Подготовка и принятие управленческих решений. Делегирование руководителем своих полномочий
Важной функцией руководителя является принятие управленческих решений и доведение их до исполнителей. От правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность всей деятельности.
Как правило, имеет цель - идеальное представление желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Средством разрешения этой проблемы и служит управленческое решение. Таким образом, оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяющих при вести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс принятия управленческого решения начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбором решения.
Управленческие решения, принимаемые руководителем, должны отвечать следующим требованиям:
* иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толкования и сомнения у подчиненных;
* быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
* быть правомочным, то есть опираться на требования законов, указания и распоряжения руководителя и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;
* быть конкретным, то есть иметь адресата и сроки исполнения, отвечать на вопросы, что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать;
* быть своевременным и эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам.
Подготовка и принятие решения - психологический процесс. Различают три подхода к принятию решений: интуитивный, основанный на суждениях и рациональный. Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех "за" и "против". Решение, основанное на суждениях
- это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Достоинством такого подхода к принятию решений является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Недостаток его в том, что он не работает в ситуациях, не имевших аналогов в прошлом опыте руководителя. Рациональное решение, в отличии от предыдущего, не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически.
Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает пять основных этапов:
1) Ориентированный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным.
2) Информационный этап: сбор, обработка и анализ информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него самого, так и от конкретной ситуации.
3) Этап выработки и принятия решения:
* выработка критериев принятия решений (экономичность, надежность, оперативность, дизайн и др.)
* формулирование набора альтернативных решений с возможным привлечением исполнителей будущего решения. Это важно в силу действия так называемого закона Р. Ликерта, который гласит, что качество и точность исполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем больше непосредственные участники выполнения заданий принимают участие в принятии решений;
* оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий;
* выбор оптимального решения. Здесь актуальна проблема соотношения двух параметров: времени, в течении которого необходимо принять решение, и качества управленческого решения. Обычно оптимальное решение не принимается вследствие отсутствия необходимого времени для просмотра всех возможных альтернатив и информации, связанной с оценкой каждой альтернативы.
Поэтому в силу возможных ограничений руководитель принимает промежуточное решение, указывающее направление действия, которое в той или иной степени является приемлемым, но не обязательно самым лучшим из возможных. А затем на основе поступающей информации и результатов реализации этого промежуточного решения принимается окончательное решение. В любом случае принятие промежуточного решения, но в срок, гораздо важнее идеального решения, принятого с опозданием.
4) Организационный этап: доведение принятого решения и сроков до исполнителей, назначение ответственных, инструктаж, организация взаимодействия.
5) Контролирующий этап: учет и контроль выполнения решения. Как правило, поручается той группе, которая готовила решение. Причем оценка труда этой группы не по количеству проверок, а по удельному весу выполненных в срок приказов.
Самые слабые места при подготовке и принятии управленческих решений - их качество (от 33 до 41 % нереализованных решений не выполняется из-за их низкого качества) и отсутствия контроля.
По мнению ведущих специалистов, управленческие решения не выполняются по следующим причинам:
* принимается много решений по одному вопросу, поэтому часть из них не выполняется. Это подрывает авторитет решений;
* вновь принимаемые решения не учитывают предшествующие или дублируют существующий организационный порядок;
* принятие псевдорешений, не несущих конкретного содержания (формулировки типа "обратить внимание", "усилить...", "заострить..." и др.);
* отсутствие процедуры согласования ряда решений с их исполнителями;
* назначение нереальных ("мобилизующих") сроков и авралов:
* низкий контроль над исполнением управленческих решений.
Делегирование полномочий. Руководитель не имеет возможности сам разбираться со всеми проблемами, поэтому важно умение делегировать полномочия компетентному специалисту. Под делегированием а общем смысле понимается временная передача подчиненному задачи или деятельности из сферы деятельности руководителя. Проблема делегирования полномочий актуальна в современных условиях. По расчетам специалистов, 40-60 % рабочего времени руководителей и специалистов тратится на выполнение той функции, которую могли бы выполнить специалисты более низкой квалификации.
Если делегирование полномочий не осуществляется, то у руководителя просто не хватает времени все сделать качественно и в срок. Нехватка времени, в свою очередь, обусловливает принятие им стереотипных или даже ошибочных решений. Малоэффективно и неполное делегирование полномочий, когда подчиненному поручается решение проблемы, но не даются права и возможности для ее решения.
Не вызывает сомнений, что не все задачи управленческой деятельности можно делегировать своим подчиненным. В любом случае делегируется:
* рутинная, мелочная работа;
* специализированная деятельность;
* частные вопросы;
* подготовительная работа (проекты и т.д.).
Не полежат делегированию:
* важнейшие функции руководителя (выработка идей и политики по развитию организации, контроль результатов и др.);
* руководство сотрудниками, их мотивация;
* задачи высокой степени риска и особой важности;
* необычные, исключительные дела;
* срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и проверки;
* задачи строго доверительного характера.
У подчиненного по ряду причин может возникнуть сопротивление делегированию (в частности, из-за нехватки знаний и опыта, боязни критики, страха перед ответственностью, боязни чрезмерных требований и др.). В этом случае необходимо поговорить с ним об этом открыто, попытаться найти причины и прийти к совместным решениям, используя стимулирование.
Обычно алгоритм процесса делегирования следующий:
* подготовить подчиненного;
* объяснить задачу;
* показать, как ее решать и что делать;
* доверить дальнейшее ее решение под наблюдением, корректируя при этом подчиненного;
* передать сотруднику работу целиком и в дальнейшем осуществлять только контроль над исполнением.
Практика осуществления делегирования полномочий, опыт многих управленцев выработали ряд правил:
1. Делегируйте тому, кто может и хочет исполнять часть полномочий (если он не хочет, добейтесь, чтобы он захотел).
2. Делегируйте не только обязанности, но и права и полномочия.
3. Без всяких причин не вмешивайтесь в рабочий процесс.
4.Требуйте от подчиненного промежуточных отчетов о ходе реализации задачи и контролируйте лишь конечные результаты порученного дела.
5. Делегируйте задачу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.
Таким образом, подготовка и принятие управленческих решений и делегирование полномочий составляют важную сторону управленческой деятельности любого руководителя. По качеству отработки этих функций судят о личности руководителя, о его способности творчески решать возникающие проблемы.