принуждения и активного воздействия на личность. Познавательная деятельность осуществляется при квалификационном анализе доказательств. Показать их доброкачественность, достоверность и процессуальную допустимость. Тщательной проверке подвергаются все доводы обвиняемого (подсудимого), сопоставляются с другими данными по делу, например, с заключением экспертизы, доказательствами оперативно-розыскной деятельности и др.).
Серьезной оценке подвергаются косвенные доказательства, соответствующие статьи кодексов (уголовного, гражданского), мотивы и цели преступления.
Познавательная деятельность направлена на глубокое и всестороннее изучение личности обвиняемого и потерпевшего. Роли каждого участника судопроизводства анализируются подробно и обстоятельно. В речи прокурора должны найти место как обвинительные (негативные), так и положительные факты, характеризующие личность обвиняемого (подсудимого) и потерпевшего.
Характеристика личности подсудимого в речи прокурора является наиболее сложной ее частью. Поэтому познавательный анализ личности подсудимого должен строится таким образом, чтобы было ясно - перед нами виновный, но еще не признанный судом преступник.
Аналитическая деятельность прокурора необходима при характеристике событий преступления, анализ всех версий как обвинительных, так и оправдательных, акцентом внимании на общественной опасности совершенного преступления, на исследовании причин и условий совершения преступления, на вреде, причиненном гражданину, обществу, государству.
Познавательная деятельность прокурорских работников, осуществляющих надзор за исполнением (соблюдением) законов, связана с постоянным вниманием за совокупностью норм действующего законодательства. Прокуратура действует постоянно по различным направлениям: надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, надзор за законностью судебных постановлений по гражданским делам, надзор за законностью деятельности милиции и др. Познавательная деятельность прокуратуры строится с учетом тщательного изучения всего законодательства, строгом его соблюдении, особенно процессуальных норм на предварительном расследовании. Надзор за следствием считается одной из важнейших обязанностей прокуратуры. Поэтому, по каждому факту совершения умышленных убийств на месте происшествия выезжает прокурор или его заместители, которые принимали участие в проведении наиболее важных следственных действиях.
Познавательная деятельность особенно активно осуществляется в работе по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам. Кропотливая мыслительная (познавательная) деятельность осуществляется прокуратурой когда поступают из аппарата главы администрации принимаемые акты, а также их проекты. Прокурор внимательно изучает документацию, анализирует содержание актов и их проектов, сравнивает принятые документы с существующим законодательством и выносит заключение. Прокурор в отдельных случаях предупреждает администрацию о возможных нарушениях закона.
Немаловажное значение имеет познавательная деятельность при осуществлении надзора за исполнением законодательства об административных правонарушениях, т.е. за деятельностью милиции, суда, административной комиссии при органе местного самоуправления, госпожнадзора, санэпидемнадзора, налоговой инспекции. Результатом познавательной деятельности прокуратуры в данном направлении является незамедлительная реакция на допущенные нарушения. Вынесение протестов, представлений, возбуждение административных производств.
Познавательная деятельность наиболее ярко проявляется при полном, всестороннем и объективном исследовании доказательств по уголовному делу. Особенно это ощущается в обвинительной речи прокурора в судебном заседании. В ходе судебного рассмотрения дела прокурору приходится восполнять пробелы предварительного следствия. Прокурор должен обладать ораторским даром. Его роль - это грамотное, короткое, доказательственное, юридически точное выступление в суде. Воздействие словом на судью, участников судебного следствия, присутствующих в зале выполняется целенаправленно, неотразимо, убедительно и красиво. Речь обвинителя должна быть проникнута «печалью трезвой мысли зрелой».[279]
Организаторская деятельность связана с обеспечением встреч с гражданами, должностными лицами, доставки необходимой информации, подготовки документов, выступлений в судебных заседаниях, оперативных совещаниях, подготовкой документов правовой и социальной защиты прокурорских работников, продвижения их по службе и др. Например, прокурор района руководит следствием в прокуратуре и персонально отвечает за результативность и качество этой работы. Осуществляет прокурорский надзор за исполнением работы. Он организует работу своих помошников, следователей, технических работников. Особое внимание уделяется работе с кадрами: составление планов соответствующих мероприятий, прикрепление к молодым специалистам опытных сотрудников прокуратуры (наставников); осуществление постоянного руководства за организацией взаимодействия прокуратуры с другими правоохранительными органами (оперативными работниками милиции, следователями, адвокатами и судом).
Самостоятельным видом деятельности прокурора является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Принимаются незамедлительные меры по профилактике правонарушений среди подростков, укреплению гарантий, прав и законных интересов несовершеннолетних. От прокуратуры требуется большая организационная работа, своевременное реагирование на допущенные нарушения. Организационная деятельность прокурора во-многом определяет эффективность надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Большое значение придается организации проведению координационных совещаний при прокуратуре по вопросу об исполнении законодательства о профилактике безнадзорности, наркомании и преступности несовершеннолетних на определенной территории.
Коммуникативная деятельность прокуратуры осуществляется в процессе взаимодействия с органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и самоуправления строится по следующим направлениям:
а) взаимоотношения прокуратуры субъекта федерации с законодательными и исполнительными органами власти;
б) взаимодействие прокуратуры города, района с органами самоуправления соответствующей территории (муниципального образования).
Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях соответствующих структур и участвовать в рассмотрении ими представлений и протестов.
Коммуникативная деятельность прокуратуры особенно активно проявляется во взаимодействии с правоохранительными органами: органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, органами налоговой полиции, таможенных органов. Общей задачей всех правоохранительных органов является выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Правоохранительные органы взаимодействуют с судами.
Координационная деятельность прокуратуры, являющейся составным элементом коммуникативной деятельности, осуществляется в строгом соблюдении принципов: соблюдение законности; строгое соблюдение государственной тайны и гласности в деятельности прокуратуры; ответственность руководителей правоохранительных органов за систематическое взаимодействие по выполнению поставленной задачи; строгое разделение полномочий взаимодействующих органов и полной субординации; независимость и четкое взаимодействие всех участников, ролевая регламентация.
Коммуникативная деятельность прокуратуры осуществляется по следующим направлениям:
- совместный анализ состояния борьбы с преступностью;
- строгое и своевременное выполнение намеченных планов и программ борьбы с преступностью;
- разработка мероприятий по предупреждению преступности;
- сообщение органам власти и местного самоуправления информации о состоянии преступности в регионе;
- подготовка и направление сведений о состоянии преступности в центральные органы;
- обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовка предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
- анализ и предложение эффективных мер по борьбе с преступностью;
- исследование опыта взаимодействия с правоохранительными органами по борьбе с преступностью;
- своевременное распространение положительного опыта борьбы с преступностью.
Важнейшими формами координации деятельности является:
- систематическое проведение совещаний руководителей правоохранительных органов;
- формирование следственно-оперативных групп для расследования преступлений;
- мобильные совместные выезды в регионы, требующие активной следственно-оперативной помощи;
- практическая помощь по выработке конкретных рекомендаций по борьбе с преступностью;
- опротестование незаконных приговоров, определений, постановлений в порядке надзора.
- совместная подготовка организационно-распорядительных документов;
- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности по борьбе с преступностью.[280]
Коммуникативная деятельность прокурора осуществляется в процессе уголовного и гражданского судопроизводства. Участие прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется в форме:
а) непосредственного участия в судебных заседаниях по уголовным делам;
б) опротестование незаконных приговоров, определений и постановлений в кассационном и частном порядке;
в) опротестование незаконных приговоров, определений, постановлений в порядке надзора.
Активность прокурора в суде определяется его обвинительной речью в судебном заседании. Прокурор воспринимается в суде как должностное лицо, представитель государства, правозащитник, психолог, оратор, исследователь, воспитатель.
Тактико-психологические взаимоотношения складываются наиболее рельефно между прокурором и судом. Общеизвестно, что вопрос о специфике участия прокурора в суде и его взаимоотношениях в процессе судебного разбирательства считается наиболее спорным. Важнейшими особенностями взаимоотношений являются:
- прокурор выступает в качестве государственного обвинителя;
- прокурор участвует в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
- прокурор может выступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.[281]
Важнейшим направлением деятельности прокуратуры является конструктивная деятельность. В процессе конструктивной деятельности разрабатывается программа совместных мероприятий правоохранительных органов с целью усиления охраны общественного порядка, защиты законных прав и интересов граждан, обеспечение их безопасности. Большое значение имеет планирование деятельности следственно-оперативных групп, проверки законности деятельности налоговых служб и др. В соответствии с Законом о прокуратуре (1995) прокурор осуществляет плановую работу по информации органов власти или самоуправления о состоянии законности и мерах по ее укреплению.
Прокурор обязан предусмотреть в плане работы прокуратуры осуществление координации деятельности всех правоохранительных органов. Планируется работа по осуществлению надзора за законностью судебных постановлений, а также выступления прокуроров в судебных заседаниях, поддержание государственного обвинения в суде и опротестование незаконных судебных постановлений по уголовным, гражданским делам. Планирование деятельности прокурора по гражданским делам, в принципе, совпадает с работой по уголовным делам, но имеет некоторую особенность. Например, предусматривается работа по применению гражданских правовых средств в возмещении ущерба, т.е. предъявление в суд исков по защите имущественных прав ряда субъектов трудовых, жилищных и других прав граждан. Активно планируется работа прокуратуры по общенадзорным направлениям прокурорской проверки: соблюдение законов в социальной сфере, сфере экономики и законностью правовых актов.
Конструктивная деятельность связана с постоянным реагированием на нарушения законодательства административными органами. Прокурор составляет заключение, направляет протесты, представления в адрес милиции, суда, налоговой инспекции и др. Аналогичная работа ведется по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних. Ведется подготовка и проведение проверок, вносятся представления, иски в суд, в защиту имущественных, жилищных и других прав детей. Направление подготовленной информации в адрес администрации города, района и т.д.
Конструктивная деятельность прокуратуры субъектов Федерации (республики; края; области; города федерального значения; автономная область; автономные округа) определяется регламентами, которые утверждаются соответствующими прокурорами. Регламентами предусматриваются требования, которые регулируют представляемый на коллегию материал: качество, количество, глубина анализа, сроки преставления, порядок проведения коллегии, а также меры по осуществлению контроля за принимаемыми решениями.
Основная работа прокуратуры планируется на полугодие. Для этого подготавливается проект плана работы, который обсуждается на коллегии и утверждается прокурором. Отдельно планируется деятельность различных комиссий и советов.
Конструктивная деятельность прокурора направлена на подготовку речи в суде. Необходимо подчеркнуть, что обвинительное выступление прокурора в суде проходит в условиях значительного психологического напряжения, т.к. единственная опора его речи - система неопровержимых доказательств, конкретные факты, их систематизация. Поэтому основное внимание уделено подготовке речи. Речь прокурора состоит из следующих частей:
1. Вступление.
2. Фабула дела
3. Обстоятельный анализ и оценка собранных доказательств.
4. Обоснование квалификации преступления.
5. Характеристика личности подсудимого и потерпевшего.
6. Предложение о мере наказания
7. Вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба.
8. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления. Предложения по их устранению.
9. Заключение.[282]
Представляется, что прокурор не должен строить свою речь только на материалах предварительного следствия. Его роль в суде обязательно базируется на фактах, установленных в судебном следствии.
Воспитательная деятельность прокурора осуществляется на строгом соблюдении права, внимательном отношении к личности, объективном рассмотрении представленных документов, заявлений, жалоб, просьб и т.д. Необходимо вменить прокурору, по словам А.Ф. Кони «сдержанность в слове, обдуманность и справедливость в выводах и рядом с осуждением доказанного преступления - отношение к подсудимому без черствой односторонности и без оскорбления в нем чувства человеческого достоинства»[283]
Нельзя допускать, чтобы некоторые прокуроры расширили пределы анализа собранных доказательств, высказывали в адрес подсудимого издевательства, насмешки, злорадство по роду человеческого горя, несчастья и т.д.
Состояние и структура преступности в регионе оказывает существенное воздействие на граждан. Каждый успех в деятельности прокуратуры, особенно по делам, имеющим большое общественно-психологическое значение, должен стать достоянием гласности. Граждане должны знать какую активную борьбу ведут правоохранительные органы. Каждое преступление ставится на учет в горрайотделах внутренних дел, Необходимо тщательно проводить достоверную проверку и своевременно принять решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в этом. Волокита, некомпетентность, нетактичное отношение к гражданам и другие негативные аспекты работы прокуратуры отрицательно влияют на воспитательную деятельность. Определенное воспитательное воздействие оказывает внесение прокуратурой представления начальника УВД, РУВД, другим руководителям правоохранительных органов о строгом соблюдении законности про вопросам разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Причем, своевременно должны применяться меры дисциплинарной ответственности виновных лиц. Психология воспитательного воздействия неразрывно связана с оперативностью, целенаправленностью, неукоснительного выполнения методов поощрения и наказания.
Большую воспитательную нагрузку несет прокурорская деятельность по надзору за исполнением законов в сфере экономики, социальной сфере, законностью правовых актов, издаваемых администрацией района, города и т.д.
Прокурорами проводится индивидуальная работа с руководителями предприятий, фирм, учреждений, нарушающих требования закона (налогового, таможенного и др.). В процессе индивидуальной работы особое внимание уделяется воспитательной деятельности.
Воспитательная работа будет бессмысленной, если прокурор своевременно не отреагирует на нарушение исполнения законодательства об административных правонарушениях.
Административные органы (милиция, суд, налоговая инспекция и др.). должны своевременно получить документы из прокуратуры (протест, представление, возбужденное административное производство). Незамедлительное устранение допущенных нарушений законодательства уполномоченных на то органами, положительно сказывается на воспитательной деятельности прокуратуры.
Большая воспитательная деятельность прокуратуры проводится в процессе рассмотрения жалоб и заявлений граждан при приеме населения. Своевременные ответы прокурора, без признаков «отписки» и элементов безразличия к судьбе и просьбам гражданина или организации, окажет существенное воспитательное воздействие. Особенно это проявляется при непосредственном общении с гражданами в процессе их приема.
Особенно воспитательная деятельность прокурора проявляется в суде. Обвинительная речь, поведение в суде, активная наступательная позиция прокурора влияет на сознание присутствующих в зале, формирует у них правильное понимание преступных действий подсудимого, справедливое отношение к свидетелям, потерпевшим и другим участникам процесса. Главное - своими действиями в суде прокурор осуществляет правовое воспитание граждан.
Для совершенствования профессионального труда прокуратуры необходимо особое внимание уделить вопросам подготовки прокурорских кадров. В 1996 году у органов прокуратуры появились высшие учебные заведения - институты прокуратуры в Московской, Саратовской и Уральской государственной юридических академиях и Санкт-Петербургский институт Генеральной прокуратуры РФ. Поэтому прокуратура заинтересована в том, чтобы будущие юристы пришли в прокуратуру подготовленными и высокообразованными специалистами.
В настоящее время в прокуратуре отсутствует стажировка выпускников юридических вузов. Вчерашний студент назначается на должность помошника прокурора или следователя сразу, имеет статус полноправного сотрудника органов прокуратуры, обладает комплексом прав и обязанностей (компетенцией) по данной должности.[284]
Поэтому к студенту юридического вуза предъявляются высокие требования к обучению будущих прокурорских работников. Чтобы будущий юрист соответствовал предъявляемым требованиям, необходима прочная теоретическая база. Он должен изучить фундаментальные дисциплины, блок исторических дисциплин, общетеоретические, отраслевые и другие дисциплины. Особое внимание уделяется освоению целого ряда специальных дисциплин и спецкурсов, которые составляют основу всей специализации по прокурорской профессии.
Прокурорский работник имеет определенный уровень знаний в области государствоведения, политологии, международных отношений и т.д. Дело в том, что деятельность прокурора носит публично-правовой характер, т.е. осуществляется от имени государства. В связи с тем, что прокурор всегда на виду у общественности, вокруг его личности создается общественно-психологическая атмосфера. Он должен уметь контактировать с гражданами, быть грамотным, способным аргументировано отстаивать свою точку зрения и т.д. Поэтому он обязан овладеть знаниями из области психологии, эстетики, этики, риторики и др. За время обучения будущий прокурор должен научится абстрактно и логически мыслить, сформировать юридическое мировоззрение, воспитать в себе профессионально необходимые психологические качества юриста. Существует острая проблема повышения профессионального мастерства прокурорских работников и усиления их мотивации. Поэтому большая ответственность возлагается на региональные учебные центры повышения квалификации прокурорских работников. С целью организации учебного процесса приглашаются преподаватели юридических вузов, опытные практические работники прокуратуры, экспертных учреждений, представители административных органов области (края). Например, свой профессиональный уровень все оперативные работники прокуратуры Свердловской области повышают как самостоятельно, так и на постоянно действующем семинаре в прокуратуре города, в региональном учебном центре при прокуратуре Свердловской области.
В процессе педагогической подготовки (обучения, воспитания и др.) вырабатывается идеальный образ прокурора. Основные профессиональные и нравственные качества изложены в Присяге прокурора. Из текста Присяги видны важнейшие требования, предъявляемые к прокурору. Комплекс этических требований определяет профессиональную этику прокурора, которые классифицируются на три группы.
Первая группа включает в себя честность, объективность, принципиальность, совесть и др.
Вторая группа требований касается сохранения государственной и служебной тайны; знания правовых норм, регулирующих поведение юриста; высокой общей и специальной юридической грамотностью; культурного уровня прокурора.
К третьей группе относятся профессионально-важные психологические качества прокурора: уравновешенность, выдержка, корректность, тактичность, самокритичность, самоконтроль, самоанализ, эмоции, вежливость, мужество, решительность, смелость, и др.