Развитие графомоторных навыков у детей в нормальном онтогенезе
Введение
Актуальность данной работы. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в связи с их особенностями в ещё большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Без специального коррекционно-развивающего воздействия школьная готовность детей данной группы крайне низкая. Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватные условия обучения и воспитания.
Адаптивных образовательных программ обучения, развития, коррекции и воспитания старших дошкольников с ЗПР очень мало. Существующие программы реализуются только в специализированных (коррекционных) группах для детей с ЗПР, поэтому основная масса детей данной категории, находящаяся в общеобразовательных группах, не получает специализированной помощи, обеспечивающей эффективность подготовки к школе детей с ЗПР.
Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью специального коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и отсутствием эффективных педагогических технологий данного процесса, а так же тем обстоятельством, что основная масса детей данной группы воспитывается в условиях неспециализированных дошкольных учреждений.
Данное противоречие определило актуальность проблемы поиска путей и средств целенаправленного, комплексного развития детей данной категории. В связи с этим учителем – дефектологом была разработана и реализуется комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на решение основных проблем детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков, формирование элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, развитие речи.
Цель данной работы: рассмотреть графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования является особенности моторики у дошкольников с ЗПР.
Предметом исследования является процесс использования упражнений в коррекции и развитии мелкой моторики у дошкольников с ЗПР.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
1. Проанализировать педагогическую, психическую, медицинскую литературу по проблеме обучения рисованию детей дошкольного возраста
2. Рассмотреть развитие графомоторных навыков у детей в нормальном онтогенезе;
3. Раскрыть понятие задержки психического развития;
4. Изучить особенности психофизического развития у детей с ЗПР;
5. Рассмотреть развитие графо-моторных навыков у детей с ЗПР;
6. Рассмотреть систему графических упражнений как средство коррекции графомоторных навыков у детей с ЗПР;
7. Рассмотреть методику диагностики развития моторики и графо-моторных навыков у детей с ЗПР;
8. Наметить пути работы по коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретические основы процесса формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Развитие графомоторных навыков у детей в нормальном онтогенезе
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.[1]
Подготовка руки к письму является одним из важных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, что связано с психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка. Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.
Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.[2]
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина считают, что развитию мелкой моторики у детей дошкольников будут способствовать следующие упражнения и задания:
- запускание пальцами мелких волчков;
- разминание пальцами пластилина, глины;
- катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;
- сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;[3]
- двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит. Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
- показать отдельно только палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались);
- нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;
- застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание крышки, завод механических игрушек ключиками;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывание матрешек;[4]
- рисование в воздухе;
- игры с песком, водой;
- мять руками поролоновые шарики, губку;
- шить, вязать на спицах;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать ножницами;
- рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее) и т.д.[5]
Играя или занимаясь с ребенком, необходимо быть терпеливыми, не торопить его без особой необходимости, не спешить сделать что-то вместо него. Не забывать, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, то вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.
Необходимо быть изобретательными: стараться придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться.
На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.[6]
Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.
Постановка руки. Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. Получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.[7]
Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.
Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.
Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.[8]
Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку.
А также необходимо:
- Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).
- Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).
- Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).[9]
Итак, тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого раннего детства со всеми детьми. Для развития достаточного уровня пальцевой моторики необходима, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, организация специальных игр, заданий и упражнений. О важности их включения в систему специальной подготовки говорят и известные ученые, такие как Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Т.С. Комарова, М.М. Безруких и др.
Работа по развитию графомоторных навыков должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в следующих основных направлениях работы с детьми: развитие мелкой моторики руки; тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций; обучение ориентировки на листе бумаги; выполнение графических упражнений.