Технология проведения деловой игры

Деловая игра предполагает практическую работу по моделиро­ванию различных производственных и педагогических ситуаций с помощью игротехнических средств. Моделирование в игре — это структурный элемент, присущий исключительно деловым и ро­левым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования со­зданием и манипулированием объектами (макетами), замещаю­щими реальный объект изучения. Модель реализуется через пра­вила. Правила игры — это те положения, в которых отражаются сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты из жиз­ни или придуманы специально для игры. В зависимости от сферы, которая подвергается игровому моделированию, деловые игры делятся на социально-экономические, производственные, соци­ально-культурные, управленческие, экономические, политические и др.

Этап подготовки деловой игры[36, 78]

1.Выбор темы и диагностика исходной ситуации.

7?

2. Разработка сценария и игрового контекста, являющегося спе­
цифическим и обязательным компонентом в конструкции дело­
вой игры. В содержание сценария входят: определение целей и за­
дач, прогнозирование ожидаемых результатов (игровых и педаго­
гических), описание изучаемой проблемы, обоснование постав­
ленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры
игры, содержание ситуации и характеристики действующих лиц.

Цели и задачи деловой игры формируются исходя из задач обу­чения, содержания изучаемых теоретических проблем и тех уме­ний, которые должны быть обретены участниками в процессе обучения.

При конструировании деловой игры на занятиях в системе по­вышения квалификации педагогов подбирают ситуации, наибо­лее типичные по структуре деятельности для преподавателя, мас­тера производственного обучения, классного руководителя и т.п., что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

Игровой контекст обеспечивается: введением новых правил, игровых прав и обязанностей игроков и экспертов; введением пер­сонажей; исполнением двойных ролей; введением противополож­ных по интересам ролей; конструированием поведенческих про­тиворечий; разработкой системы штрафов, поощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игро­вой документации.

3. Диагностика возможностей группы, игровых качеств буду­
щих исполнителей ролевых функций, объективных обстоятельств,
влияющих на ход игры.

Введение в игру

1.Ознакомление участников и экспертов с исходной информа­
цией.

2. Формирование мини-групп (по 4 — 5 человек), создание ар­
битража (экспертов, 4 — 5 человек), информирование участников
об условиях игры, введение игровых правил, вручение игровых
документов.

3. Совместное определение задач игры и учебных задач; обсуж­
дение режима работы. Сбор дополнительной информации, изуче­
ние специальной литературы. При необходимости участники об­
ращаются к ведущему и экспертам за консультацией.

4. Распределение ролей. Запрещено отказываться от получен­
ной роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подав­
лять активность участников, нарушать регламент и этику пове­
дения.

Этап проведения

С момента начала игры нельзя вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отдаляются от главной цели игры. В зависимости от вида дело­вой игры могут быть использованы различные типы ролевых по-

:

зиций участников (например, «генератор идей», «имитатор», «эру­дит», «аналитик», «организатор», «тренер», «инициатор», «кон­серватор», «программист», «лидер», «независимый» и т.д.). Возможный ход деловой игры:

1) анализ исходной информации;

2) подготовка к выполнению ролевых функций и заданий;

3) выполнение участниками ролевых функций, имитация под­
готовленных заданий.

При проведении деловой игры часто используется соревнова­ние между микрогруппами. Состязательность — мощный побуди­тельный фактор активизации познавательной деятельности, по­скольку в учебном процессе взрослых действуют мотивы профес­сионально-престижного свойства. Никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими коллегами, каждый стремится пока­зать, что и он «чего-то стоит» в профессиональном смысле, готов поделиться опытом, продемонстрировать глубину аналитическо­го мышления, знания проблем и т. д. В этом случае для усиления фактора состязательности применимы иногда и оценки в баллах.

Этап анализа

1. Анализ результатов игры участниками.

2. Выступления экспертов, обмен мыслями, защита участника­
ми своих решений и выводов.

3. Подведение итогов игры преподавателем, который отмечает
достигнутые результаты, ошибки, формулирует окончательный
итог занятий.

Особое значение приобретает в деловой игре совместное об­суждение ее результатов, анализ полученного опыта. При этом важно:

- установить проблемы и явления, которые имели место в игре;

- определить и показать соответствие игры реальной жизни;

- выявить причины различного поведения участников;

- выяснить, имеют ли место в реальной жизни подобные об­
разцы поведения;

- предложить, что нужно изменить в игре, чтобы достичь луч­
шего результата;

- предложить, что следует изменить в реальной жизни.

В ходе игры преподаватель может занимать разные позиции: быть руководителем игры (игротехником); выступать в одной из ролей (игровая позиция) или в роли помощника и консультанта (фасилитатора); наблюдать и оценивать по окончании действия участников (позиция эксперта).

Характер деловой игры зависит от степени ее сложности (коли­чество участников, длительность во времени, сложность самой задачи), проблемности (конфликтность ситуации, противоборство сторон), а также от степени импровизации участников (от зара­нее заданных действий до свободной импровизации).

Для подготовки таких игр требуется время, но интерес взрос­лых к ним необычайно высок. Очень часто в процессе игры участ­ники в состоянии эмоционального подъема прибегают к имита­ции, драматизации.

Совместная деятельность в деловой игре часто имеет характер ролевого взаимодействия, осуществляемого в соответствии с пред­писанными или принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. В педагогике любые игры (деловые, ролевые и др.) свя­заны с определенными правилами (условиями) для играющих. Ролевое взаимодействие в деловой игре делает ее похожей на ро­левую игру.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной де­ятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям практической деятельности реальных ра­ботников некоторой функционирующей социально-экономиче­ской системы. Это одно из важных отличий деловой игры от орг-деятельностной.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы актив­ного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсужде­ния результатов используются методы дискуссии, анализа конк­ретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, ре­шения производственных задач и др. Таким образом, на основе деловых игр синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект от использования названных приемов в комп­лексе с игровыми средствами значительно повышается.

Ролевые игры

Ролевая игра как игровой метод характеризуется наличием за­дачи или проблемы и распределением ролей между участниками для ее решения. Ролевая игра (по существу, игра-драматизация) — это процесс, в котором участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Ина­че говоря, ролевые игры представляют собой небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие мо­дели жизненных ситуаций.

Ролевая игра — это эффективная отработка вариантов поведе­ния в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семи­нара (например, аттестация, защита или презентация какой-либо наработки, конфликт с коллегами и др.). Игра позволяет приоб­рести навыки принятия ответственных и безопасных решений в Жизни.

Роль и ее принятие являются важнейшими составляю­щими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точ­ное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека

р

(например, учителя, учащегося, заместителя директора по опыт­но-экспериментальной работе, директора, методиста районного (городского, областного) методического центра и т.д.).

Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональ­ном и поведенческом уровнях.

Согласно М. Форвергу, человек может принимать роль через:

присвоение внешних черт поведения;

присвоение норм поведения;

присвоение социальных задач, стоящих перед ролью.

Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно эк­спериментировать и не бояться, что его поведение будет выгля­деть глупым или неадекватным.

Признаком, отличающим ролевые игры от деловых, является отсутствие системы оценивания по ходу игры. В роле­вых играх действия игроков стимулируются самим игровым комп­лексом, в который включаются элементы среды, внешние по от­ношению к объекту моделирования. Игроки самостоятельно ана­лизируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего до­стигается самоорганизация участников.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непос­редственным участником игрового комплекса. Он — лицо «за кад­ром», задача которого состоит в создании и поддержании усло­вий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опо­средованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерыва­ется для обсуждения. В ролевой игре нет процедурных средств, воздействующих на игроков, таких, как мнение экспертов или ведущего. Все это обеспечивает определенную естественность и максимальную погруженность участников в игровой процесс. В отличие от других игр в ролевой игре в зависимости от ее целей решения могут приниматься как коллективно, так и индивиду­ально.

Эмоциональный эффект ролевой игры строится на «прожива­нии» участниками нового опыта в игровой обстановке, на своего рода открытиях, которые совершает человек, участвуя в игре.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарием, ведущими игры (преподавате­лями) или нормативными документами, а могут быть сформули­рованы (избраны) игроками в соответствии с собственным ви­дением ситуации. С точки зрения самостоятельности действий игроков и жесткости игровых правил игры могут быть поделены на «жесткие», «свободные» и занимающие промежуточное поло­жение (в которых достигнут своеобразный компромисс между первыми двумя).

Процесс игры отличает этот метод обучения от анализа ситуа­ций и тренинга. В процесс игры предполагается обязательное вклю­чение дополнительных вводных, которые могут существенным образом повлиять на игровые роли и действия участников.

Наши рекомендации