Влияние трудовой деятельности дошкольника на его психическое развитие

Труд развивает физические, умственные и нравствен­ные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительно­го отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.

Формирование трудовых качеств является процессом постепенным и сложным.

Я. 3. Неверович выделила 5 этапов формирования у детей положительного отношения к труду по самообслу­живанию:

1. Ребенок понимает значение предложенной ему рабо­ты для коллектива, но еще не. умеет приняться за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический конт­роль со стороны воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, одобрения и порицания ребенок начинает внешне усваивать требуемую систему поведения.

2. Ребенок начинает без контроля извне выполнять работу по самообслуживанию, но только во время дежурства и только то, что непосредственно относится к кругу его обязанностей.

3. Ребенок делает работу, ранее выполнявшуюся толь­ко во время дежурства, и вне дежурства; помогает другим детям в труде по самообслуживанию. На этом этапе создаются внутренние потребности в деятельности.

4. У ребенка усиливается ориентировка по отношению к кругу своих обязанностей дежурного, и он сам, без внешнего контроля, делает то, что по смыслу нужно делать в данный момент. На этом этапе отпадает необ­ходимость в непрерывном напоминании ребенку о его обя­занностях и в подкреплении его работы одобрением или порицанием.

5. Свой опыт отношения к людям и обязанностям ребенок начинает переносить в другие условия, в другие области деятельности — в занятия, игры. В новых усло­виях он также доводит дело до конца, начинает помогать другим, убирает за собой, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т. е. качества, сформиро­ванные в одном виде деятельности, становятся до неко­торой степени привычным способом поведения[89].

Не каждый ребенок, указывает Я. 3. Неверович, дол­жен проходить через все выделенные этапы и задержи­ваться на них одно и то же время. Индивидуальные особенности поэтапного формирования трудовой деятель­ности зависят от уже сложившегося в предыдущем опыте отношения ребенка к трудовым обязанностям.

Постепенное включение детей в коллективный труд, наблюдение за трудом взрослых, участие в посильном труде способствуют формированию простейших трудовых навыков и потребности трудиться. При правильном вос­питании уже в дошкольном возрасте начинают склады­ваться в своей простейшей форме общественные", мотивы трудовой деятельности. Дошкольники интересуются не только процессуальной стороной деятельности, но и ее ре­зультатами, и тем значением, которое она имеет для окру­жающих людей.

В процессе коллективной деятельности у детей форми­руются более высокие мотивы трудовой деятельности. По данным Я. 3. Неверович, они обнаруживаются в том, что дети к старшему дошкольному возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Все эти на первый взгляд небольшие изменения в поведении детей имеют глубокий смысл и свидетельствуют об изменениях в пси­хологии ребенка.

Детская трудовая деятельность в значительной мере является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, раз­вивается устойчивость поведения, собранность, дисципли­нированность, инициатива, умение преодолевать труд­ности, стремление хорошо выполнить работу.

На современном этапе особое значение имеет фор­мирование у подрастающего поколения социально-пси­хологической готовности к труду.

Социально-психологическую готовность к труду следу­ет рассматривать как целостную характеристику личности, включающую такие мотивационные, когнитивные, эмоцио­нально-волевые, поведенческие качества, которые могут обеспечить оптимальное функционирование личности в со­циалистическом трудовом коллективе.

Разнообразные компоненты социально-психологи­ческой готовности к труду по-разному проявляются в тот или иной возрастной период. Но большинство из них начинает закладываться уже в дошкольном детстве.

Труд объединяет детей, в совместном труде форми­руется умение работать сообща, помогая друг другу, создаются условия для формирования отношений сотруд­ничества, возникают ростки дружбы, внимательного от­ношения друг к другу и к продуктам труда другого чело­века.

Труд развивает все психические качества детей, по­могает вырабатывать наблюдательность, точность вос­приятия, расширяет образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. Труд требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, сосредоточенности.

В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, со­поставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухажи­вая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов), установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особен­ностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его располо­жение.

Практические действия — один из основных структур­ных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка приобре­тает более полную структуру, что отражается на форми­ровании его интересов, познавательной деятельности. Труд привлекает ребенка разнообразным содержанием, разви­вает его способности, создает возможность радоваться творчеству и вместе с тем вовлекает в определенные трудовые отношения, способствует приобщению к миру взрослых.

Литература

Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

Воспитание дошкольников в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.

Козлова С. Нравственное воспитание дошкольников в труде // Дошкольное воспитание. 1986. № 3, 4, 5.

Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников //Вопр. психологии. 1986. № 5.

Крупская И. К. Выбор профессии //Пед. соч. М., 1969. Т. 4.

Логинова В. И. К вопросу о программе ознакомления детей до­школьного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Науч. труды ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. С. 142—153.

Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.

Психология совместного труда детей/Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн., 1987.

Тидикиене 3. Об особенностях познания ребенком общественных явлений //Дошкольное воспитание. 1977. № 4.

Вопросы для повторения

1. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности дошкольников.

2. Назовите важнейшие личностные качества ребенка-дошкольника, отражающие его психологическую готовность к труду.

3. Охарактеризуйте основные компоненты структуры трудо­вого процесса.

4. Каковы различия в представлениях детей о труде взрослых? В чем проявляются различия в представлениях мальчиков и девочек о труде родителей?

Практические задания

1. Дайте анализ рисунков детей различных возрастных групп на темы: «Когда я вырасту, я буду...», «Как люди трудятся», «Я дежурю», «Мама и папа на работе» и т. п.

2. Понаблюдайте за игрой детей, определите, в какие «профессии» , они играют.

3. Определите уровни развития трудолюбия у отдельных детей при выполнении разных видов дежурств.

Наши рекомендации