Концепт. Типы концептов. Структура концепта. Концептосфера
1. Вспомнить различные подходы к определению ЛЗ слова:
- реляционный (ЛЗ как отношения между звуковой оболочкой слова и образом предмета, существующим в сознании говорящего) (м.б., назовут);
- отражат. (ЛЗ как отражение предметов и явлений д-ти, отражение знаний о них);
- когнитивн. (ЛЗ как отражение МЕХАНИЗМА познания);
- лингвокультурологич.: то же + нац.-культ. информация.
2. Вернемся к когнитивистике: чем она оперирует, ее осн. единица?
Осн. единица гносеологии, лингвокультурологии, когнитивистики – концепт.
3. Концепт -ментальная структура, синтезирующая все знания об определенном культурно значимом для народа реальном или ирреальном предмете, явлении действительности.
4. В современной лингвистике наиболее распространенным является опр-е А. Вежбицкой: «концепт – это объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурнообусловленные представления человека о мире "Действительность"», это «знание об объекте из мира "Действительность", переведенное в знание объекта в мире "Идеальное"».
5. История концепта начинается со Средневековья (но…);
ввел термин «концепт» в лингвистику С.А. Аскольдов в статье «Концепт и слово» в 1928 г.;
в активное употребление термин вошел нач. с 80-х гг. ХХ в..
6. Многообразие определений, иногда – путаница:
1) идеальная, нематериальная сущностью концепта, которая обусловливает специфику его изучения: концепт ненаблюдаем, и его природа и свойства могут быть изучены только на основе косвенных данных;
2) концепт является предметом исследования не только лингвистики, но и логики, философии, психологии и других наук, отличающихся друг от друга целями, методами, акцентами исследования, а также понятийно-терминологическим аппаратом;
3) в рамках различных подходов в лингвистике концепт также понимается по-разному;
4) многообразие определений и трактовок концепта «затрудняет определение его места в системе отношений с сопоставимыми явлениями», что нередко приводит к неразличению и смешению понятий.
7. Тем не менее, в этой путанице есть определенная упорядоченность, не все так плохо; существует два основных подхода к пониманию концепта, основанные на признании его идеальной сущности и объединяющие несколько разных направлений, – лингвокогнитивный и лингвокультурный.
8. Лингвокогнитивный подход:
Девиз этого подхода ‑ «кто мыслит, тот мыслит концептами». При данном подходе концепт понимается как единица мышления, «термин, служащий объяснению единиц ментальных или психологических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знания и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [Кубрякова КСКТ].
В рамках этого подхода выделяется несколько направлений:
Собственно когнитивное, при котором концепт рассматривается как «комплексная мыслительная единица, которая в процессе мыслительной деятельности поворачивается разными сторонами, актуализируя в процессе мыслительной деятельности свои разные признаки и слои» [Попова, Стернин 2003, с.12]. Это направление представлено и в работах Е.С. Кубряковой (см. определение, данное выше);
Логическое, в котором термины концепт и понятие являются синонимами (о соотношении этих терминов поговорим позже). Представители – Бунеева, Постовалова, Бабушкин. «Концепт является ментальной репрезентацией, которая определяет, как вещи связаны между собой и как они категоризуются. Считается, что главная роль, которую играют концепты в мышлении, – это именно категоризация, позволяющая сгруппировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы» [Бабушкин 1996, с. 16].
Психологическое: «Когда человек живет, общается, мыслит, действует в мире «понятий», «образов», «поведенческих стереотипов», «ценностей», «идей» и других тому подобных привычных феноменологических координат своего существования, одновременно на более глубоком уровне бытия он живет, общается, мыслит, действует в мире концептов, по отношению к которым традиционно понимаемые понятия, поведенческие стереотипы и т.д. выступают их частными, проективными, редуцированными формами» [Ляпин 1997а, с. 11].
Психолингвистическое, представленное в работах А.А. Залевской, В.А. Пищальниковой и др. А.А. Залевская понимает под концептом «спонтанно функционирующее в речемыслительной деятельности индивида базовое перцептивно-аффективное образование динамического характера» и предлагает разграничивать концепт как достояние индивида («достояние личности, продукт познания и общения как психических процессов») и концепт как «функционирующий в социуме (шире – в культуре) инвариант (функционирующий в сверхбольшой системе продукт социальных взаимодействий и общения)» [Залевская 2005, с. 243-244]. Поскольку эти сущности не поддаются прямому наблюдению, для научного описания они лишь реконструируются с помощью целенаправленных логико-рациональных операций, а значит, в этом случае исследователи имеют дело с конструктами, а не с концептами как таковыми. «Для строгости использования научной терминологии термин «концепт» вообще не следовало бы применять в подобных целях, закрепив его за случаями, когда речь идет о концепте как достоянии индивида» [Там же, с. 242].
9. Лингвокультурологический, или лингвокультурный подход:
основан на том, что соотношение «язык – сознание» дополняется культурным измерением и становится трехмерным: «язык – сознание – культура».
Наиболее известные представители данного направления – Карасик, Степанов, Телия.
Опр-е Карасика: «концепт ‑ базовая единица культуры, ее концентрат; первичные культурные образования, транслируемые в различные сферы бытия человека»;
Опр-е Степанова: концепт ‑ «основная ячейка культуры в ментальном мире человека»; «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека и, с другой стороны, концепт – это то, посредством чего человек … сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее»;
10. Основные положения этих двух подходов оч. близки, =>
интегративный подход: концепт рассматривается как многомерное культурно-значимое социопсихическое образование в коллективном сознании, оязыковленное в той или иной форме. На первый план выдвигается идея многомерности концепта, выделения в нем как рационального, так и эмоционального, как абстрактного, так и конкретного компонентов
11. В теории концепта выделяют два основных противопоставления: концепт – понятие и концепт – значение слова.
- концепт – понятие: соотношение понятия и концепта м. определить как отношение частного к общему. Понятие отражает эмпирический опыт человека, обобщает и структурирует знания о реально существующих свойствах денотата, предметах и явлениях реальной действительности. Концепт базируется на понятии, но не ограничивается им; на практические знания человека накладываются культурные, исторические, религиозные, фольклорные, личностные знания, опыт, ассоциации, чувства, эмоции; на основе понятия появляются метафорические, переносные, значения, которые и формируют концепт.
Любое ли понятие может «дорасти» до концепта?
пр=> стол
ЦЕННОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА
- концепт – значение слова:ЛЗ – языковое отражение определенных признаков, образующих концепт, но это всегда – лишь часть содержания концепта.
- триада ЛЗ – понятие – концепт: лексическое значение слова, представленное в словаре, отражает лишь некоторые признаки денотата, часто не самые важные с точки зрения объективной действительности, но наиболее яркие для обыденного сознания; понятие, помимо актуальных для «наивной» картины мира признаков, включает в себя всю информацию о денотате, известную из эмпирического опыта человечества, логически ее структурируя; в концепте же это логическое, понятийное ядро окружено, как правило, несколькими слоями самых разнообразных общих, культурных и индивидуальных, личностных знаний, представлений и ассоциаций, что делает концепт наиболее полной и упорядоченной мыслительной структурой.
Т.е.: концепт – ВСЕГДА с привлечением экстралингвистических элементов.
пр =>вигвам
ЛЗ: жилище индейцев Северной Америки в виде куполообразной или конической хижины, покрытой корой или шкурами;
Понятие (энц. словарь): жилище лесных индейцев Северной Америки – алгонкинов. Вошло в литературу как название индейского жилища куполообразной формы, в отличие от конического – типи. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками.
Концепт: ассоциации, связ. с денотатом: Фенимор Купер, Чингачгук Большой Змей, Простоквашино…
12. Концептосфера:
- концепты, связ. м/у собой опр. семантическими, ассоциативными, иерархическими и другими отношениями, образуют концептосферу. Т.о., концептосфера – это упорядоч. совокупность концептов народа. Термин введен Д.С. Лихачевым в 1993 г. (ст. «Концептосфера русского языка») по типу терминов В.И. Вернадского: ноосфера, биосфера и пр.
13. Концептуализация < категориализация
14. Триада ЯКМ – ККМ – КМ:
- КМ – окр. Чка мир и сам Чк, реальн. д-ть;
- ККМ – картина, получаемая в рез-те познания сознанием окружающей д-ти; содержат., концептуальн. Знание о д-ти, а также совокупность ментальных стереотипов, опр-ющих понимание или интерпретацию тех/иных явл-й д-ти.
-ЯКМ – совокупность представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, зафиксированных в единицах языка;
- т.е. ККМ сущ. в виде концептов, образующих концептосферу народа, ЯКМ – в виде значений языковых знаков, образующих совокупное семантическое пространство языка.
- полного совпадения нет! ЯКМ <ККМ<КМ;
15. Типы концептов:
а) концепты, общие для всех народов; (Попова/Стернин, но – сомнительно: такие бывают?)
пр=> огонь, вода…
- национально-специфические концепты (имеющие национальное своеобразие при частичном совпадении по содержанию у разных народов);
пр=> дружба, семья
- сугубо национальные, безэквивалентные, эндемические концепты, характерные только для национального сознания отдельного народа»;
пр=> совесть; правда (vs истина);
16. Структура концепта:
Концепт как мыслительное образование, объединяющее в себе многочисленные знания, представления и ассоциации, должен быть определенным образом организован. Концеп имеет внутреннюю организацию, опр. Озом структурирован, но структура егоразмыта, т.к.
а) концепт постоянно функционирует, взаимодействует с другими концептами, приобретает новые смыслы и утрачивает старые;
б) специфика составляющих его компонентов (знания, ассоциации, интерпретации и пр., которые могут варьироваться в зависимости от исторической и культурной эпохи, социального слоя, уровня личностного образования и т.д.)
Построить четкую модель структуры концепта невозможно, однако можно определить наиболее и наименее значимые в системе концепта смыслы, перечислить признаки и определить их место в структуре концепта.
17. Структурн. подход: Модель структуры концепта, отраж. его формирование:
Концепт имеет полевую структуру (ǁ рис).
Ядро концепта составляет прототипический, наиболее предметно-наглядный образ. Более абстрактные признаки образуют периферию концепта. Нахождение на периферии отнюдь не свидетельствует о малозначительности признака в системе концепта, оно лишь указывает на близость того или иного признака к ядру по степени конкретности и наглядности. Наиболее конкретные и наглядные образы располагаются ближе к ядру, наиболее абстрактные – на дальней периферии, однако даже в самом отдаленном, периферийном смысле концепта «просвечивает» прототипический образ.
К периферии относятся не только абстрактные образы, но и различные ассоциации, интерпретации, установки сознания (стереотипы), обусловленные национальным менталитетом. Они противоречивы и очень слабо структурированы, но имеют очень большое значение для понимания национальной концептосферы и менталитета народа, говорящего на данном языке.
Базовый слой и дополнительные когнитивные слои и признаки образуют объем концепта. Без ядра, базового слоя концепт не существует; но и концепт, состоящий только из базового слоя, является скорее не концептом, а понятием.
18. Функциональн. подход: Модель структуры концепта, отраж. его функционирование:
Не менее важным является и построение модели концепта, отражающей его функционирование. Как уже отмечалось, периферийные образы и значения могут быть очень значимы в системе концепта и наоборот, центральные, базовые признаки могут оказаться на функциональной периферии.
При функциональном подходе ядро составляют наиболее актуальные для носителей языка признаки денотата, периферию - неактуальные, несущественные для носителей языка.
пр=> огонь
19. пр=> Методы (не подробно, но! – ч/з ЯЗЫК!):
- семантический анализ;
- семный;
- фразеологизмы, дериваты;
- история.