Подготовка спортсмена, готовность, тренированность и её виды, спортивная форма и закономерности её развития
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели задачи средства, методы, организационные формы, материально-технические условия, обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям. При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных результатов, условно, можно выделить три компонента подготовки:
Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные. В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый- связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй- предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход – соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным. Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.
Спортивные соревнования представляют собой объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений отдельных спортсменов и команд. Соревнования являются также средством отбора и подготовки спортсменов, познания резервных возможностей человека, формирования личности.
Соревновательная деятельность спортсмена предусматривает непосредственную демонстрацию в соревнованиях его возможностей в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта. Соревновательная деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле слова. В узком смысле это все те приемы и действия спортсмена, которые составляют содержание соревновательной борьбы непосредственно в игре, поединке, схватке, на дистанции и т. п. В широком смысле это поведение в целом спортсмена и окружающих лиц (тренеров, судей, организаторов, врачей и др.) во время соревнований.
Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и специальной психической подготовки.
Спортивная тренировка как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.
В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые, в конечном счете, обеспечивают спортсмену крепкое здоровье, идейное, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоническое физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а также знании и навыков в области теории и методики спорта. В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спортсмена, определяющие состояние его тренированности, которое принято связывать преимущественно с адаптационными перестройками биологического характера отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность.
Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и систем организма применительно к различным видам мышечной деятельности.
Специальная тренированность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. В настоящее время специалисты часто выделяют вспомогательную тренированность, создающую основу для специальной тренированности и занимающую промежуточное положение между ней и общей тренированностью.
Тренированность спортсмена следует отличать от подготовленности — понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможностей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Подготовленность включает кроме тренированности и другие составляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психологическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готовность к достижению, или состояние спортивной формы.
В структуре подготовленности спортсменов следует выделять ряд относительно самостоятельных сторон, имеющих существенные признаки: техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную.
Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и управления процессом спортивного совершенствования. И место с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень включения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных систем (П.К.Анохин,1975), нацеленных на конечный результат, специфический для каждого вида спорта и компонента тренировочной и соревновательной деятельности.
Следует учитывать, что степень совершенства каждой из сторон подготовленности зависит от других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, определяет их уровень развития. Например, техническая подготовленность спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости и др. Уровень проявления двигательных качеств (например, выносливости) тесно связан с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Вместе с тем тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, умением составить рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, функциональной подготовленности, развития смелости, решительности, целеустремленности и т. д.
Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
К внетренировочным и внесоревновательным факторам, повышающим результативность тренировки и соревнований, относятся как тесно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение (например, роль и место спорта в обществе, уровень общего научно-технического прогресса в стране и др.). К факторам, прямо определяющим результативность тренировки и соревнований, в первую очередь относятся организационные и материально-технические условия подготовки, уровень ее медицинского и научного обеспечения, уровень специальных знаний и мастерства тренеров и оргработников, организация идейно-воспитательной и патриотической работы и др. Одни из этих факторов относительно самостоятельны, хотя и оказывают большое влияние на эффективность тренировки и соревнований (например, условия жизни, состояние мест соревнований), другие теснейшим образом взаимосвязаны со средствами и методами самой спортивной тренировки, способами ведения соревновательной борьбы (например, спортивная форма и инвентарь, тренажерные устройства, стимулирующие эффективность физического и технического совершенствования и др.).
В процессе подготовки спортсмена выделяют две взаимосвязанные стороны: преобразовательную — совершенствование, преобразование человеком своей природы, расширение границ своих возможностей и познавательную — приобретение суммы знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей, успешной общественной и производственной деятельности. Основным результатом реализации системы спортивной подготовки является спортивное достижение, уровень которого определяется одаренностью спортсмена, направленностью и эффективностью системы подготовки. Высшее спортивное достижение — это показатель, свидетельствующий о максимальных возможностях человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития в мире или в отдельной стране. Высшие достижения спортсменов различных стран, как правило, отражают популярность и уровень развития данного вида спорта, отношение к нему общества, эффективность школы спорта.
Школа спорта — это сложившаяся организационно-методическая система подготовки спортсменов, сформированная под влиянием социально-экономических условий, достижений спортивной науки и практики.
1.4. Структура тренировочного процесса в гимнастике, исходные предпосылки планирования тренировочного процесса
Планирование подготовки гимнастов в целом построено по принципу чередования и распределения во времени, структурных блоков: больших циклов, периодов, этапов, микроциклов, тренировочных дней. Естественно, эти блоки — разных масштабов, как и масштабы времени, ими охватываемые. Наряду с фактором времени, другим существенным моментом планирования является само содержание работы, «наполнитель» непрерывного процесса подготовки гимнастов.
Содержание в концентрированном виде отражается в следующих задачах, которые решаются в процессе тренировки на различных этапах:
• освоение новых элементов, соединений, комбинаций;
• повышение уровня физической подготовленности средствами ОФП, СФП, уровня специальной выносливости средствами СФП и технической подготовки;
• повышение уровня психологической устойчивости, подготовленности в связи со специфическими трудностями, преодолеваемыми в условиях тренировки и соревнований;
• совершенствование исполнительского мастерства, повышение класса гимнаста;
• стабилизация техники упражнений, повышение надежности их исполнения;
• организация непосредственной подготовки к соревнованиям и участие в них;
• применение восстановительных мероприятий и средств для перехода на новый уровень нагрузок.
Каждая из задач может быть решена в различные отрезки времени, планироваться одновременно с другими («наложение») или более последовательно, с акцентом на приоритетную очередность решения.
Одна и та же по смыслу задача может носить общий или более конкретный характер. К примеру, общая задача по овладению новыми упражнениями может подразумевать освоение отдельных элементов, связок и соединений.
Таким образом, тренер, исходя из задач и отпущенного на их решение времени, предлагает ученикам план и программу тренировки.