Возрастные особенности при занятиях физическими упражнениями
Научно доказано, что каждой возрастной категории необходим специфический, индивидуально подобранный комплекс физических упражнений при занятии спортом или физической культурой. Разберем на примере старшей возрастной категории. «С возрастом в процессе старения организма наступают изменения функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; двигательного аппарата и мышц; происходит нарушение обмена веществ — все это приводит к ограничению двигательной активности». [6, с. 242] Помимо этого организм хуже реагирует на изменения в программе физических нагрузок, то есть адаптационная функция организма начинает хуже работать. Поэтому очень важно при занятии физическими упражнениями учитывать особенности всех возрастных групп.
Безусловно, для благоприятной продуктивной работы организма, необходимо подбирать индивидуальные упражнения конкретно каждому человеку. Зачастую это невозможно, поэтому вполне объяснимо деление общества на обширные группы, обладающие похожими качествами и свойствами работоспособности организма. Именно индивидуальностью физических нагрузок обусловлена связь физкультуры, спорта и психологического феномена «индивидуальности», как личности в уникальности свойств.
Утомление при физических нагрузках. Виды утомления. Объективные и субъективные качества утомления. Роль физической культуры в снятии утомления
Утомление при физических нагрузках зачастую обусловлено отсутствием практики малых форм физической культуры во время рабочего дня, а также нежеланием или же отсутствием возможности у человека учитывать возрастные особенности организма в процессе жизнедеятельности при распределении физических нагрузок.
Утомление – это функциональное состояние организма, временно возникающее под воздействием интенсивной и достаточно продолжительной работы, что приводит к снижению её продуктивности.
Утомление наступает при двух видах деятельности: физической и умственной. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий период времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев). Также, согласно другой классификации, утомление может быть общим, то есть характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу функций.
Выделяют два вида фона трудовой деятельности: субъективный и объективный. К субъективным качествам утомления относят: падение интереса, возникновение апатического настроения, скука, сонливость, дремота.
К числу объективных можно отнести следующий ряд качеств: показатели работоспособности, изменения в ряде физиологических функций. [3]
Для борьбы с утомлением используют ряд мер, которые зиждутся на физических упражнениях. «Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом». [6, С. 59-60]
Помимо физкультуры средством восстановления могут являться факторы гигиены, питания, массаж, витамины.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
По сути оздоровительно-реабилитационная физическая культура является комплексом мер физического характера, направленные на лечение заболеваний или восстановление функций организма, которые могли быть нарушены ввиду болезни. Яркий пример – разновидность оздоровительно-реабилитационной физической культуры – лечебная физическая культура (ЛФК). Важно отметить, что наиболее приемлемыми формами проведения соответствующего комплекса мер является индивидуальное занятие. Но также возможна урочная форма. Безусловно, понятие «реабилитация» предусматривает индивидуальный подход к каждому человеку. [6, с. 17]
Заключение
Таким образом, психологические категории в данной работе рассмотрены, как основные взаимодействующие с физической культурой, интегрированы в спорт и играют важнейшую взаимодействующую роль. К основным показателям, оценивающим состояние физической культуры в обществе относят: уровень здоровья и физического развития людей, степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, в быту, спортивные достижения и так далее. [5, с. 1422]
На сегодняшний день физическая культура используется во всех сферах нашей жизни, а её методы получили научное обоснование во всем мире. В тос числе это проявляется и в тесном контакте с психологией. Яркий пример тому учебные пособия и книжные издания по психологии спорта и физической культур. Например, книга крупного российского психолога Е. П. Ильина «Психология спорта». [4]
Посредством анализа такого психологического феномена как «индивидуальность» мы выявили четкую линию интеграции между двумя дисциплинами, а так же рассмотрели физические упражнения в контексте изучения психологического категориального ряда: индивид, субъект, личность, индивидуальность. Тем самым доказали, что психологический уровень развития каждого субъекта общества, напрямую зависит от знания такой дисциплины как физическая культура. Как следствие, знание процессов интеграции рассматриваемых смежных дисциплин способно вознести человека на следующую ступень духовно-психологического развития и выразить данный процесс во вполне конкретном денежном эквиваленте.
Список литературы
1. «Малые формы» физической культуры в режиме учебного труда студентов // Информационный сайт по безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.kornienko-ev.ru/STATI_ZDOROVE_SPORT_OTDYH/Malye_formy_fizicheskoi_kultury_v_rejime_uchebnogo_truda_studentov/index.html (дата обращения: 23.12.2015).
2. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – Спб: Норинт, 2000. – 1536 с.
3. Период утомления // Гуманитарно-правовой портал PSYERA [Электронный ресурс]. URL: http://psyera.ru/period-utomleniya-772.htm (дата обращения: 23.12.2015).
4. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
5. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). – М.: «Советская Энциклопедия», 1981. – 1600 с. с илл.
6. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. – 448 с.