Пифагор и его учение о душе
Пифагор – древнегреческий философ, религи-озный и политический деятель, основатель пифагореизма, матема-тик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и про-порций, доказательство теоремы Пифагора и др. (6 век до н.э.- 570—500 до н.э.). Рождение (родом из Самоса) ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому Пифагор и получил своё имя, которое значит «тот, о ком объявила Пифия». В юном возрасте Пифагор отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний у египетских жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что самосский тиран Поликрат снабдил Пифагора рекомендательным письмом к фараону Яхмосу II, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён в таинства, запретные для прочих чужеземцев, пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь Камбиз. перенес акценты с тела на душу. Провел идею, что нужно трудиться на земле ради посмертного воздаяния, первым стал называть себя философом, создал особый пифагорейский образ жизни, основанный на акусмата (услышанное). В акусматах (изречениях) Пифагора содержатся обрядовые наставления: о круговороте человеческих жизней, поведении, жертвоприношениях, погребениях, питании. Акусматы сформулированы лаконично и доступно для понимания любого человека, в них содержатся также постулаты общечеловеческой морали.
Пифагор первым сказал, что тело есть темница души. Деятельность Пифагора как религиозного новатора VI в. до н. э. заключалась в создании тайного общества, которое не только ставило перед собой политические цели (из-за чего пифагорейцев разгромили в Кротоне), но, главным образом, освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.
В основе взглядов крупнейшего представителя ранней греческой мысли Пифагора лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима и многократно воплощается в живых существах (как в людях, так и в животных) в соответствии с определенными числовыми закономерностями. Именно в пифагорействе коренится субстанциональное различение души и тела, получившее свое развитие в дуализме Платона.