Культура речи делового человека
· Понятие «культура речи»
· Слагаемые культуры речи
· Развитие речевой культуры
Язык часто называют инструментом общения, а речь сравнивают с игрой на этом инструменте. Сколько людей, столько и исполнителей. Слова - оболочка мыслей, и если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли так и останутся у их владельца.
Поэтому культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению.
Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями: во-первых, подходит ли слово по смыслу; во-вторых, правильно ли мы его употребляем; в-третьих, уместно ли оно в данной ситуации; и, наконец, выразительно ли оно.
Поэтому и речь должна соответствовать следующим требованиям:
· правильность речи,т.е. ее соответствие принятым литературно-языковым
нормам. Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, неправильно построить предложение и аудитория моментально реагирует.
Приходится иногда слышать такое мнение: «Что изменится, или меня не поймут, если я скажу «средствá», а не «срéдства»? Здесь мы получаем следующий психологический эффект. Когда мы слышим слово в непривычной форме, процесс восприятия прерывается (нужно дополнительное время на ее осознание). Если ошибки встречаются часто, это раздражает.
Важную роль играет и словарный запас человека. Так, по данным психологов ребенок использует 3600 слов, 14-летний подросток - 9000, взрослый среднего образовательного уровня - 11700, а человек "повышенной интеллигентности" - до 13500 слов. Словарь языка А.С. Пушкина составляет 21200 слов.
Поэтому заглянуть в словарь перед выступлением также обязательно, как посмотреть в зеркало перед выходом на улицу;
· точность речи,т.е. ее соответствие мыслям говорящего. Чтобы речь была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены;
· ясность речи,т.е. ее доступность пониманию слушающего. Квинтилиан, римский учитель красноречия говорил: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять»;
· логичность речи,т.е. ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления;
· простота речи,т.е. ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивости» слога;
· краткость речи означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя. Каждое слово и выражение служит одной цели: по возможности точнее и короче изложить суть дела. Многословие в деловом общении выглядит, по меньшей мере, неприлично;
· доступность речитребует от выступающих излагать свои мысли как можно проще и доходчивее. А для этого рекомендуется использовать примеры. Примеры – наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается, как бы приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера – конкретность. Примеры могут быть краткими или подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.
Краткие примеры незаменимы в условиях ограниченного времени. Предположительные примеры не содержат подлинных фактов, но придают изложению наглядность. Фактический пример имеет наибольшее воздействие. У слушателей сразу возникает интерес уже при словах: «А теперь позвольте рассказать вам об одном случае, действительно имевшем место…»;
· богатство речи,т.е. разнообразие используемых в ней языковых средств;
· чистота речи,т.е. устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. В.П. Белинский настаивал, что: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»;
· живость речи,т.е. отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность.Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы (дежурные фразы) типа: «охватить мероприятием…», «уделить должное внимание…», «в настоящий момент…». Очень много мучений добавляет выступающим слово «вопрос»: его ставят, заостряют, касаются, тормозят, затрагивают, регулируют, утрясают, проваливают и утрамбовывают.
Культура речи – это составная часть общей культуры делового человека, умение точно передать свои мысли. Она предполагает не только знание норм литературного языка, его выразительных возможностей и национальных особенностей, но и правильное отношение к тому, что именуется ненормативной лексикой. Сколь ни странным покажется такое утверждение, но ненормативная лексика – это также часть нашей культуры, если под культурой понимать не только начитанность и привычку к домашнему музицированию, умение пользоваться вилкой и произносить слова благодарности, но и всю человеческую деятельность с ее результатами, выделяющими человека из природы.
Несомненно, язык современного делового человека должен быть литературным. Литературный язык – нормированный, кодифицированный язык, в котором состав словаря отобран из лексического богатства общенародного языка, значение и употребление слов, их произношение и правописание регламентированы, формообразование и словообразование подчинены общепринятым образцам. Вместе с тем, в литературный язык не входят диалекты, просторечия, жаргоны, хотя их разумное использование может сделать язык общения более образным и выразительным.
Диалект – это разновидность языка, используемая более или менее ограниченным числом людей, связанных тесной территориальной, профессиональной или социальной общностью и находящихся в постоянном и непосредственном языковом контакте. Он упрощает процесс общения, позволяя деловым партнерам почувствовать себя «частью целого», своими по происхождению или положению.
Жаргон – язык отдельных социальных или профессиональных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления, отличающийся главным образом наличием слов, непонятных людям непосвященным (воровской жаргон, канцелярский, молодежный и т.п.). Так, речь студентов часто насыщена жаргонными словами: «вышка», «степуха», «препод», «пара», а в речи деловых людей могут проскальзывать слова «наехать», «кинуть», «разборка», «беспредел», «базар», «бабки».. Несомненно, что перенасыщенная жаргонными выражениями речь «режет слух» и свидетельствует о равнодушии говорящего к родному языку, но в узком кругу «своих» ее использование становится своеобразным паролем для установления близости и доверительности отношений.
Просторечия – это слова, выражения, формы словообразования, особенности произношения, характеризующиеся оттенком грубоватости, упрощения, приниженности: вляпаться, надуть, угробить, достать (надоесть), брякнуть, башковитый, замызганный, рехнуться и т.д. С одной стороны, их использование делает речь человека более эмоциональной, образной, яркой, а с другой – выдает некую ленность мышления, или даже самоуничижение как своего рода инстинкт самозащиты. Особенно это касается использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах, таких как билетик, телефончик, чашечка, кофеек, буковка, страничка, заголовочек и т.д. Такие «вежливые» слова, распространившиеся в последнее время, пришли в наше речевое общение из городского просторечия и, к сожалению, отнюдь не свидетельствуют о высоком уровне культуры человека. Скорее, за этими фразами сквозит бессознательное желание нейтрализовать возможную раздражительность или неуважительность облеченного маленькой властью человека по ту сторону прилавка, кассового окошка, на том конце телефонного провода. В них чувствуется заискивающий тон, стремление не натолкнуться на резкость, а возможно, и грубость.
То же самое касается неумеренного использования приставки «под». Например, глагол «подсказать» в русском языке обозначает одно из двух действий: первое – негативное, связанное с подсказкой на уроке или экзамене; второе – позитивное, как бы разговорный синоним глагола посоветовать, помочь сделать выбор, принять одно из возможных решений, аппелирующее к опыту, старшинству собеседника: «Подскажите, какую культурную программу лучше предложить нашим иностранным партнерам?». Но когда говорят: «Подскажите, пожалуйста, сколько времени?» - здесь нет ситуации советования, выбора, поэтому глагол «подсказать» употребляется незаконно, вместо «сказать» (вместо «Скажите, пожалуйста…»). Приставка «под», однако, вносит в вопрос ненужный оттенок как бы ослабленности, незаметности действия, характеризуя тем самым приниженность спрашивающего. Конечно, не все, употребляющие это слово, чувствуют себя при этом приниженно. Многие люди просто от нечуткости к языку повторяют то, что говорят другие. Может быть им кажется, что так вежливее. Но такая вежливость – ложный друг говорящего, она его плохо рекомендует.
А люди, лишенные языкового слуха, не замечают угодливости и зависимости во фразах вроде «Завтра подъеду к вам», «Подскочу за вами после работы», «Заведующий подправил…», «Коллеги подсказали…».
Особого разговора заслуживают находящиеся также за пределами литературного языка вульгаризмы и инвективы. Вульгаризмы – это грубые слова или выражения, характеризующие обычно поведение животных, но переадресованные человеку. Когда с помощью этих слов описывается животное, они прекрасно вписываются в литературный язык (морда, рыло, рожа, околеть, жрать и т.д.), но будучи адресованы человеку, приобретают явно уничижительный смысл и воспринимаются как прямое оскорбление. То же самое инвективы – откровенная брань, ругательства, то есть матерные слова.
К сожалению, даже среди людей довольно образованных широко распространено убеждение, что ругань естественна для человека, ибо служит как бы громоотводом и выполняет положительную регулятивную роль.
Так, более ста лет назад в одном английском медицинском журнале было написано: «…тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым заложил основы цивилизации».
И до сих пор многие наши современники считают так же.
На самом же деле человек, прибегающий к инвективной лексике, отнюдь не спасает, а чаще всего добивает своего партнера по общению, демонстрируя ему свое пренебрежение и полное отсутствие уважения. О каких деловых отношениях после такого демарша можно говорить?
Поэтому следует помнить, что язык – не только чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.
Как же развить свою речь? Для этого нужно много читать, учиться у мастеров слова, не пропускать выступлений людей творческих профессий. Но главное в другом. «Для того чтобы родились своеобразные и оригинальные обороты речи, нужны оригинальные и своеобразные мысли и чувства» — писал С. Я. Маршак. Нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности.
Публичные выступления
· Из истории ораторского искусства
· Подготовка к публичному выступлению
· Как завоевать и удержать внимание аудитории
· Завершение выступления
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования?
В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика, охватывающая следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.
Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, и уметь применить эти знания на практике.
Искусство речи является древнейшей отраслью знания. Однако, его непрерывная история начинается в античной Греции, где ораторское искусство было порождено общественными потребностями. Всем известны такие имена как Сократ и Платон, Демосфен и Аристотель.
У истоков римского красноречия стояли Катон Старший, Марк Антоний, братья Гракхи, Марк Фабий Квинтилиан и многие другие.
Не только теоретиком, но и блестящим оратором, выдающейся личностью был Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Именно ему принадлежит крылатое выражение: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». В своих знаменитых трактатах «Об ораторе», «Оратор» он рисует идеальный образ оратора и особое внимание обращает на глубину содержания публичной речи. При этом он ставил 3 задачи:
· продемонстрировать истинность приводимых фактов;
· доставить эстетическое удовольствие;
· воздействовать на волю и поведение людей, побудить к активной деятельности.
Цицерон был уверен, что «наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление. Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие – честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо!»
В средние века господствующим жанром становится церковное красноречие, а церковная проповедь – самой распространенной формой устного массового общения. На первый план выступают красивость, напыщенность речи. Главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее умение - это завладеть чувствами и сознанием людей.
Европейские писатели и мыслители Б.Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон и др. в своих произведениях оставили много тонких советов и точных рекомендаций ораторам. Как и в античных риториках, серьезное внимание они уделяли технике речи, манерам, жестикуляции.
Например, Л. да Винчи писал: «Хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-либо своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными стульями».
Если обратиться к российской истории, то, прежде всего, следует выделить личность М. В. Ломоносова (1711-1765). Именно он предпринял трудную реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. В своем труде «Краткое руководство к красноречию» он писал: «Красноречие - это искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оном мнению».
М. Ломоносов приводил много советов, полезных наблюдений, которые, спустя века, не утратили своей актуальности и успешно используются сегодня.
Итак, что же следует знать об искусстве публичного выступления современному деловому человеку?
Подготовка к выступлению.Довольно часто перед публичными выступлениями люди испытывают чувство неуверенности, сильно волнуются, боятся встречи со слушателями. Это сказывается и на их физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т.п.
Чрезвычайно заманчиво было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.
Для большинства из нас разговор с приятелем - это нормальное и приятное времяпрепровождения. И в то же время аналогичный разговор на ту же самую тему перед аудиторией кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Дело в том, что меняется наша роль.
В качестве причин возникновения скованности и страха перед публичным выступлением специалисты чаще всего называют:
· чрезмерное погружение в собственные переживания;
· недооценка собственных возможностей;
· недостаток практического опыта или воспоминание о неудачном выступлении (провале);
· недостаточная подготовленность оратора к выступлению.
На последней причине стоит остановиться особо.
Известный судебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке».
Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело. Она включает в себя:
· выбор и обоснование темы;
· определение цели;
· сбор, анализ и обобщение материала;
· составление плана и кратких тезисов;
· сбор информации о слушателях;
· выбор обращения к слушателям.
Выбирая тему выступления, следует исходить из того, что:
· вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели;
· то, о чем вы собираетесь говорить, актуально для слушателей.
Название выступления должно отвечать двум требованиям: 1) отражать его суть,
т. е. в лаконичной форме выражать основную идею выступления, и 2) носить рекламный характер: быть занимательным, привлекать внимание, затрагивать интересы тех, для кого оно предназначено, будить воображение.
Умение формулировать тему выступления необходимо не только лекторам, но и руководителям учреждений, президентам акционерных обществ, управляющим фирмами, директорам коммерческих структур, менеджерам, служащим и т.д.
Готовиться к выступлению нужно заблаговременно. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен. Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится в среднем 20-25 минут предварительной подготовки.
Чтобы подготовить материал для выступления, нужно найти интересную информацию в разных источниках, грамотно ее обработать, проанализировать, умело сгруппировать и выстроить. А это требует огромных временных затрат.
Чтобы выступление было интересным, выступающий должен четко определить цель своего выступления:
· просто проинформировать о чем-то;
· объяснить;
· заинтересовать;
· убедить;
· переубедить;
· побудить к действию;
· воодушевить;
· развлечь;
· получить поддержку и т.д.
В зависимости от поставленной цели, выступление будет иметь соответствующую форму: информационную, агитационную, развлекательную, форму размышления и т.д. Выбор цели позволяет четко сформулировать основную идею выступления и определяет стратегию поведения оратора.
Если материала найдено достаточно и он хорошо продуман, то можно перейти к построению плана. Задача плана – сделать речь стройной, логически связанной и последовательной. Кроме того, обязательно нужно готовить тезисы или конспект выступления. Конспект приучает к стройности и краткости изложения, четкости формулировок.
Предварительная информация о слушателях – еще одно условие успеха. Разумный водитель не сядет за руль автомобиля, если не знает особенностей этой марки. Трудно рассчитывать на успех, если не представляешь, насколько осведомлены слушатели в данном вопросе, чем их можно заинтересовать, как это соотносится с их насущными проблемами.
Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, «встречный ток», как говорил К. С. Станиславский, удовлетворение от того, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как строить выступление. Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой.
Начало выступления.И вот вы на трибуне. На вас смотрят десятки глаз. Не волнуйтесь! Просто попытайтесь сконцентрироваться, а для этого следуйте таким предписаниям:
- не начинайте выступление, не дойдя до своего рабочего места (трибуны, стола);
- выдержите небольшую паузу (не более 5-6 секунд), чтобы слушатели имели возможность «рассмотреть» вас, привыкнуть к вам;
- удобно расположите на трибуне свои записи (план выступления, конспект, тезисы);
- «пристройте» свои руки так, чтобы они вам не мешали (поскольку именно руки в наибольшей степени выдают наше волнение) – положите их на трибуну, на край стола, сцепите на уровне пояса, иными словами, «возьмите себя в руки»;
- осмотрите присутствующих, установив с ними визуальный контакт;
-- и можете начинать говорить!
Первая фраза всегда содержит приветствие. Оно не должно быть формальным. Если оратор рад встрече с аудиторией, ему есть что сказать людям, это отразится во взгляде, которым он окинет собравшихся, в улыбке, в приветливой интонации. А если нет... тогда ему лучше вообще не брать слово.
Первое впечатление слушателей должно быть позитивным, вселять уверенность, что время не будет зря потеряно.
Первые фразы, которые позволяют установить эмоциональный контакт с аудиторией, называют зачином. Зачинов, этих своеобразных зацепляющих «крючков» выступлений, существует множество.
Выбор варианта зачина - увлекательная творческая задача. Домашние заготовки желательны, но они не всегда подходят к моменту, и тут от выступающего потребуются те качества, которые М.В. Ломоносов считал необходимыми дарованиями оратора: остроумие, быстрота мышления. Другой беспроигрышный вариант - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этой темы и т. п. Выражение эмоций всегда вызывает внимание, но здесь важно чувствовать меру.
Неопытные ораторы часто начинают с извинений за то, что они не готовы, но это самый неудачный вид зачина. Если сам оратор низко оценивает себя и свое вступление, то как к нему будут относиться слушатели?
Яркое начало в значительной степени теряет свое значение (и даже вредит), будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным - с эффектным, поражающим воображение, началом и "серым" продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
Удачное начало – это только половина дела. Важно удерживать внимание аудитории и умело завершить выступление.
Как завоевать и удержать внимание аудитории?С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей становится невозможным.
Именно поэтому встает проблема "образа оратора".Мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей.
Очень важно обращение к слушателю.Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, с множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало более простым и деловым.
Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, с соблюдением дистанции. Если слушатели неизвестны, то обращение должно быть почтительным, но не раболепным и чтобы его правильно употребить, нужны некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
Кроме того очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей. Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.
В качестве условий поддержания внимания к выступлению традиционно выделяют:
· содержательность выступления– новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, интересные идеи, анализ проблемы;
· доступность информации – изложение материала с учетомкультурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного опыта. Помните: многие люди слышат только то, что хотят услышать;
· сопереживание и доверительность – они возникают, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, связывая предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями;
· непринужденная манера изложения – она проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голос оратора.
Жесты, идущие «от сердца», усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.Ведь когда вы выступаете, у вас имеются не только слушатели, но и зрители. Лучше всего, когда поза и жесты при выступлении спокойные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жесты — первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, но помните:
1. около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи, растерянности;
2. локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;
3. жестикулируйте обеими руками. Самое трудное — начать пользоваться жестами.
· убежденность и эмоциональность оратора, которые не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
· паузы – именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.
Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.
В качестве особых приемов, позволяющих не только удержать внимание слушателей во время выступления, но и донести до них основную идею, специалисты по ораторскому искусству называют следующие:
- драматизацияречи – эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий;
- повтор- многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное во фразе. Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая - усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился;
-цитирование – ссылки на авторитеты, которые украшают речь, если цитатами не злоупотребляют;
-противопоставление – должно быть ясным, но неожиданным для слушателя;
-намек – эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание (например: «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...», «Вы уже знаете, к чему я клоню»);
- провокация –заявление, вызывающее несогласие аудитории (а следовательно, привлекающее ее внимание), а затем позволяющее оратору вместе со слушателями приходить к конструктивным выводам;
- юмор – классический прием, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность.
Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя.
Все перечисленные здесь приемы взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей и подчас одно средство встроено в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется.
Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения.Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, и выразительно способны передать самый сложный смысл.
Как закончить выступление. Вы выступили с речью. Представили свою точку зрения, подкрепив ее необходимой информацией. Слушатели вас поняли, приняли вашу позицию. Но на этом нельзя считать вашу задачу выполненной. Удавшимся можно считать лишь то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, как использовать полученную информацию. Должен быть результат вашего выступления.
Речь, лишенная конкретного результата - время, проведенное впустую. Чтобы избежать этого, речь должна иметь завершение.
1. Обязательно резюмируйте, кратко повторите в заключение суть изложенного, напомните слушателям основные положения вашего выступления.
2. Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем на 30 секунд позже.
3. Объясните слушателям, как пользоваться полученной информацией, и призовите их к конкретным действиям.
4. Если это уместно, постарайтесь сделать концовку выступления юмористической ("Когда вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися", - советует Д. Карнеги).
5. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом. Они вызывают положительные эмоции, поднимают настроение.
6. Завершите выступление искренним комплиментом аудитории, благодарностью за внимание и выражением надежды на взаимопонимание.
И остался еще один очень важный момент. Необходимо ответить на вопросы слушателей. Это серьезное испытание, которoе иногда может свести на нет даже самое успешное выступление.
Ответ на вопрос должен быть предельно кратким и лаконичным.
Чтобы правильно реагировать на заданный вопрос, необходимо уяснить его суть. Если вопрос сформулирован неясно, многословно, переформулируй его и повторите вслух. Если вопрос задан четко, но тихо, его необходимо повторить для всех.
Уточняющие вопросы всегда приятны.
На разъяснительные вопросы отвечать следует обязательно. Недопустимы реплики: «Я же об этом говорил!» или «Как же вы не поняли!»
Никогда не уходите от вопросов, которые звучат как своеобразный вызов и связаны с желанием проверить позицию выступающего. Ответ должен быть обязательно, только нужно сохранять выдержку и чувство юмора.
Следует помнить, что существуют "невинные" вопросы, которые обычно возникают после того, как оратор ответил уже на все вопросы. Обычно это вопрос, цель которого - ввести выступающего в замешательство и заставить его сделать заявление, которое ему делать не следует. На такие вопросы обычно отвечают: "Извините, но я не уполномочен делать подобных заявлений" или "На этот вопрос я сейчас ответить не могу, отвечу в следующий раз" и т.д.
Искусство отвечать на вопросы совершенствуется от выступления к выступлению. И очень важен объективный самоанализ каждого выступления. Это определенные шаги к оттачиванию мастерства.
И помните: не стоит выступать «по бумажке»! Зачитывая текст, выступающий надеется донести содержание своего сообщения в наиболее полном виде. Однако,когда докладчик погружается в чтение, слушателям трудно долго удерживать внимание, так как письменная речь и устная - это разные формы языка.
Таким образом, публичное выступление требует серьезной подготовки оратора. Только в этом случае у него будет хороший контакт с аудиторией, его речь произведет впечатление и запомнится слушателям надолго.