Методические рекомендации по организации песочной терапии

Игры должны проходить в непринужденной обстановке, подобранные задания соответствовать возможностям ребенка, формулировки инструкций к играм должны иметь сказочную форму. Негативную оценку действий, идей, результатов следует исключить, поощряя фантазию и творческий подход.

Методические рекомендации для проведения песочной терапии

по Е.М.Перфиловой

Предметно-развивающая среда

Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии необходимо соответствующее оборудование: мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон и кассеты, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…).

Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы:

- водонепроницаемы деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта можно окрасить в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо;

- чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта;

- коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

На занятиях можно использовать игровые образы – куклы. Это Мышиный король, Песочная Буря, гномы – искатели сокровищ; жители пустыни: ящерицы, верблюды, змеи.

С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города можно использовать иллюстрации, картины, элементы одежды путников и путешественников.

Дорога в игре может привести детей к «Камину эмоций и размышлений». Возле него дети делятся своими ощущениями. Если возникшие эмоции имеют негативную окраску, педагог произносит заклинание, обращаясь к огню:

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи!

Сердца детишек обогрей.

Заворожи нас поскорей!

Развитие мышления и воображения можно осуществлять при помощи схем и карт. Детям можно предложить схемы: «Оазис», «Мираж» и др., специально «состаренные» карты: карта затерянного города, карта поиска сокровищ, карта пустыни, карта морского побережья…

Для совершенствования восприятия детей можно использовать коробочки: «звуки пустыни», «камешки – проводники», «шуршащие песенки»…

Перед занятием для определения эмоционального самочувствия можно предложить макет «Цветик-семицветик», при помощи которого ребенок выражает свои ощущения цветом лепестков. Можно рядом с песочницей расстелить ткань, символизирующую песок, для того, чтобы дети выполняли характерные для горячего песка движения (прием на раскаленном песке).

Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому, ребенку нужна независимость.

Методы и приемы песочной игротерапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность.

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность.

Обыгрывание ситуаций (ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце, проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место…).

3. Словесные методы.

Мини – беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

4. Наглядные методы.

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).

Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:

- сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаные норки, Буря и легкий ветерок);

- исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить («Пекарня», «Песочный дождик»)

- рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);

- анализ – синтез;

- обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки – холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие).

Занятие организуются индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

Вывод по главе

Таким образом, перед организацией песочной терапии нужно изучить уровень развития эмоциональной сферы детей и выбрать такие методики, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также возрасту детей. И при проведении диагностики важно расположить методики так, чтобы ребенок не устал и, чтобы методика была интересна ему. Мы выбрали 3 методики: «Волшебная страна внутри нас», проективный тест тревожности и рисуночную методику «Кактус». И для того, чтобы выявить особенности эмоционального развития детей выбрали анкету-опросник для родителей.

Разработали проект по развитию эмоциональной сферы «Песочный город». Проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста. Игры будут проводится 1 раз в неделю по 15-20 минут.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

1. Понятие «эмоция» в психолого-педагогической литературе у различных ученых трактуется по – разному. Интерес к проблеме развития эмоциональной сферы, как фундаменту психического развития человека был с античных времен, но в последние годы еще значительно вырос. Это связано с тем, что в нашем обществе произошли перемены в науке о человеке: его внутреннем мире, сознании, свободе и т.д. Также это связано с фактором многочисленных эмоциональный расстройств в поведении детей.

2. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в психическом развитии ребенка. Эмоциональная сфера – ядро становления личности ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников связано с появлением у них новых интересов, мотивов и потребностей. В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир, других людей и самого себя, и все это окрашено яркими переживаниями. Все новое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Очень трудно переоценить роль чувств и эмоций в развитии дошкольника.

3. Для того, чтобы развить эмоциональную сферу ребенка младшего дошкольного возраста можно использовать метод песочной терапии. Песочная игра – это простой способ для детей рассказать о своих страхах, тревогах и других переживаний, ведь ребенку порой бывает очень трудно выразить свои переживания и беспокойство словами. А песочная терапия дает ему возможность не только посмотреть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать и также быть самим собой. В этом и состоит цель песочной терапии.

Для выявления особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста необходимо провести диагностику с учетом поставленных задач, возрастных особенностей и привлекательности для детей. Для определения состояния эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста можно предложить методики «Волшебная страна внутри нас» (авторы: Т. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов), проективный тест тревожности (авторы: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен); рисуночный тест «Кактус» (автор М.А. Панфилова); анкету-опросник для родителей (автор Е.И. Изотова).

Структурными компонентами проекта по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста являются:

  • Цель проекта.
  • Принципы работы проекта.
  • Этапы реализации проекта.
  • Срок.
  • Аудиторская направленность.
  • Ожидаемый результат.
  • Содержание работы по проекту.

Проект рассчитан на 1 учебный год, игры будут проводиться 1 раз в неделю по 15-20 минут.

При этом, условиями успешной реализации проекта могут выступить такие как:

  • организация разнообразных игр с песком по мини-группам;
  • проведение подвижных игр на песке;
  • реализация различных форм работы с родителями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андрунь, С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. –№3. – С. 46-49.
  2. Аромштам, М. Игры на влажном песке / М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2006. - №12. – С. 34-36.
  3. Бережная, Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего школьного возраста/ Н.Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2006. - №4. – С. 56-59.
  4. Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2007. - №1. – С. 61-64.
  5. Березкин, Д.И. Эмоции / Д.И. Березкин // Психологический журнал. – 2009. - №4. – С. 40-45.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Просвещение, 1968. – 398 с.
  7. Бондарцева, С.Н. Домик развития можно строить на песке / С.Н. Бондарцева // Педагогический вестник. – 2006. - №3. – С. 5.
  8. Букатникова, М.П. Психологические особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста / М.П. Букатникова, Е.С. Бабунова. – Магнитогорск: МПУ, 2011. – С. 4.
  9. Былкин, Н.Д. Поговорим о детских эмоциях / Н.Д. Былкин // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 38-48.
  10. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А.Валлон. – М. : Просвещение, 1967. – 369 с.
  11. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы / Б.С. Волков, Н.В. Волкова – М. : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 268 с.
  12. Воробьева, В.Н. В стране эмоций: учебник. – М. : Академия развития, 2007. – 315 с.
  13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
  14. Гордеев, О.С. Педагогика детства. – М. : Альянс, 2009. – 278 с.
  15. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учебное пособие. - М. : Просвещение, 1997. – 267 с.
  16. Грабенко, Т.М. , Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2006. - 106 с., илл.
  17. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия - Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 69 с.
  18. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. - СПб. : Златоуст, 1999. - 80 с.
  19. Гранина, И.В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65 с.
  20. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. / Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 160 с.
  21. Данюкова, А. Вы любите проекты? / А. Данюкова // Обруч. – 2001. -№4. – с. 11-13
  22. Дикмани, X. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание / Под общ. ред. В. В. Зеленского. СПб. : Академический проект, 2000. – 168 с.
  23. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология. 2-е изд., доп. – СПб., 2002. – 386 с.
  24. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О.Ю. Епанчинцева. - СПб. : Детство -пресс, 2011. - 80 с.
  25. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж : Издательство НПО МОДЭК, 2008. – 354 с.
  26. Жителева, С.С. Песочная терапия / С.С. Жителева // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 65-68.
  27. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга, - 1995. – 298 с.
  28. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : Речь, 1998. – 168 с.
  29. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 1999. – 464 с., илл.
  30. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. Учебное пособие для студентов ВУЗа / Е. И. Изотова, Е.В. Никифорова - М. : Академия, 2004. – 108 с.
  31. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с., илл.
  32. Князева О.Л. «Я — Ты — Мы» программа социально-эмоционального развития дошкольников. Мозаика - Синтез, 2005. – 98 с.
  33. Копытин, А.И. Арт-терапия. – СПб. : Питер, 2011. – 320 с., илл.
  34. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - М. : Академия, - 2003. - 176 с.
  35. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии/ А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 2000. - № 2 – С. 3.
  36. Кузуб, Н.В. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений /Н. В. Кузуб, Э.И. Осипук. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 61 с.
  37. Левис, Ш. Ребенок и стресс. – СПб. : Питер Пресс, 1996. – 187 с.
  38. Леонтьев, А.Н. Психология эмоций: Тексты. - М. : 1984. – 264 с.
  39. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы/Д.Лешли. – М. : Просвещение, 1991. – 206 с.
  40. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практ. работников дошкольных учреждений/ В.М. Миниаева. – М. : АРКТИ, 2001. – 48 с.
  41. Мешавкина, Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками/ Т.Ф. Мешавкина. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.
  42. Мухина, В.С. Детская психология/В.С. Мухина. – М. : ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.
  43. Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольноевоспитание. - 2006. - №6. – С. 41 — 43.
  44. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 64 с., илл.
  45. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. — М. : ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000г.
  46. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту /Н.А. Сакович. - СПб. : Речь, - 2006. — 176 с. АПдО, 2007. – 12 с.
  47. Сакович, Н.А. Современные психотехнологии основы юнгианской песочной терапии: учебно-методические материалы курсов повышения квалификации психологов. – Минск, 2007. – 12 с.
  48. Скавитина, А. – Аналитическая игра в песок (сэндплэй) – дверь в королевство детства. – М., 2001. – 98 с.
  49. Стебенева, Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста / Н. Стебенева // Школьный психолог. – 2011. - №11. – С. 34-36.
  50. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр Академия, 2001. - 336 с.
  51. Федосеева, М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоциональной и познавательной сфер средствами песочной терапии/М.А. Федосеева. - Волгоград: Учитель, 2014. – 122 с.
  52. Хоменко, И.Н. Коррекционно-диагностический комплекс «Песочная магия»/ И.Н. Хоменко. - СПб. : ИМАТОН, 2009. - 44 с.
  53. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника/О.В. Хухлаева. – М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с., илл.
  54. Штейнхардт, Л. Юнгианская песочная психотерапия /Л. Штейнхардт. - СПб. : Питер, 2001. — 320 с, илл.
  55. Эль, Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия/Г.Н. Эль. — СПб. : Речь, 2010.— 208 с.
  56. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.И. Денисова. – М. : Просвещение, 2002.
  57. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: методические рекомендации/Е.Н. Юрчук. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
  58. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику/Н.Г. Яковлева. - СПб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2001.
  59. http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/11/24/metodicheskie ekomendatsii-po-ispolzovaniyu
  60. https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-serp%3A%2F%2Fcert.covenok.ru%2Ffiles%2Fkids_detsad_2015%2F5225.pdf&lang=ru&c=55883f55b6d2&page=5
  61. http://edugol.ru/index.php?id=2726

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Наши рекомендации