Виды смен, лагерей, их цели
Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего отдыха. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе, детские туристические поездки и маршруты и т.д.
В 70—80-е гг. большое значение имело создание разновозрастных отрядов в микрорайоне, которые позволяли опосредованно осуществлять педагогическое управление. Сегодня наряду с традиционными появились новые возможности в организации летнего отдыха. Попытаемся описать имеющиеся формы организации летнего отдыха.
1. Загородные лагеря. Классификация загородных лагерей.
Досуговые. Основная цель — организация досуга; базовое понятие педагогической концепции (установки) — досуг; специфика — многообразие видов деятельности.
Оздоровительные. Основная цель — способствовать оздоровлению и повышению самочувствия детей; базовое понятие — оздоровление, которое может представляться в узком (физическое, анатомо-физиологическое оздоровление) и в широком (создание оптимального климата в детском коллективе, т.е. духовное, личностное оздоровление) смыслах; специфика — создание условий здорового образа жизни, доброжелательного микроклимата и т.д.
Специальные (профильные). Основная цель — создать условия для развития специальных способностей детей; специальные лагеря могут иметь различный профиль, наиболее распространенные — спортивный и туристический, могут быть многопрофильные лагеря; сегодня есть проекты создания профильных лагерей (или отрядов в многопрофильных лагерях) для одаренных детей в той или иной области; базовое понятие — профиль; специфика — образовательные виды деятельности, развивающие знания, умения и навыки.
Лагеря детского общественного движения. Основная цель — способствовать развитию детского общественного движения; в предшествующие годы эту цель выполняли некоторые пионерские лагеря (в частности, лагеря пионерского актива), сегодня появляются скаутские лагеря (возможно, могут появиться и другие общественные движения); базовое понятие — детское общественное движение; специфика — общественно полезный характер деятельности.
Выездные лагеря образовательных учреждений (дачи). Основная цель — развитие постоянного детского коллектива; базовое понятие — внешкольная деятельность; специфика — изменение среды и видов деятельности постоянного детского коллектива.
Трудовые лагеря. Казалось бы, что этот тип лагеря — из советского прошлого и не имеет никакого отношения к новой социальной действительности. Тем не менее за рубежом, в том числе и в развитых странах, такие типы лагерей имеются и они носят прежде всего добровольный характер. Цели могут быть совершенно разные — обучить какому-либо ремеслу или виду труда, оказать помощь в решении денежных проблем подростков. Трудовой лагерь может быть и средством решения каких-либо проблем экономического характера: например, попробовать жить самостоятельно в условиях самоокупаемости, совершить поездку в другой регион страны или в зарубежные страны на условиях трудового договора с сельскохозяйственной (или какой-либо другой) фирмой. Базовое понятие — трудовая деятельность; специфика — производительный труд как основной вид деятельности. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики; позволяет воспитывать самостоятельность.
Данная классификация позволяет представить типы лагерей в «чистой» (идеальной) форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции (установки) и основными видами деятельности. Так, могут быть отряды досугового, оздоровительного, профильного типа и т.п. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут практически в каждом типе лагеря, но не везде он является основным, т.е. в лагерях другого типа он может иметь второстепенное значение.
Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовывать средства и ресурсы.
При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как:
— временный характер коллектива;
— изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;
— закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;
— отсутствие родительской опеки, поддержки, контроля.
2. Детские площадки. Особенность данной формы организации летнего отдыха заключается в том, что детский коллектив формируется в условиях города на базе какого-либо образовательного учреждения. Традиционно детские площадки создавались при школе. Сегодня эта форма работы практикуется и в учреждениях дополнительного образования. Анализ деятельности площадок показывает, что основной контингент — учащиеся младших классов. Детские площадки не имеют такой разветвленной типологии, как загородные лагеря, в педагогической литературе им уделяется небольшое внимание. В методике работы детских площадок часто используются формы работы загородных лагерей, однако для школьных педагогов не всегда удается эффективно использовать эти формы и методы работы. Трудностью для педагогов становится изменение педагогической позиции с прямого к опосредованному управлению детским коллективом. Большинство учителей оказываются неподготовленными к организации деятельности в летний период.
Особо важно подчеркнуть, что учителя осознают свою задачу как «присмотр за детьми» в первые школьные каникулы учащихся младших классов, собственно, таков в большинстве случаев и заказ родителей. Но с педагогической точки зрения целесообразно было бы говорить, что задачей детских площадок в первые школьные каникулы является прежде всего научить продуктивно распоряжаться собственным свободным временем, привить навыки самоорганизации.
3. Туристические маршруты и поездки становятся сегодня самой популярной формой организации летнего отдыха, несмотря на его дороговизну для родителей. Туристические маршруты, как правило, совершаются по родному краю, однако сегодня они очень часто организуются в условиях выезда в другой регион или в другую страну. Наиболее популярными сегодня становятся туристические поездки за рубеж. Такие поездки могут носить культурно-просветительный характер (экскурсии), оздоровительный (отдых на море), образовательный (как правило, совершенствование иностранного языка). Тем не менее педагогика организации туристических поездок также слабо освещена в педагогической литературе. На практике педагогическая роль руководителей туристических групп сводится к организационно-хозяйственной, финансовой и надзирательской функциям.
Рассматривая модели организации деятельности в период летнего отдыха, необходимо различать такие важные понятия, как «модель», «методика» и «технология».
Методика воспитательной работы — наиболее привычное для педагогического лексикона понятие. Методика — это учение о методах и специфике их употребления. В педагогической литературе, в которой описывались методики, на первое место выступала деятельность педагога, его воздействующая и организующая роль, так как методика предполагает прямое управление детским коллективом.
Технология — это модернизированный вариант методики. Технология подчинена целям педагогической деятельности, под которую конкретизируется методика воспитательной работы. Технология предполагает прямое управление детским коллективом, фиксированные нормы поведения, формальное планирование, жесткую организацию. Эффективность технологии заключается в том, что она позволяет добиться намеченных результатов в довольно короткое время. Границы технологической организации деятельности заключаются в том, что она не опирается на инициативы, идущие от самого коллектива. В технологической организации деятельность детей всегда пассивна, активность допускается в строго ограниченных пространствах. Однако в ряде случаев технологическая организация деятельности может быть довольно успешной.
Модель организации деятельности предполагает построение разнородной системы условий организации деятельности. Ее основой является гибкая схема действий педагога, опирающегося на инициативу и активность детского коллектива. Педагог планирует свою деятельность не только исходя из собственной цели, но и, прежде всего, на основе осмысления проблем конкретного детского коллектива.
Классификация моделей организации деятельности в летний период:
игровые модели, проектно-исследовательские модели.
Игровые модели организации деятельности детей и подростков в летний период.Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в воспитательных целях. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркиваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем воспитание — целенаправленная деятельность, которую организует педагог. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходит разграничение игр без правил и игр с правилами. Педагогически важно обсуждать правила игры, корректировать их совместно с детьми, указывать на то, что эти игровые правила могут быть использованы только «здесь» и «сейчас». Одним из требований к использованию игровых моделей являются осознание и фиксация педагогом целей организации игровой деятельности.
Спецификой любой игровой деятельности является ее имитационность. Имитация — это живое изображение основных черт реальности. Именно это свойство игры позволяет осваивать различные культурные формы поведения. Однако, несмотря на общее свойство — имитационность, можно выделить модели, в которых имитация является ключевой, и модели, в которых имитация играет второстепенную роль.
В предлагаемом обзоре мы вычленяем три типа игровых моделей:
— сюжетно-ролевые игровые модели;
— имитационные игровые модели;
— деловые игровые модели.
Сюжетно-ролевая модель.Пример. Сюжетно-ролевая модель «Три волшебных острова».
Эта модель была разработана с целью создания такой системы физического оздоровления детей в условиях детского временного коллектива, которая бы позволила (по замыслу ее авторов) преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей и подростков средствами игры, расширить сферу двигательной активности ребенка через игровой сюжет, а также привлечь детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни.
Участниками игры становятся жители «Земли Лукоморье». Игра рассчитана на 21 день, в течение которых происходит исследование трех волшебных островов: Острова знаний. Острова состязаний и игр и Острова дружбы, на каждом из которых ребята открывают для себя секреты здоровья.
Игровая модель включает три периода:
1. Организационный (или предыгровой) период характеризуется запуском игрового сюжета. Основными результатами этого периода являются:
— определение творческих планов групп;
— выявление лидеров и включение их в работу по развитию сюжета игры, корректировка проекта игры в зависимости от ситуаций (интересов, возможностей, проблем) ее участников;
— выбор ролей и видов деятельности, формирование экспедиций для исследования островов.
2. Основной (или собственно игровой) период характеризуется испытаниями для групп и смельчаков-одиночек, которые включают:
Испытания на Острове знаний:
а) занятия в «Школе здоровья»;
б) интеллектуальные состязания (викторины, конкурсы, кроссворды и т.д.);
в) ключевое испытание — «Олимпиада грамотеев, умников, знатоков», ритуал награждения победителей, открытие Доски претендентов на присвоение звания «Кавалер ордена Дружбы».
Испытания на Острове состязаний и игр:
а) спортивные состязания (открытие Малой Олимпиады), эстафеты;
б) русские народные и дворовые игрища;
в) походы и экспедиции;
г) ключевое испытание — День рекордов, финальные игры, ритуал награждения победителей, демонстрация достижений.
Испытания на Острове дружбы:
а) совместные дела различных групп участников игры;
б) товарищеские встречи с соседними лагерями;
в) встречи по обмену опытом, День открытых дверей;
г) ключевое испытание — «Праздник, который придумали мы!», бал «Ты и я», демонстрация достижений, вручение ордена Дружбы, итоговый концерт.
3. Итоговый (или послеигровой) период характеризуется подведением итогов игры, созданием участниками игры программ последействия.
Имитационная модель.Следует отметить, что при реализации имитационной модели оказываются необходимыми удержание границ имитации и переключение из имитационных условий в реальные. Очень важна работа психолога-консультанта, так как в некоторых детях это может возбудить мифологическое отношение к реальности, способствовать развитию шизоидального характера (сосредоточение на фантазиях и иллюзорное восприятие действительности). Поэтому необходимо при использовании имитации удерживать прежде всего педагогические цели.
Имитационные игры как основа организации деятельности могут быть различного характера и часто строятся на различном культурно-историческом материале. Так, деятельность многих профильных отрядов строится на имитации жизни моряков, мушкетеров, пифагорейцев и т.п. Основное требование — это создание установки на игровую деятельность в оргпериод, ее развитие от прямого организационного участия до опосредованного. Грамотное педагогическое использование имитационных игровых моделей позволяет осваивать некоторые важные типы культурного поведения, имеет большое воспитывающее и обучающее значение.
Имитационная модель в большей степени приемлема для загородного лагеря любого профиля, однако игровая имитационная модель может использоваться и на детской площадке.
Пример. Имитационно-игровая модель «Говорящая вода». Основой для разработки модели послужил культурологический материал о жизни североамериканских индейцев. Это дает основание говорить о том, что данная модель имеет историко-этнографический характер. Однако основной целью является, собственно, не изучение жизни индейцев, а оздоровление и экологическое воспитание. А культурно-этнографический материал является предметом деятельности детей и взрослых. Ценностным для авторов модели является связь человека с природой. Экология — это прежде всего мироощущение. Культура североамериканских индейцев основана на целостном мироощущении. Индейцы не отделяли себя от окружающего мира: ни от мира природы, ни от мира людей. Такое мироощущение, по мнению авторов, положительно сказывается на психологическом состоянии.
Кредо педагогов и детей лагеря «Говорящая вода»: «Индеец — это не процентный состав крови, это жизненный путь». Основное средство организации жизни: имитация жизни индейцев. Имитируются условия проживания: вместо деревянных или каменных корпусов — круглые шатры с местом для очага. В лагере нет поваров, всю еду ребята готовят сами. Индейская одежда и наряды. Ребята ходят в дозоры, несут караульную службу, постигают военные искусства (метание копья и томагавка, стрельба из лука), оказание первой помощи (с изучением национальной фито-терапии), формирование навыков выживания вне технической цивилизации.
Данная имитационно-игровая модель — синтез театра, педагогики и военной игры. В каждой смене свой игровой сценарий. Динамика развертывания игрового сценария следующая:
1-й этап — экскурсионный: моделирование обстановки, освоение повседневных навыков жизни, моделирование игровых (с элементом театрализации) фрагментов;
2-й этап — игровое событие, ведущую организационную роль в котором выполняют инструктора;
3-й этап — игровой сценарий развивается на основе инициативы детей, педагоги координируют ход событий опосредованными приемами.
Несмотря на то, что имитационно-игровая деятельность здесь является ведущей, большое значение имеет познавательная деятельность. В содержание работы лагеря входят теоретические и практические занятия по истории индейского народа, изготовлению одежды, по изучению повседневной жизни, организации быта, изготовлению «лесной мебели», изучению индейских песен и танцев, регалий и украшений, вышивки и плетения бисером, индейских игрушек, изготовлению оружия и т.д.
Каждая смена развивается по собственному игровому сценарию, который складывается в процессе смены. Однако обязательную основу составляют модернизированные в условиях лагеря традиционные праздники и обряды индейцев: Праздник первого костра, Обряд очищения шалфеем, Церемония Орлиного Пера.
Праздник первого костра проводится в первый вечер смены. Под удары барабана все созываются к главному костру. Почетное место старейшинам оставляется с западной стороны. Инструктора одеты в праздничные одежды. Слово берет вождь. Он поздравляет с открытием смены и предлагает величальную песню в честь вновь прибывших. Говорит о перспективах и законах жизни. Представляются инструктора. Зажигается священный огонь. Поются и разучиваются песни и танцы.
Обряд очищения шалфеем закрепляет установку на особый характер жизни в лагере. Под всеобщее пение старшие скво (девочки), положив с помощью специальных палочек в раковину несколько щепоток сухого шалфея, помещают туда же уголек из общего костра и начинают раздувать веером из перьев. Когда тлеющий шалфей начнет издавать характерный запах, девочки по кругу, начиная со старейшин, обносят каждого раковиной. Каждый, поймав дым возгорающегося шалфея, омывает дымом руки, лицо, грудь, различные личные предметы. По окончании шалфей собирается в общий костер.
Церемония Орлиного Пера используется в каждом коллективном деле, прежде всего на общих собраниях. Перо передается по кругу, и каждый по очереди высказывается, протягивая руки с пером к небу.
Для реализации данной модели требуется несколько педагогических позиций. Главный мастер определяет стратегию игры, старший инструктор отвечает за реализацию учебной программы, линейный инструктор отвечает за группу детей, каждый инструктор имеет собственную специализацию (военное искусство, песнопение, фитотерапия, игротехника и т.п.).
Модель деловой игры.Деловая игра имеет проективную функцию. С одной стороны, в деловой игре создается имитационная реальность, а с другой стороны, деловая игра есть средство моделирования реальных ситуаций. Деловая игра может использоваться частично в организации смены в загородном лагере (например, деловая игра может стать моделью проведения организационного периода). Если в загородный лагерь выезжает постоянный коллектив (выездной лагерь образовательного учреждения, дача), то деловая игра может стать основным видом деятельности подростков, в котором дети могут решать проблемы коллективной жизни (такой опыт работы накоплен в томской школе «Эврика — развитие»). Особенностью деловой игры является сочетание дискуссионных (коммуникативных) и имитационных элементов деятельности. Предлагаем вам возможный вариант организации деловой игры для постоянного школьного коллектива. Элементы этой игры могут быть использованы в загородном лагере для временного детского коллектива в целях организации оргпериода.
Пример. Деловая игра «Наша школа».
Цель игры: моделирование деятельности школьного коллектива на новый учебный год.
Участники игры — постоянно действующий коллектив.
Подготовка игры. Сбор организаторов игры, в число которых входят как педагоги, так и старшеклассники. Разрабатывается замысел игры. Обсуждаются условия игровой ситуации, разрабатывается «черновик» сценария, распределяются роли игротехников (желательно старшеклассников) и аналитиков-экспертов (педагоги), готовится инструкция для участников игры, обсуждаются организационно-хозяйственные проблемы, назначается руководитель игры.
Примерный организационный план:
1-й день. Предыгровой период. Заезд. Хозсбор: знакомство с режимом жизни, хозяйственными условиями, техническим персоналом, требованиями по организационно-хозяйственной части, планирование и подготовка к десанту по благоустройству. Расселение. Десант по благоустройству (во время десанта важно распределиться по группам, назначить ответственных, предоставить инициативу, организовать соревнование, критерии которого вырабатываются на общем собрании; десант является одной из важных установок на коллективно распределенную деятельность). Коллективно-творческое дело «Что наша жизнь?—Игра!»:
группы смешанного состава (не по классам) готовят театрализованные сцены из жизни школьного коллектива. Массовка. Дискотека.
2-й день. Установочный день. Общий сбор: организаторы создают игровую ситуацию (например, ученикам необходимо срочно разработать концепцию и программу деятельности школы, так как иначе ей грозит закрытие; концепцию необходимо предоставить родительскому комитету, педагогическому совету, органам народного образования), знакомят с правилами игры, дают классификатор групп (примерный классификатор: что такое школа? мое образование; коллективная жизнь; имидж нашей школы; школьные кружки и клубы; ученики и учителя; праздники нашей школы; школьный коллектив и т.п. Распределение по группам. Выбор пресс-группы, группы аналитиков. Знакомство с игротехниками. Культурная программа в период проведения деловой игры. Первая работа в группах: уточнение названия, предъявление рабочих целей на период игры, творческое представление группы.
Установка на день. Тема работы в группах: «Как мы докатились до такой жизни?» (анализ деятельности школьного коллектива за предшествующий год). Работа в группах по теме дня. Предъявление отчетов в содержательной и творческой формах на общем сборе. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы. Подготовка 1-го раздела концепции школы — анализ работы школы.
Вечер. Вариант 1: видеокалейдоскоп о жизни школьного коллектива за последний год. Вариант 2: коллективно-творческое дело, концерт.
3-й день. Общий сбор. Вопрос дня: что мы понимаем, когда говорим «наша школа». Установочные выступления. Работа в группах: подготовка к дискуссии. Дискуссия. Работа круглых столов по отдельным вопросам. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы: подготовка концепции «Образование и жизнь учащихся в нашей школе». Общий сбор. Вечер — дискотека.
4-й день. Общий сбор. Тема дня: «Что сделать нам предстоит?» Работа над программой деятельности. Работа в группах. Пленум. Доработка предложений в проектных группах, которые формируются по итогам пленума. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы: составление текста программы деятельности школьного коллектива на следующий год. Коллективное творческое дело.
5-й день. Общий сбор: подготовка к встрече с представителями администрации школы и гороно. Утверждение проекта концепции и программы школы. Встреча с администрацией и представителями гороно (представлять гороно и администрацию может кто-то из членов школьного коллектива, который должен «держать» позицию гороно). На встрече школьный коллектив защищает концепцию и программу школы. Программа: взрослые и дети в совместных командах.
6-й день. Общий сбор. Тема: «Кто в школе хозяин?» Формирование творческих групп и органов самоуправления по основным направлениям работы. Работа в творческих группах и органах самоуправления. Защита целей, задач и замысла деятельности. Праздничная дискотека.
7-й день. Общий сбор. «Выход из игры». Рефлексия участников игры. Трудовой десант. Отъезд.
Проектно-исследовательские модели организации деятельности детей в летний период.В отечественной педагогике вопрос о поисковом характере деятельности всегда занимал ведущее место. Особенность проектно-исследовательских моделей заключается прежде всего в организации поисковой познавательной деятельности. Является ли познавательная деятельность основной в летний период отдыха? Возможно ли отдыхать от познания человеку вообще, а ребенку в частности? С обыденной точки зрения летом ребенок отдыхает, а не познает (познание здесь сводится к учению, познавательная деятельность — к учебной). Психолог ответит, что познание — это есть прежде всего составляющая наших психических процессов; предоставить же отдых нашему восприятию, вниманию, воображению, памяти и мышлению невозможно. Философ добавит, что человек раскрывается прежде всего в акте познания. А педагог отметит, что познавательная деятельность — одно из важных условий формирования личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что «интеллектуальный фон» детского коллектива есть одно из самых важных условий в формировании межличностных отношений. «Интеллектуальный фон», по В.А. Сухомлинскому, — это «эвристическая радость» в познавательной деятельности, которая носит не репродуктивный, а продуктивный характер.
Модель организации проектной деятельности.Метод проектов активно использовался в 20-е гг. как в воспитательных, так и в образовательных целях. Методика организации проектной деятельности впервые появилась в США. Философско-педагогические идеи и экспериментальная работа Дж. Дьюи позволили его последователю У. Килпатрику разработать систему работы над проектами. Под проектом понимался целевой акт деятельности, в основе которого лежит интерес ребенка. У. Килпатрик дал следующую классификацию проектов:
— созидательный (производительный) проект связан с трудовой деятельностью — уходом за растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской деятельностью и т.п.;
— потребительский (его целью является потребление в самом широком смысле, включая развлечение) — подготовка экскурсий; разработка и оказание различного рода услуг (ремонт одежды, обуви, информационные услуги и т.п.); проекты решения проблем жизнеобеспечения лагеря и т.п.;
— проект решения проблемы (научно-исследовательский проект) — исследование влияния условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных проблем (которые, как правило, сочетаются с дискуссионными формами работы) и т.п.;
— проект-упражнение (проекты обучения и тренировки по овладению определенными навыками).
Работа над проектом включает осознание целей, оформление замысла, разработку организационного плана, работу по плану, подведение итогов в виде письменного отчета.