Афферентная моторная афазия. Виды афферентной моторной афазии. «Проводниковая» парциальная афферентная моторная афазия
Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Виды афферентной моторной афазии. «Проводниковая» парциальная афферентная моторная афазия.
Афферентная моторная афазия является одним из самых тяжелых речевых расстройств. Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды. Термин «афферентная» моторная афазия введен А.Р. Лурия.
А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что существуют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства.
Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.
Нарушение экспрессивной речи.При первом варианте афферентной моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводят к хаотичным движениям губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам. Пристальное всматривание больного в артикуляцию логопеда приводит лишь к нахождению либо способа, либо органа артикуляции, что порождает смешение звуков м — п— б, н — д — т — л, и— с, о — уи т.п., которое объясняется нарушением кинестетической оценки степени смычки артикуляторных органов при произнесении звуков, дезинтеграцией движений таких органов, как мягкое нёбо и голосовые складки.
Наиболее сложны для больных артикуляция гласных звуков а, о, у, э, ы и их дифференциация. Из-за апраксии губ гласные фонемы получают более долгое и нередуцированное звучание, которое на поздних этапах восстановления воспринимается на слух как иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких и отсутствии мягких согласных, в редких литеральных парафазиях.
На более поздних этапах одна фонематическая парадигма заменяется другой. Например, больные произносят слово халат как «ханат» или «ходат», дом как «лом» или «том».
По мере восстановления произносительной стороны речи выявляется сохранность синтагматической стороны речевого высказывания.
Нарушение понимания.На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Период значительного непонимания речи непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.
Нарушение чтения и письма.Степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. При грубой апраксии всего артикуляционного аппарата чтение и письмо наиболее грубо нарушены. Нередко сохраняется лишь глобальное чтение про себя отдельных слов при задании показать, где находится то или иное слово из 4-5 слов, написанных столбиком.
При втором варианте афферентной моторной афазии (проводниковой афферентной моторная) больные струдом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркально (вода—«даво», окно — «онко»), пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, причем, как правило, у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву ё в слове ведёт, больной ставит две точки над д.
По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.
Называние.У больных с грубой формой афферентной моторной афазией называние чаще всего отсутствует, но это нарушение вторично, поскольку основной причиной является неспособность произнести слова даже в тех случаях, когда они есть во внутренней речи.
При менее грубом речевом дефекте возможно называние отдельных предметов, которые часто употребляются, а также называние распространенных действий, так как артикулирование звуков в этих словах является достаточно упрочненным.
При легкой степени называние как функция не страдает.
Фраза по сюжетной картинке.Грубая форма: составление фраз по сюжетной картинке не возможно.
При меньшей степени: возможно составление простой фразы по сюжетной картинке в основном бытового содержания. Это связано с тем, что артикулирование оборотов речи, которые используются в этих случаях, были высоко автоматизированы до заболевания.
Больные с легкой степенью речевого дефекта, как правило, достаточно легко составляют фразы по сюжетной картинке.
Пересказ текстов.Грубая степень выраженности – пересказ невозможен.
В менее грубых случаях, больные могут пересказать текст, но в форме ответов на вопросы или по подробному плану.
В легких случаях пересказ текстов возможен, но имеются трудности формулирования сложных фраз. Иногда встречаются аграмматизмы.
Повторная речь.Грубая степень – повторная речь отсутствует, за исключением способности повторять отдельные гласные звуки. Иногда возможно повторение некоторых губных согласных с опорой на артикуляционный образ звука и по акустическому образу. Также сохраняется способность воспроизведения абриса простых по звуковой стриктуре слов.
При средне степени – повторная речь опережает спонтанную.
Легка степень расстройства – повторная речь страдает незначительно.
Диалогическая речь.При грубой степени выраженности афферентной моторной афазии диалогическая речь отсутствует. Некоторые больные способны отвечать на вопросы только словами «да-нет».
При менее грубой форме – больные способны поддерживать диалог, но их ответы стереотипны и имеется тенденция к использованию слов, содержащихся в вопросе. Иногда ответы самостоятельны, но все равно они привязаны к вопросу.
При легкой степени – диалогическая речь сохраняется.
Таким образом, при афферентной моторной афазии центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать движения органов артикуляции по заданию, непроизвольно эти движения легко выполнимы, так как нет парезов, нет ограничений объема оральных движений (оральная апраксия, которая лежит в основе артикуляционной апраксии, непосредственно относящейся к произношению звуков).
Эфферентная моторная афазия. Варианты эфферентной моторной афазии
Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов. Варианты эфферентной моторной афазии.
Эфферентная моторная афазия возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (поля 44, 45). Она сопровождается, как правило, кинетической апраксией, выражающейся в трудностях усвоения и воспроизведения двигательной программы.
Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящую к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременною переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.
Эфферентная моторная афазия многовариантна. Существует пять вариантов данной формы. А. Р. Лурия выделил и подробно описал 4 ее варианта.
Нарушение экспрессивной речи при разных вариантах эфферентной моторной афазии.При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь. Апраксия артикуляционного аппарата при этой форме афазии проявляется не в трудностях повторения отдельных звуков, а в утрате способности повторить серию звуков или слогов. Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда, не испытывая трудностей в самом акте звукопроизношения. Это самый тяжелый вариант эфферентной моторной афазии.
Вследствие инертности артикулирования отдельных слов могут наблюдаться контаминации, обусловленные переносами слога предыдущего слова: «стожка» (стол, ложка).
При другом варианте эфферентной моторной афазии при спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных выявляется так называемый аграмматизм типа «телеграфного стиля», который возникает вследствие нарушения предикативной функции внутренней речи. В более легких случаях глаголы переносятся вконец предложения. Например, при рассказе по серии сюжетных картинок «Случай на реке» был произнесен следующий текст:
«Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пионер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...»
При третьем варианте эфферентной моторной афазии не наблюдается столь грубого аграмматизма, а выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым. Длительные паузы, вызванные инертностью протекания речевых процессов, внешне напоминают амнестические трудности, характерные для семантической афазии, но в их основе лежит инертность выбора лексических средств.
Нарушение регуляции выбора слов приводит и к вербальным парафазиям, которые обусловлены инертностью переключения при их извлечении из разных «семантических полей». Например, составив фразу: «Мальчик удит рыбу», страдающий афазией переходит к составлению фразы по другой сюжетной картинке и вместо фразы «Мальчик купается в реке», произносит: «Мальчик удится, ловится в речке» или вместо «Кузнец кует подкову» произносит «Кузнец кузнечит что-то».
Наблюдается еще один вариант эфферентной моторной афазии, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Речь этих больных грамматически правильно оформлена, но из-за нарушений ритмико-мелодической стороны речи страдает выделение не только ударных слогов, но и интонационная окраска психологического предиката, т. е. того нового, о чем говорится в сообщении, на что падает логическое ударение.
Функция называния.При тяжелой форме нарушения речи функция называния полностью отсутствует, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, называя предметные картинки, больной, получив слоговую подсказку мо, вместо слова молоко произносит «море», «морковь», «мороженое» и т. п.
Нарушение письма.При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам.
В тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.
Нарушение чтения.В наиболее грубых случаях чтение носит угадывающий характер, доступен показ того или иного написанного слова, подкладывание подписей к картинкам. Эти грубые нарушения чтения и письма обусловлены распадом способности программирования звукобуквенного состава слова. При «телеграфном стиле» чтение может быть сохранным.
В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.
Нарушение понимания.В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого «чувства языка» и предикативной функции внутренней речи. Не различаются на слух грамматически правильно построенные высказывания и неправильные. Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью переключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначности слов. Например, слова коса, ключ, идти — больные воспринимают как неправильные.
Динамическая афазия
Локализация очага поражения. Первичный дефект. Нейропсихологические признаки. Речевой статус больного. Нарушение письма, чтения, счета, понимания речи, мыслительных процессов.
Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А. Р. Лурия назвал динамической. Этим названием он подчеркнул, что страдает динамичность речи, в то время как отдельные единицы — звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при поражении заднелобнойкоры левого полушария.
Синдром динамической афазии проявляется нарушением как импрессивной, так и экспрессивной речи. Тяжесть нарушения этих сторон речи может быть различной — от едва заметных расстройств до выраженного нарушения интеллектуальной деятельности. Нейрофизиологически эти трудности объясняются нарушением активности протекания всей психической деятельности.
Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персеверируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить больше 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов. Даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.
В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные.
Понимание речи. У больных с динамической афазией понимание элементарной ситуативной речи может быть сохранно, особенно предъявляемой в несколько замедленном темпе, с паузами между инструкциями, и нарушено понимание сложных текстов. Однако при убыстрении предъявляемых заданий, при показе предметных картинок, частей лица могут наблюдаться персеверации, трудности быстрого нахождения предмета, возникает псевдоотчужденность смысла слова.
При выраженной динамической афазии, обнаруживается нарушение чувства языка, возникают затруднения в понимании сложных фраз, особенно инвертированных, требующих для своего понимания перестановки элементов предложения. Эти трудности в понимании сложных высказываний связаны с недостаточной активностью больных, инертной фиксацией их внимания на значении отдельных элементов с нарушением понимания грамматических средств языка.
Экспрессивная речь. В экспрессивной речи обнаруживаются те же трудности: остается относительно сохранной ситуативная, диалогическая речь, в которой замысел высказывания диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. При этой форме афазии больные могут следить за домашними событиями, проявляя некоторую заботливость, но почти не оречевляя ситуацию, а также способны вести хозяйство. Лишь при обширных очагах поражения больные выключаются из микросоциального общения, реализуемого при обычной динамической афазии правым, симультанно схватывающим ситуацию полушарием. При этом отмечается эмоционально-интонационная окраска междометий и других речевых штампов. Но как только возникает необходимость оречевить ситуацию (а это также нередко требует планирования не только речевых, но и внеречевых действий, которые все же следует оречевить), больные оказываются беспомощными, переходя к употреблению вводных слов, частиц: «Ну, как это... ну... ну... понимаете, не могут и все...». Оречевить смутную мысль, скорее побуждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы либо план высказывания при помощи фишек или элементарной схемы из 3—4 квадратов, как бы материализующей для этого больного высказывание. В результате больной может построить фразу, «выталкивая» слова, например: «Надо... купить хлеба», «К. нам же придут... гости!» и т. п. Даже диалогическая речь, в которой инициатором должен выступить больной, требует организационной помощи со стороны окружающих. То же, но в еще более выраженной форме происходит в случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего собственного жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс.
Письмо и чтение. При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам.
Нарушение счета. При динамической афазии значительно затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций (Лурия А. Р., Цветкова Л. С, 1968), но и простых примеров, в которых надо произвести операции на сложение и вычитание, например (3 + 26) — (28 + 13) = ... Больные испытывают определенные трудности при переходе через десяток и выраженные трудности при решении примеров, включающих операции на умножение и деление, поскольку это требует не только планирования действия, но и переключения с одного действия на другое.