К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?
- хвастовство;
- нарушение этики;
- регрессивное поведение;
+ снисходительное отношение;
- негативное отношение.
27. Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания – это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как:
- прямое негативное отношение;
- хвастовство;
- нечестность и неискренность;
- менторские отношения;
+ регрессивное поведение.
28. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Родителя»:
-требует; оценивает; проявляет беспомощность;
- руководит; рассуждает; анализирует;
- разговаривает на равных; проявляет чувства обиды; покровительствует;
- работает с информацией; рассуждает; анализирует;
+ требует; осуждает; учит.
29. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенка»:
+ проявляет чувство обиды; подчиняется; шалит;
- требует; рассуждает; анализирует;
- осуждает; учит; покровительствует;
- оценивает; проявляет беспомощность, проявляет чувство страха;
- подчиняется; одобряет; уточняет ситуацию.
30. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого»:
- проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию;
+ работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных;
- требует; покровительствует; руководит;
- работает с информацией; покровительствует; руководит;
- уточняет ситуацию; работает с информацией; руководит.
31. Управление конфликтами – это:
- целенаправленное воздействие на процесс его динамики;
+ целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;
- целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
- целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;
- целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.
32. Содержание управления конфликтами включает:
+ прогнозирование; предупреждение; регулирование; разрешение;
- прогнозирование; предупреждение; разрешение;
- прогнозирование; регулирование; разрешение;
- прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;
- анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.
33. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта (признание конфликтующими сторонами необходимости соблюдения установленных правил взаимодействия) и институциализация конфликта (создание специальных органов для регулирования конфликта) входят в содержание:
- прогнозирования конфликта;
- предупреждения конфликта;
- стимулирования конфликта;
+ регулирования конфликта;
- разрешения конфликта.
34. Институциализация конфликта – это:
- определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
+ создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
- форма привлечения общественности для разрешения конфликта;
- достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;
- обращение к медиатору.
35. Легитимизация конфликта – это:
- определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;
- создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;
+ достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;
- обращение к медиатору;
- придание конфликту широкой огласки.
36. Принципами управления конфликтами являются:
+ гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;
- гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;
- конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;
- гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;
- прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.
37. Предпосылками разрешения конфликта являются:
+ достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;
- достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;
- наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;
- высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;
- стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.
38. Что относится к форме разрешения конфликта:
- порицание, юмор, убеждение, уступка;
+ уступка, компромисс, уход, сотрудничество;
- требования, критика, убеждение, юмор;
- уступка, требования, убеждение, критика;
- подчинение; примирение; убеждение, согласование.
39. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
- конструктивная; рациональная; деструктивная;
- компромисс; борьба; сотрудничество;
- рациональная; иррациональная; конформистская;
+ конструктивная; деструктивная; конформистская;
- борьба; уступка; компромисс.
40. Кем из ученых разработана модель (двухмерная) стратегий поведения личности в конфликте:
- Дж Скотт и М. Дойч;
- Р. Фишером и У. Юли;
+ К. Томасом и Р. Килменом;
- Д. Скотт и Ч. Ликсоном;
- Х. Корнелиус и Ш. Фэйр.
Контрольный тест 2
1. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
- компромисс; критика; борьба;
+ уступка; уход; сотрудничество;
- борьба; уход; убеждение;
- сотрудничество; консенсус; уступка;
- соглашение; сотрудничество; убеждение.
2. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
- стремится уладить конфликт; проявляет выдержку и самообладание; уходит от острых вопросов;
+ доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
- стремится к победе в конфликте; отличается выдержкой и самообладанием; непоследователен в оценках, суждениях;
- не проявляет активности; уходит от острых вопросов; отказывается от компромисса;
- стремится уладить конфликт; доброжелательно относится к сопернику; уходит от острых вопросов.
3. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
- ригидный тип;
- неуправляемый тип;
+ демонстративный тип;
- сверхточный тип;
- «бесконфликтный тип».
4. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
- хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование осуществляет стихийно;
- скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и другим людям; подозрителен;
- ведет себя вызывающе, агрессивно; подозрителен; хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
+ обладает завышенной самооценкой; подозрителен; прямолинеен и негибок;
- отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся; обладает завышенной самооценкой; несамокритичен.
5. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
- хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
- подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
- импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
- скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
+ неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
6. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
- хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
- подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
+ импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
- скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
- неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
7. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
- хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой работы; налицо эмоциональное поведение;
- подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
- импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
+ скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
- неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
8. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:
- добиться убеждения соперника в своей правоте;
- добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;
+ добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;
- добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;
- овладеть инициативой в споре.
9. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по социальному взаимодействию к:
+ обмену информацией;
- налаживанию добрых взаимоотношений;
- достижению взаимопонимания;
- расширению темы общения;
- усилению информационного воздействия на партнера.
10. Интерактивный аспект общения проявляется в:
- необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;
- стремлении к превосходству над партнером по общению;
+ необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;
- стремлении установить теплые и дружеские отношения;
- стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.
11. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:
- установлении теплых дружеских взаимоотношений;
- сопереживании, во взаимной эмпатии;
- преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;
- сохранении высокого статуса в общении;
+ выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.
12. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:
- поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;
- используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;
+ стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;
- в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;
- добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.
13 . Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:
+ спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;
- переводе темы разговора;
- отвлечении от ненужной информации;
- установке на рациональное восприятие соперника;
- попытке понять мотивы соперника.
14. Внутриличностный конфликт – это:
- глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;
- состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;
+ столкновение противоположно направленных мотивов личности;
- столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;
- внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.