Основные разделы психологии как науки
Понятие психология
В научном употреблении термин «психология» (греч. psyche – душа, logos – понятие, учение) появился впервые в 16 в. и стал общеупотребительным в 18 в. Он относится к науке, которая занималась изучением психических явлений, т.е. таких явлений, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
«Душа» и «психика» с лингвистической точки зрения – одно и тоже. (Лингвистика – наука о языке, языкознание), т.е. обозначают одни и те же «душевные» явления на русском и греческом языках. С развитием культуры и науки значения этих понятий стали различаться, хотя в языке много осталось слов от корня «душа» (душевный, душевность), а психология стала наукой не о душе, а о психике.
Объект и предмет психологии
Объектом психологии как области научного знания является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического; совокупность изучаемых психологией явлений реального мира, взаимодействующая с психикой.
Предмет психологии – психика, психическое во всех формах и разновидностях ее существования, закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
То есть мы можем сказать, что предметом психологии являются:
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Представляет собой течение психического явления. Это явление имеет начало, развитие и конец и проявляется в виде реакции.
К психическим процессам относятся:
- познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.
- эмоционально-волевые процессы: чувства, воля.
Психические состояния придают текущее своеобразие психической деятельности (психических процессов). Это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности. В зависимости от содержания деятельности и личной значимости этот уровень проявляется в повышенной или пониженной активности личности
Наиболее изучены: общее психическое состояние и эмоциональные состояния (устойчивый интерес, творческий подъем, апатия, угнетенность и др.)
Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: направленность: направленность, темперамент, характер, способности, интерес.
Кроме этих трех, некоторые авторы (Титов В.А.) выделяют психические образования человека: знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
Основные методологические принципы психологии
К основным методологическим принципам психологии относятся:
- признание детерминированности (причинной обусловленности) психических явлений материальной действительностью;
- генетический подход к психическим явлениям – исследование их в развитии;
- признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;
- изучение психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов;
- принцип психофизиологического единства – сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.
Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей психических явлений, психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека.
Кроме этого:
- научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности.
- научиться управлять ими;
- использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
- быть теоретической основой практики психологической службы.
Основные разделы психологии как науки
Изучение психологии начинается с усвоения общих (фундаментальных) понятий и положений, характеризующих психику и поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.
Общая психология
Психология познавательных процессовПсихология личности
Специальные (прикладные) отрасли психологии – выделяют вопросы (решение вопросов), представляющих особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений. Достижения этих наук используются на практике.
Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. К специальным отраслям психологии относятся:
Социальная психология – социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическая совместимость людей; социально-психологические проявления в больших группах.
Возрастная психология – закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду (от младенчества до старости). В связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию).
Педагогическая психология - закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.
Генетическая психология – наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференцированная психология – выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.
Психофизиология (нейропсихология) – изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.
Инженерная психология – закономерности процесса взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Медицинская психология – психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Клиническая психология – изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, психические изменения, которые происходят во время различных болезней. Патопсихология – изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Юридическая психология – психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.д.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология – поведение человека в условиях боевых условий.
Авиационная, космическая психология – анализ психологических особенностей деятельности летчика и космонавта.
Зоопсихология – особенности психики животных.
Экологическая психология – улучшение условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает проблемы взаимовлияния природы и человека.
Психология рекламы – потребности и ожидания потребителей, разработка психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт.
Итак, для современной психологической науки характерен процесс дифференциации, порождающий ее значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся друг от друга и существенно отличаются. Но они сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию - с техническими науками, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через педагогическую психологию - с педагогикой).