Методы психологии. Проективные методы в психологии
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы — устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения достоверных сведений (фактов) называются методами научного исследования. Методами психологии называются основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.
Классификация Б.Г. Ананьева:
1) организационные методы: сравнительный (сопоставление исследуемых объектов по различным признакам, показателям); лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени, что позволяет определить их индивидуально-личностные особенности, проследить динамику развития изучаемых качеств личности); комплексный (рассмотрение объекта с позиций различных наук или различных точек зрения);
2) эмпирические: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный), психофизиологические, психо-диагностические, праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности), моделирование, биографический метод.
3) методы обработки данных: методы математической статистики, качественного описания.
4) интерпретационные методы: генетические (анализ материалов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов), структурные (выявление связи между всеми характеристиками личности).
Основные методы научного исследования в психологии – наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека с целью изучения их закономерностей в определенных условиях и отыскание смысла этих явлений, смысла, который непосредственно не задан. |
Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут наблюдаться, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования – определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи психологического эксперимента.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю, поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов, тем глубже и надежнее будут выводы. Традиционным способом фиксации данных в методе наблюдений является дневник наблюдений. В нем обязательно должна найти отражение ситуация (фон, контекст), указывается время события.
Достоинства наблюдения: объект наблюдения не ощущает себя таковым и ведет себя естественно. Недостаток: 1) пассивная позиция исследователя, заставляющая иногда ощущать в течение длительного времени проявление внешних процессов, состояний, свойств; 2) субъективность интерпретации наблюдаемых явлений.
Одной из разновидностей данного метода является самонаблюдение, принимающее форму словесного самоотчета о том, что видит, слышит, переживает человек и т.д.
Самонаблюдение — наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний. |
Подобный словесный отчет фиксируется как всякое внешнее объективное выражение и проявление психических состояний человека. Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. Причина ограниченного его применения – явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений.
Эксперимент в психологии – метод сбора фактов в специально заданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. |
Экспериментатор намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует испытуемый, ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, можно установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. Предполагается возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого.
В психологии применяют следующие типы эксперимента:
— лабораторный эксперимент, который проводится в специально организованных и в искусственных условиях; содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Недостаток: искусственность, которая может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам;
— естественный эксперимент, который организуется и проводится в обычных жизненных условиях, что способствует отсутствию напряжения у испытуемых, не подозревающих о том, что они подвергаются психологическому исследованию.
- констатирующий эксперимент – выделяющий определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств в момент проведения исследования;
- формирующий (обучающий) эксперимент — целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.
– социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.
Плюсы: не нужно ожидать случайного проявления психологических процессов, создаются условия, чтобы вызвать их у испытуемых; можно целенаправленно изменить условия и течение психологических процессов; может быть проведен с большим количеством испытуемых. Минусы: требует большой организационной работы и высокого профессионализма.
Беседа – это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. |
Беседа представляет собой стандартизованный опрос, когда вопросы заранее подготовлены, имеют строгую формулировку и неизменный порядок. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записываются (можно с применением магнитофона). Одновременно ведется наблюдение за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых.
Плюсы: данные, полученные при стандартизованном опросе легко сравнимы. Ошибки минимальны, а личный контакт с испытуемым дает возможность избежать ошибочного понимания отдельных вопросов. Уменьшается число вопросов без ответов. Минусы: опрос носит отпечаток искусственности (устная анкета).
Свободный опрос. По форме приближается к обычной беседе и носит естественный характер; ведется тоже по определенному плану, но в ходе опроса можно менять формулировку, задать дополнительные вопросы. Плюсы: позволяет гибко менять тактику исследований, содержание вопросов, получать нестандартные ответы. Минусы: сложность обработки данных.
Анкетирование – это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемым по специально составленной программе; представляет собой перечень вопросов для письменного ответа (каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования). |
Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.
Анкета предусматривает три этапа: 1) определение содержания (цели), 2) выбор нужного типа вопроса, 3) обработка ответов.
Тип вопроса может влиять на полноту и правильность ответа. Выделяют следующие типы вопросов:
1) открытые вопросы (респондент должен самостоятельно сформулировать свой ответ; обработка ответов затруднена, но они позволяют обнаружить совершенно непредвиденные суждения);
2) закрытые вопросы (выбор одного или нескольких вариантов ответов, помеченных в анкете; легко обрабатываются, но скудны по содержанию);
3) полузакрытые вопросы (выбор одного или нескольких ответов из ряда предложенных; дается возможность самостоятельно сформулировать свой ответ).
Достоинства метода анкеты: возможность быстрого получения большой по объему информации. Минусы: отсутствие личного контакта с испытуемым; затруднен качественный анализ данных, соотнесение ответов с деятельностью и поведением испытуемых.
Тест – это метод, использующий стандартизированные вопросы и задачи, специальное задание или систему заданий, позволяющий измерить уровень развития определенных психологических качеств личности. |
С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференциальные и сопоставимые оценки. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.
Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это бланк с текстами заданий). Количественное выражение результата решения теста открывает возможность математической обработки. Однако в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые, так или иначе, влияют на результаты (самочувствие испытуемого, его отношение к тестированию).
Различают следующие виды тестов: тест-задание (серия специальных заданий, по итогам которых судят о наличии и степени развития изучаемого качества или его отсутствии); тест-опросник (система заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах человека); проективные тесты (согласно механизму проекции человек склонен приписывать свои собственные неосознаваемые качества другому человеку).
Иные методы психологического исследования:
— метод экспертных оценок(проведение экспертами интуитивно логического анализа суждений; формальная обработка результата);
— изучение результатов деятельности (материализованных результатов психической деятельности человека — книг, картин, изобретений и т.д.), по которым можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Это вспомогательный метод исследования, так как дает надежные результаты только в сочетании с другими методами;
— биографический метод– изучение личности по имеющимся документам ее биографии.
Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих
Проективные тесты
Основаны на представлении о том, что в объяснении каких-либо явлений воплощаются личностные особенности человека.
• Тест Роршаха
• Тест Люшера
• Тест Розенцвейга
• Тест «Дом, дерево, человек»
• Тест «Несуществующее животное»…
Литература:
Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики Мн. 2004
Волкова А.И. Психология и педагогика М. 2005
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию. М. 2001
Гришпун И.Б. Введение в психологию М. 1994
Еникеев М.И. Общая психология М. 2002
Вайнштейн Л.А. Общая психология М. 2005
Чеховских М.И. Психология М. 2005
Тертель А.Л. Психология. Курс лекций М. 2006