Вопрос 11. Понятие функционального состояния. Классификация методов диагностики функциональных состояний, Функциональные пробы, применяемые для оценки функциональных состояний
Понятие функционального состояния. Работоспособность и ее динамика. Фазность работоспособности. Утомление. Физиологические признаки утомления. Классификация методов диагностики функциональных состояний. Физиологические методы диагностики функциональных состояний. Психологические методы диагностики функциональных состояний. Функциональные пробы («Корректурная проба» в различных вариантах, «Таблицы Шульте», «Методика непрерывного счета по Крепелину»).
Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности.
В психологии труда и эргономике для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин «функциональные состояния». Этим, во-первых, подчеркивается отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом и, во-вторых, указывается на то, что речь идет о состояниях работающего человека (состояниях в процессе выполнения деятельности).
В таком подходе – выделение понятия «функциональное состояние» имеется специфичность. Специфичность заключается в том, что рассматривается эффективность, успешность выполняемого вида деятельности человека, который находится в том или ином функциональном состоянии. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, стресса, тревожности.
Понятие «функциональное состояние» первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Именно в физиологии всегда уделялось большое внимание исследованиям состояний. Наиболее части, с точки зрения психофизиологии, под функциональным состоянием понимают фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека
Однако анализ только физиологической основы психических состояний нельзя признать достаточным. Каждое состояние имеет многообразные проявления, относящиеся не только к физиологическому, но и психологическому и поведенческому уровням. Функциональное состояние необходимо понимать как «интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение деятельности» (Е. Борисова, Г. Логинова, 1993).
Отсюда изменения в состоянии работающего человека можно зафиксировать, регистрируя как изменения в функционировании различных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, двигательной и др.), так и протекания основных психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.). Кроме того, важно учитывать и выраженность субъективных переживаний (усталость, вялость, бессилие, раздражение и т.д.). П
Психодиагностика функциональных состояний имеет свое особое прикладное значение (в процессе профессиональной деятельности) и может быть использовании для разработки рекомендаций:
§ по организации режима труда и отдыха;
§ оптимизации процесса выполнения деятельности;
§ нормализации условий работы;
§ нормированию рабочих нагрузок и т.д.
Кроме того, диагностика функциональных состояний отдельных индивидов нужна для:
§ определения их пригодности в экстремальных ситуациях;
§ оценки и надежности их в опасных ситуациях;
§ предотвращения запрещенных» состояний (тревожности, агрессии и др.);
§ выработки рекомендаций по коррекции функциональных состояний.
Главные трудности диагностики функциональных состояний связаны с их многоуровневостью, большим числом и разнообразием факторов, от которых они зависят.
Следует также указать на проблему «нормы» в диагностике функциональных состояний. Вопрос должен ставиться не как рассмотрение «норма» или «не норма», а как «фон» или «фоновый уровень состояния».
Подход к классификации методов диагностики функциональных состояний различен. Обычно выделяют три группы методов:
Ø физиологические;
Ø поведенческие;
Ø субъективные (В.П. Зинченко, Ю.К. Стрелков, 1974, 2001).
Другая классификация предложена А.Б. Леоновой (1984):
Ø физиологические;
Ø психологические.
В физиологических методах в качестве показателей функциональных состояний используются разные параметры работы ЦНС, а также вегетативные сдвиги:
Ø электроэнцефалограмма (ЭЭГ) (электрическая активность мозга является прямым показателем уровня активности индивида);
Ø электромиограмма (ЭМГ);
Ø кожно-гальваническая реакции (КГР) (используется для диагностики эмоциональных состояний);
Ø частота сердечных сокращений (напряженность и утомление, связанные с большими энергетическими затратами, проявляются в усилении газообмена и возрастании частоты пульса);
Ø тонус сосудов;
Ø величина диаметра зрачков и т.д.
К психологическим методам диагностики функциональных состояний относят методы для оценки успешности выполнения определенного вида деятельности. Показателями сдвига в состоянии при этом выступают изменения количества, качества и скорости осуществления той или иной деятельности.
Наиболее пригодными психологическими средствами диагностики функциональных состояний признаются специальные короткие функциональные пробы.
К наиболее часто применяемым для оценки функциональных состояний методам диагностики относятся следующие:
1) корректурные пробы
2) таблицы Шульте
3) методики непрерывного счета Крепелина
4) метод парных ассоциаций
5) методика Эббингауза
6) методика элементарной шифровки Пьерона-Рузера
Вопрос 12. Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Тесты интеллекта
Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. История вопроса и современное состояние проблемы. История возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине-Симона и их модификации. Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Типы интеллекта. Невербальные тесты интеллекта, их особенности. Прогрессивные матрицы Равенна. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Характеристика тестов Д. Векслера, Р. Амтхауера.
Понятие «интеллект» (англ. «Intelligence») как объект научного исследования было введено в психологию антропологом Ф. Гальтоном в конце Х1Х века. Находясь под влиянием эволюционной теории Ч, Дарвина, он считал, что фактор наследственности является решающей причиной возникновения любых индивидуальных различий (как телесных, так и психических).
Согласно Ф. Гальтону, весь спектр интеллектуальных способностей наследственно детерминирован. Роль же обучения, воспитания и других внешних условий развития в возникновении индивидуальных различий интеллекта отрицалась или признавалась несущественной.
Новый шаг в развитии тесто, в том числе тестов интеллекта, был сделан французским врачом и психологом А. Бине. Он создал самую популярную в начале ХХ в. серию интеллектуальных тестов. До Бине тестировались, как правило, различия в сенсомоторных качествах – чувствительности, быстроте реакций и др.
На протяжении ХХ в. были подвергнуты проверке и анализу следующие подходы к пониманию сущности интеллекта:
1) способность обучаться (А.Бене, Ч. Спирман, С. Колвин и др);
2) способность оперировать абстракциями (Л. Термен, Р. Торндайк и др.);
3) способность адаптировать к новым условиям (В. Штерн, Л. Терстоун, Ж. Пиаже и др.).
Любые крайности всегда нехороши. Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей личности. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, представления. Т.е. всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.
Поэтому правильнее под интеллектом следует понимать не любые проявления индивидуальности человека, а, прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и процессам.
Теории интеллекта
a. Иерархические модели структуры интеллекта (английская школа исследователей).
b. II. Факторные модели структуры интеллекта (американская школа исследователей).
Пример иерархической модели структуры интеллекта