Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста во многом остается таким же, как и в предыдущем возраст­ном периоде. Однако постепенно оно начинает отражать интересы ребенка по отношению к объектам окружающего мира, с которыми он взаимодействует. Вместе с тем про­должает развиваться и совершенствоваться непроизволь­ное внимание. Характерной особенностью внимания детей рассматриваемого возраста является то, что они остаются сосредоточенными до тех пор, пока их интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение вни­мания на него. Поэтому младшие дошкольники редко мо­гут в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом.

На самых ранних стадиях развития ребенка его внима­ние привлекается новизной, силой и другими специфиче­скими раздражителями. Позднее внимание начинает при­влекаться такими раздражителями, которые имеют сиг­нальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объекта­ми, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями.

Основное достижение в развитии внимания в дошколь­ном возрасте состоит в том, что начинает формироваться новый его вид — произвольное внимание. С его развитием дети получают возможность правильно направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удержи­вать его в течение некоторого времени. Но само по себе развитие и совершенствование непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольных его видов. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен советскими пси­хологами Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым[112]. Рассмат­ривая природу произвольного внимания, они выявили роль общественно-исторических условий жизни в его происхождении. Каждый человек в процессе своего разви­тия овладевает исторически сложившимися способами организации внимания. Как же это происходит?

Формирование произвольного внимания в онтогенезе начинается с того, что взрослый человек с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребенка к тем или иным сторонам действительности. В дальнейшем сам ребенок начинает пользоваться этими средствами для ор­ганизации своего внимания, в результате чего оно приоб­ретает произвольный характер.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина[113] и других психологов, решающее значение для формирования внимания имеют условия жизни и деятель­ности ребенка. Переход в дошкольном возрасте к более сложным видам игровой деятельности, к занятиям, нося­щим учебный характер, к выполнению элементарных тру­довых заданий, в которых ребенок вынужден считаться с правилами, требованиями взрослых, оказывает сущест­венное влияние на развитие сугубо человеческого вида внимания — произвольного.

Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему сред­ства, с помощью которых он впоследствии и сам начинает управлять своим вниманием. Данное положение подтверж­дается игрой-экспериментом в вопросы и ответы по типу игры «фанты с запретами»: «„Да" и„нет" не говорите, бе­лого и черного не берите!» Детям задавались вопросы: «Ходишь ли ты в школу?»; «Какого цвета стол?»; «Лю­бишь ли ты играть?» и др. Ребенок должен был ответить как можно скорее и вместе с тем выполнять инструк­цию: не называть оговоренных цветов; не называть дваж­ды один и тот же цвет и т. д.

Успешное выполнение задания, проведенного в форме экспериментальной игры, требовало от детей постоянного напряженного внимания, и поэтому большинство детей не справилось с ним. Тогда детям предложили набор цвет­ных карточек, которые являлись внешним вспомогатель­ным средством для интенсивного сосредоточения на прави­лах игры. Дети откладывали в сторону карточки, окра­шенные в запрещенные инструкцией цвета, а в процессе игры пользовались оставшимися карточками. Такой cпособ организации игровой деятельности позволил детям успешно справиться с поставленной перед ними задачей.

Кроме таких ситуативных средств, помогающих детям сосредоточить свое внимание на выполнении конкрет­ной задачи, существует универсальное средство его орга­низации — речь.

На более ранних возрастных этапах развития внима­ния взрослые при помощи словесных указаний орга­низовывают внимание ребенка на предстоящей деятель­ности, помогают сформулировать такую инструкцию для себя.

Петухова Т.В.[114] приводит результаты исследований, где установлены своеобразные приемы, при помощи ко­торых дети организуют свое внимание. Такими приема­ми являются предварительная группировка дидактическо­го материала и планирование своих действий вслух. Ис­следования показали, что устойчивость внимания зави­сит от характера отношения к заданию и от возраста ребенка. Дети младшего возраста (2,5—3,5 года) часто подменяют выполнение заданий игрой-манипулировани­ем с материалами и игрушками. Это первый уровень от­ношения к заданию.

На втором уровне задание принимается частично. Де­ти в возрасте 3,5—4,5 лет в общем принимают постав­ленную задачу, но условия ее частично игнорируют.

Третий уровень отношения к заданию свойствен де­тям 4,5—5,5 лет. Дети этого возраста принимают постав­ленную задачу и охотно ее выполняют. Но к концу дея­тельности они часто теряют задачу, подменяя ее другой. На этом этапе возникают попытки организовать свое вни­мание через постановку добавочных целей. «Кончу это и поиграю с машинкой»,— говорит ребенок сам себе или взрослому.

Четвертый уровень характеризуется тем, что дети (5,5—6,5 лет) полностью принимают задание и стремят­ся выполнить его быстрее и лучше, используя более рацио­нальные способы организации внимания: самоинструкцию, предварительную группировку материала и т. д.

Таким образом, отношение к заданию и сосредото­чение внимания на ходе его выполнения связано с возра­стом ребенка и условиями той деятельности, в процессе которой выполняется задание. Повторяя для себя инструк­цию, т. е. активно используя речь, дети тем самым орга­низовывают свое внимание на выполнении задания.

На протяжении всего дошкольного возраста зна­чение речи для организации внимания ребенка постоянно увеличивается. Так, выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста про­говаривают его в 10—12 раз чаще, чем младшие дошколь­ники.

Таким образом, произвольное внимание в дошкольном возрасте формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Воспитание произвольного внимания является важней­шей задачей дошкольной педагогики и психологии и важнейшим условием подготовки ребенка к обучению в школе.

Произвольное внимание при определенных условиях может перерасти в послепроизвольное. Этот вид внимания всегда возникает на основе произвольного. Главной побу­дительной силой, вызывающей послепроизвольное внима­ние, является стойкий интерес не только к результату деятельности, но и к самому процессу ее выполнения.

Ребенку предложили собрать из конструктора машину. В начале работы ему трудно было сосредоточиться на выполнении задания. Через некоторое время он начинает замечать сходство той машинки, которую он делает из деталей конструктора, с настоящей. Это увлекает его, и для дальнейшего выполнения задания уже не требуется волевых усилий. Теперь ребенка трудно оторвать от ра­боты. Внимание его стало послепроизвольным.

Зная условия и возможности перехода произвольного внимания в послепроизвольное, воспитатель должен стремиться сделать сложное и малоинтересное задание занимательным и интересным. Однако при этом необхо­димо помнить слова К. Д. Ушинского, который писал, что, сделав урок занимательным, можно не бояться на­скучить детям, но нужно помнить, что не все может быть занимательным в учении. Непременно есть и скучные вещи. Поэтому необходимо приучать ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия.

Таким образом, воспитание послепроизвольного вни­мания осуществляется через развитие и воспитание произвольного. С раннего возраста необходимо выраба­тывать у ребенка привычку прилагать волевые усилия для достижения цели, вытесняя посторонние' мысли, ко­торые мешают сосредоточиться.

Как же развиваются основные свойства внимания у детей дошкольного возраста?

Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания значительно увеличивается от младшего до­школьного возраста к старшему. Так, младшие дошколь­ники тратят на рассматривание картинки 6—7 сек., а стар­шие рассматривают эти же картинки в течение 12—19 сек. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее (А. А. Люблинская).

Длительность сохранения устойчивого внимания у детей дошкольного возраста зависит от значимости для них того или иного материала, тех или иных объектов, той или иной деятельности. Наивысшую значимость представляет деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения известных детям объектов, за­ключающих в себе момент эмоциональной привлекатель­ности и в разных вариантах уже входивших в опыт ре­бенка.

Чувствительность внимания к эмоционально значи­мым явлениям определяется индивидуальными особен­ностями детей и условиями их воспитания. Причем индиви­дуально-типические особенности устойчивости внимания приобретают достаточно выраженный характер только к старшему дошкольному возрасту. В среднем дошколь­ном возрасте эти особенности не проявляются, посколь­ку действия, направленные на организацию внимания, еще не отработаны.

Формы индивидуального реагирования на эмоциональ­но значимые раздражители чрезвычайно многообразны. Так, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешен­ных детей в 1,5—2 раза больше, чем у возбудимых. Исходя из этого, в целях сохранения устойчивости внима­ния детей в заданной деятельности (на занятиях или играх) целесообразно исключить влияние на них сопут­ствующих эмоциональных раздражителей.

Воспитателям хорошо известна быстрая отвлекаемость дошкольников от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, но важном. Это проявление рассеянности. Быть рассеянным — значит не уметь надол­го сосредоточиться на чем-то одном. Причин рассеян­ности несколько, и они совершенно различны.

Необходимо помнить, что отсутствие способностей к длительной и стойкой сосредоточенности даже старших дошкольников — явление естественное, обусловленное особенностями их высшей нервной деятельности. Одной из причин рассеянности является быстро проявляющееся утомление. Оно может наступать быстро при выполнении трудной и неинтересной работы, требующей длительного сосредоточения.

Причиной рассеянности может быть появление в носо­глотке ребенка аденоидов. Такие дети дышат ртом, у них снижается работоспособность, и весь облик ребенка меняется. Вмешательство врача способствует возвраще­нию ребенку его работоспособности.

Нередко причиной рассеянности дошкольников является недостаточно гибкое, недостаточно переключаемое внимание. Так, просмотрев вечером по телевизору остро­сюжетный фильм, ребенок долго остается под его впечат­лением. Возникшие в создании яркие переживаемые им образы не могут сразу исчезнуть, и ребенок не в состоя­нии полностью сосредоточиться на деятельности, предла­гаемой воспитателем.

Иногда в рассеянности детей повинен сам воспитатель. Если он ведет занятия однообразно, дает детям задания, которые слишком легки для них, не побуждают к актив­ной мыслительной деятельности, то это ведет к рассеян­ности. Если детям скучно, они будут искать увлекатель­ную работу на стороне.

Распределение, переключение и объем внимания у до­школьников (особенно у детей раннего возраста) развиты недостаточно сильно.

Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполня­ются в рамках этого свойства внимания. Чем более зна­чимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, тем легче его совмещать с выпол­нением другого действия. Поэтому дети раннего возраста практически не обладают распределенным вниманием. Де­ти младшего, среднего и старшего возраста способны рас­пределять свое внимание в незначительной степени.

Переключение внимания, так же как и другие свойства, развивается под влиянием обучения и воспитания. В раз­личного рода играх, упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменив­шейся обстановке, формируется переключение внимания.

Объем внимания у детей дошкольного возраста зна­чительно (по сравнению с младенческим и ранним возрас­том) увеличивается. Это обусловлено развивающейся речью ребенка, увеличивающейся его самостоятельностью, разнообразием деятельности, в которую он включается.

Увеличение объема внимания не исчерпывается только увеличением количества одновременно воспринимаемых объектов с одинаковой степенью ценности. Изменения касаются и тех объектов, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте их внимание при­влекалось яркими, необычными вещами, то внимание до­школьника довольно часто привлекается внешне ничем не привлекательными объектами. Это свидетельствует о качественно новом уровне развития внимания.

Однако даже такие качественные изменения, происходящие в дошкольном возрасте, все-таки характеризуют объем внимания как очень малый.

Имеющиеся научные данные должны использоваться воспитателем при выборе путей и средств развития внима­ния дошкольников.

§ 3. Пути и средства организации и поддержания внима­ния дошкольников

Для развития внимания детей с успехом могут быть использованы различные игры.

Играя, ребенок живет, действует так, как действуют взрослые, как действуют герои его любимых сказок, рас­сказов и т. д. «Программа воспитания и обучения в детском саду» кроме игр и занятий с детьми раннего возраста пре­дусматривает чтение им небольших сказок, потешек, при­бауток, колыбельных песенок. Все это способствует не только развитию речи, умению слушать, но и стимулирует развитие внимания. Так, например, сдетьми от 1 года до 1 года 3 месяцев можно использовать чтение потешки «Сорока, сорока». Занятие проводится с небольшим коли­чеством детей. Воспитательница легко водит своим паль­цем по ладони ребенка и ритмично, нараспев читает:

«Сорока, сорока,

Где была?» —

«Далёко.

Кашку варила,

Деток кормила...»

Далее воспитательница берет пальчики ребенка по оче­реди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...» Таким образом она проигрывает потешку с каждым ребенком, который участвует в занятии. Другие дети в это время слушают и следят за действиями воспитательницы.

Это занятие позволяет выработать у ребенка способ­ность не только сосредоточиваться на короткое время, когда воспитательница читает текст потешки непосред­ственно ему, но и на более длительное время, когда по­тешка читается другим.

Для развития слухового внимания у детей младшей группы возможно использование потешек типа «Катя, Катя», «Чики-чики-чикалочки». Развитию переключения внимания, а также объема внимания способствуют игры типа «Маленькие и большие ножки», «Заинька, выходи».

В игре «Маленькие и большие ножки» воспитатель, повторяя текст, несколько раз говорит сначала про малень­кие ножки, а затем про большие ноги. Дети повторяют за ним, чередуя быстрые и медленные движения. В этой игре детям приходится одновременно держать в соз­нании и текст игры, и способ действий, который зависит от текста.

Игра «Заинька, выходи» требует изменения направ­ления движения ребенка после каждого куплета. Меха­низм воздействия на развитие внимания ребенка тот же, что в игре «Маленькие и большие ножки».

Весьма продуктивным для развития внимания является наблюдение детей за птичкой в клетке, за цыплятами, за автомобилем и другими объектами. Это же можно ска­зать и об играх и занятиях с предметами (нани­зывание колец на стержень, построение башенки из ку­биков, собирание, складывание матрешки и т. д.).

В средней группе детского сада развитию внимания способствуют игры типа: «Сколько?». Воспитатель читает детям стихотворение. Затем задает вопросы, касающиеся его содержания: сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотников, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей?

Игры на классификацию типа «Что нужно?» также способствуют развитию внимания. К этому типу можно от­нести игры «Накроем стол для гостей» (называется посу­да), «Посадим сад» (называются фруктовые деревья), «Мебель», «Одежда» и т. д.

Произвольное внимание развивают игры, в которых де­ти описывают предмет, не глядя на него, находят в нем существенные признаки, узнают предмет по описанию. Описание предмета, не глядя на него, требует высоко­организованного внимания, хорошо развитых его свойств. К числу таких дидактических игр можно отнести: «Отга­дай-ка», «Магазин», «Радио» и др.

Содержание и характер деятельности, которую орга­низовывает воспитатель дошкольного учреждения, опреде­ляют пути и средства организации внимания детей. Выбор приемов организации зависит не только от характера деятельности детей, но и от их возрастных особенностей. Воспитатель должен учитывать особенности внимания того контингента детей, с которым он работает, а при органи­зации своей работы должен опираться на следующие по­ложения. Чем младше дети, тем короче должны быть занятия, требующие сосредоточения. В младшей группе длительность занятий составляет 10—15 мин., в средней 20—25 мин., в старшей 25—30 мин.

Интеллектуальная активность детей в процессе за­нятий является фактором, обеспечивающим их внимание, поэтому построение занятий должно вестись на строго научной основе, с учетом требований педагогики, пси­хологии и гигиены.

Поскольку у детей дошкольного возраста сильнее раз­вито непроизвольное внимание, воспитатель должен опи­раться на него в своей работе. Причем в процессе рабо­ты он должен давать такие задания, которые требуют от детей и произвольного внимания.

Сохранению внимания детей способствует смена видов деятельности как внутри одного занятия, так и в течение дня. Это позволяет избежать однообразия и скуки, которые притупляют интерес детей к работе, снижают их внима­ние.

Рациональное чередование видов деятельности способ­ствует поддержанию устойчивого внимания. Так, напри­мер, после занятий физкультурой, когда дети очень воз­буждены, нецелесообразно предлагать работу, которая требует большой сосредоточенности.

Занятия не должны быть излишне интенсивными, требующими максимальной отдачи сил и энергии детей (в первую очередь это относится к занятиям по физкуль­туре), поскольку на последующем занятии дети будут перевозбуждены, а еще спустя некоторое время начнет сказываться утомление. А это, естественно, не будет спо­собствовать сохранению устойчивого внимания даже в интересной деятельности.

Нельзя на одном занятии вводить сразу 3—5 новых компонентов.

Рассмотренные виды (непроизвольное, произвольное и послепроизвольное) и свойства (устойчивость, распреде­ление, переключение, объем) внимания дошкольника характеризуются рядом специфических особенностей:

1. Ребенок способен сосредоточиться на очень короткое время. Внимание его подвержено значительным коле­баниям.

2. Внимание дошкольника легко ослабевает. Даже незначительный посторонний раздражитель отвлекает вни­мание ребенка от деятельности.

3 Внимание привлекается ярким, сильным, неожидан­ным раздражителем. Ребенок не в состоянии правильно управлять своим вниманием.

4. Не владея вниманием (оно еще не достигло уровня произвольной психической регуляции), ребенок не в состо­янии переключать его по своему усмотрению с одного объекта на другой, т. е. переключение развито слабо.

5. Чем младше дети, тем меньше они могут сосре­доточиваться на словах, с которыми к ним обращается взрослый. Слова взрослого не привлекают их внимания или привлекают частично. Внимание дошкольников легче сосредоточивается на ярких, привлекательных предметах. Слова же взрослого лишь сопровождают наглядно воспри­нимаемые ребенком предметы. Только к среднему и стар­шему дошкольному возрасту слова взрослого приобретают настолько сильное значение, что сами по себе могут при­влечь внимание ребенка.

6. Распределение внимания детей дошкольного возрас­та развивается чрезвычайно слабо. Ребенок практически не всостоянии выполнять два или более видов деятельнос­ти одновременно.

7. Внимание детей дошкольного возраста характеризу­ется небольшим объемом.

8. Правильно выбранные формы и методы работы позволяют воспитателю активно влиять на развитие внимания дошкольников.

Литература

Выготский Л. С. Овладение вниманием. Проблемы развития психи­ки // Собр. соч. М., 1983. Гл. 9. Т. 3 С. 205—238.

Добрынин Н. Ф. Внимание // Общая психология/Под ред. А. В. Пет­ровского. М., 1977. С. 187.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие до­школьников. М., 1984. С. 61—70.

Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред. С. Л. Новоселовой. М., 1985.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. Н. Внимание школьника. М., 1987.

Коненко Е. Л. В мире раннего детства. Киев, 1985.

Леонтьев А. Н. Развитие высших форм внимания//Развитие памяти. М.; Л., 1931. Гл. 4. С. 154—180.

Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971. С. 183—199.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. С. 147—194.

Вопросы для повторения

1. Назовите специфические особенности внимания детей раннего возраста.

2. В чем состоят различия между вниманием детей раннего и до­школьного возраста?

3. Каковы способы управления вниманием дошкольников в процес­се игровой деятельности? учебной?

Практические задания

Наблюдая за дошкольниками в группе, установите: а) индивидуальные различия в развитии основных свойств вни­мания;

б) как влияют различные приемы управления вниманием в процессе игровой деятельности на его поддержание.

Наши рекомендации