Образ Евгения Базарова
Внешний облик | «Высокого роста в длинном балахоне с кистями», «обнаженная красная рука». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» |
Происхождение | Разночинец: «У отца небольшое именьице. Он прежде полковым доктором», «Мой дед землю пахал» |
Образование | «Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора». |
Отношение к воспитанию | «Всякий человек сам себя воспитать должен» |
Отношение к родителям | «- Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий». |
Черты характера | Ум, сила воли, трудолюбие, сильно развитое самолюбие, умение подчинить себе других: «Базаров умен и знающ», «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал» |
Общественно-политические взгляды | «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; «Исправьте общество, болезней не будет», «Свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок.» |
Особенности мировоззрения | Нигилист, вульгарный материалист: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю», « - В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. - Все? - Все. - Как? не только искусство, поэзию … но и … страшно вымолвить… - Все…»; «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». |
Отношение к любви | «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения.»;«Это что за фигура?.. На остальных баб не похожа… У нее такие плечи, каких я не видывал давно…»; «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр.», «Баба с мозгом. Ну, и видала же она виды»; «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…» |
Отношение к природе, к искусству | «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит…», «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» |
Отношение народу | Критическое отношение к недостаткам народа: «Что ж, коли он (народ) заслуживает презрения!», «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.» |
Особенности речи Базарова | Краткость выражения, использование многочисленных пословиц и поговорок, афористичность речи, четкая формулировка мыслей, при необходимости обращение к формам ораторской речи, включение в речь научных терминов и понятий, резкая, отрывистая интонация |
Спор между «отцами» и «детьми»
Направления в споре | Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы | Евгений Васильевич Базаров |
О роли аристократии | «Я уважаю аристократов <…> Они не уступают иоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и поэтому они сами исполняют свои обязанности»; «…Аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». | «Дрянь, аристократишко»; «…Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public»; «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». |
О нигилизме | «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» | «Сперва нужно место расчистить»; «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем,» |
О русском крестьянстве | «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» | «Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения»; «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? мне соглашаться с ним?»; «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете.» |
Об отношении к искусству и природе | Умение ценить красоту природы и искусства – непременное условие для развития личности. «Вы, стало быть, искусства не признаете?» | Отвергает самоценность искусства, по отношению к природе выдвигает принцип полезности природе. |
Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения
М. Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» |
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника» |
Д. Писарев «Базаров» |
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей |
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы» Старшее поколение | «Дети» Младшее поколение |
Николай Петрович Кирсанов; Павел Петрович Кирсанов; Родители Базарова (Василий Иванович и Арина Власьевна) | Евгений Васильевич Базаров; Аркадий Николаевич Кирсанов; Кукшина Авдотья Никитишна; Виктор Ситников |
Двойники Базарова
Ситников | Кукшина |
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. <…> Отец им помыкает по-прежнему, а жена считает его дурачком... и литератором» | Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, химия, воспитание и т. д. Развязна, вульгарна, глупа. В эпилоге: «Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, <…> которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью» |
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения | |
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — осознанно выбранная позиция |
Женские образы