Теория личности А. Адлера
Альфред Адлер (1870–1937) – австрийский психолог, врач, социолог, психиатр; основатель оригинального направления глубинной психологии – индивидуальной психологии. В этом названии выражается его кредо – исследовать целостность личности. Адлер выступил против расчленения личности на три фрейдовских инстанции: Ид, Эго и Супер-эго.
Созданная Адлером теория личности противостоит представлениям Фрейда. Раскрывая психологические причины человеческого альтруизма и сотрудничества, Адлер возвращал людям чувство собственного достоинства, разрушенное психоанализом. Вместо унылой картины, вызывавшей отвращение у многих читателей Фрейда, Адлер предложил портрет личности, который вселял надежду, давал возможность почувствовать свою целостность. Тем не менее методологически их взгляды достаточно близки. Так же, как и Фрейд, Адлер допускает врожденную сущность человека, определяющую его личность. Если Фрейд выделял секс, то Адлер говорил о врожденной социальности человека. Кстати говоря, Юнг тоже представлял свои архетипы как биологические наследственные факторы личности.
Основными психологическими категориями, которые использовал Адлер в своей теории личности, явились: социальный интерес, целенаправленность, стремление к совершенству, чувство неполноценности, компенсация, стиль жизни и тип личности.
Ведущим в теории личности Адлера является положение об исходной социальности человека, выраженное в понятии социального интереса. Все поведение человека происходит в социальном контексте, и человеческую природу можно постичь только через понимание человеческих отношений. “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”.
Социальный интерес – врожденное стремление человека к сотрудничеству для достижения общих целей. Социальный интерес (чувство общности, социальное чувство, чувство солидарности) представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. Это – “главная характеристика каждого чело-века, проявляющаяся во всех его действиях”. Это чувство является естественным и свойственным всем людям. Оно представляет собой врожденное стремление вступать в отношения сотрудничества для достижения общих целей. Первичными являются гармония и сотрудничество между человеком и обществом, а конфликт между ними вторичен и неестественен. Нормальный человек в своем образе жизни столь хорошо адаптирован к обществу, что, хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности.
Человеческая мотивация в основном социальна. Люди соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален. Врожденный социальный инстинкт заставляет отказываться от эгоистичных целей ради общественных. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы.
Природа наделила человека стремлением к физическому контакту, эмоциональной привя-занности, дружескому единению. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Особую роль в развитии социального чувства играет мать, контакт с которой оказывает на ребенка наибольшее влияние. Поэтому задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Отец – второй по важности источник развития у ребенка социального интереса. У отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Его сформи-рованный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не за социальное превосходство. Наконец, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
Социальный интерес является показателем психического здоровья. Это “барометр нормальности”, показания которого можно использовать при оценке качества жизни человека.
С позиции Адлера, нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к совершенству социально позитивно и включает в себя требование благополучия всех людей. Они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам, и даже тем, кто еще не родился.
Если социальный интерес выражен недостаточно, то человек является плохо приспо-собленным. Он эгоцентричен, у него нет социальных целей, он борется за превосходство над другими. Индивиды с неразвитым социальным интересом составляют группы проблемных детей, преступников, душевнобольных. Согласно Адлеру, невротики, психотики, наркоманы, алкоголики и самоубийцы потерпели неудачу в жизни вследствие недостатка социального интереса.
Социальный интерес Адлер понимает как инстинктивную и в то же время осознаваемую и управляемую способность “видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого”. Эта способность опирается на:
– чувство принадлежности к группе, народу;
– способность к глубокой эмоциональной коммуникации с людьми;
– интерес к процессам, происходящим в обществе;
– веру в людей, способность доверять, быть откровенным, искренним, свободным в диалоге;
– оптимизм и историческое чувство;
– готовность выслушивать критику, трезво оценивать свои способности, признавать свое несовершенство;
– стремление проявить доброту, участие, инициативу.
Социальный интерес конкретизируется в целях человека, которым Адлер придает исключительно важное значение. “Первое открытие, которое мы совершаем, исследуя самих себя, – наше постоянное стремление к какой-нибудь цели”, – пишет он. Душа состоит главным образом из силы, стремящейся к цели. Существование души немыслимо без цели, к достижению которой направлены все усилия. Без цели невозможно также представить себе развитие личности. Знание цели, вместе с некоторыми познаниями о мире, дает возможность понять способы самовыражения данной личности, направления, в котором развивается ее жизнь и механизм достижения цели. Цели, которые люди ставят перед собой, и пути их достижения свидетельствуют о том, какое содержание они придают своей жизни. Жизненные цели выбираются индивидуально.
Конечной целью человека, обеспечивающей меру постоянства и целостности жизни, является “стремление к совершенству”. Стремление к совершенству в теории Адлера – фундаменталь-ный закон человеческой жизни, главный мотив активности, ядро личности. Стремление к совер-шенству является силой, организующей жизнь и придающей ей смысл. К этой идее Адлер подхо-дил постепенно. Первоначально он думал, что человеческим поведением управляет агрессивность, затем – “стремление к власти”. И, наконец, было выдвинуто положение, согласно которому люди стремятся к совершенству, к тому, чтобы быть недосягаемыми. Человеческая жизнь – это активное стремление к совершенству. При этом человек не отталкивается от внутренних или внешних причин, а скорее, тянется вперед – к личностно значимым жизненным целям. Другими словами, инстинкты, влечения или травмы играют подчиненную роль в жизни человека.
Стремление к совершенству имеет определенные свойства. Во-первых, оно является универсальным, то есть общим в норме и патологии и способным принимать не только конструктивное направление, но и деструктивное. Негативное направление – это достижение превосходства за счет других. Позитивное направление соотносится с благополучием других людей. Во-вторых, стремление к совершенству является источником энергии, а также повышения уровня напряжения. В-третьих, стремление к совершенству проявляется как в поведении индивидуума, так и в поведении общества. Люди стремятся не только к индивидуальному совершенству; они стремятся совершенствовать культуру общества.
Стремление к совершенству производно от чувства неполноценности. Чувство неполно-ценности – результат переживания собственной недостаточности на протяжении длительного периода, беспомощности в раннем детстве. Появление чувства неполноценности знаменует начало стремления к совершенству, которое становится основной мотивационной силой.
Чувство неполноценности действует по принципу компенсации. Компенсация – замещение нарушенной функции усилением или изменением другой функции; стремление к освобождению от чувства неполноценности, вызванного реальными или воображенными недостатками, путем их преодоления. Чаще всего люди с тем или иным дефектом стараются компенсировать его путем упражнений, что нередко приводит к выдающимся результатам: “Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.
Но иногда чувство неполноценности становится чрезмерным и перерастает в комплекс неполноценности(термин А. Адлера) – преувеличенное чувство собственной слабости и несо-стоятельности. Причин развития комплекса неполноценности три: 1) неполноценность органов;
2) положение избалованного ребенка, чрезмерная опека в семье; 3) ситуация пренебрегаемого ребенка.
Случается, что комплекс неполноценности пробуждает механизм гиперкомпенсации, то есть комплекс превосходства. Комплекс превосходства – склонность преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности, преодолевая таким образом постоянное чувство неполноценности. Например, страдание от сознания неполноценности сопровождается убежде-нием себя в том, что человек умнее других, но не считает нужным демонстрировать свой интеллект. Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит хвастливым, высокомерным, эгоцент-ричным и саркастичным. Он чувствует свою значимость только тогда, когда “сажает в калошу” других.
Подчас “сверхкомпенсация” означает “выход в гении”. Значительное количество людей достигает “реальной компенсации”, то есть успешно адаптируется к своей социальной роли, вырабатывает более или менее эффективные технологии поведения в быту, в семье, на работе, среди друзей.
Стремление к совершенству выдвигает еще один вопрос: как человек реализует это стремление? Для ответа Адлер прибегает к концепции “стиля жизни” – наиболее характерной особенности своей теории личности. Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, совокупность которых определяет неповторимую картину существования индивидуума; личная философия индивидуума, характерные для него верования и взгляды на жизнь, служащие стержнем личности. Стиль объясняет постоянство личности на протяжении жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни.
Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет существования, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира,
а, следовательно – на его эмоции, мотивы и действия. Стиль жизни закрепляется в возрасте 4 или
5 лет, и впоследствии почти не поддается изменениям, становясь стержнем поведения.
Психологическим предшественником стиля жизни является прототип, или личная схема апперцепции – ранний вариант личности, воплощающий цель. Адлер называет прототип ядром стиля жизни индивида. Он тоже устанавливает направление и ориентированность жизни индивида. Ребенок воспринимает различные ситуации не такими, какими они существуют в действительности, но согласно своей схеме апперцепции, то есть сквозь призму предубеждений своих личных интересов.
Таким образом, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным
в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение
в контексте стиля жизни. Все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные стили жизни.
Пока человек находится в благоприятной ситуации, мы не можем заключить о его стиле жизни со всей определенностью. Однако в новых ситуациях, когда человек сталкивается с трудностями, стиль жизни вырисовывается ясно и отчетливо.
Стиль жизни тесно связан с тем, как решаются три глобальные проблемы, которые стоят перед каждым человеком: дружбы, работы и любви. Все эти проблемы взаимосвязаны, носят общественный характер и требуют для своего разрешения развитого чувства общности. “Решение одной помогает приблизиться к решению других; и мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы – необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть”.
Разрешение проблемы дружбы – это ответ на вопрос о том, как жить в обществе и ладить с людьми. Искусство в устранении этой проблемы предполагает доверие в отношении к людям, свободу от подозрительности, интерес к другим, умение общаться. Результатом является определенный уровень социальной адаптации человека.
Вторая проблема – это вопрос деятельности, выбора профессии и повседневного отношения
к своей работе. Стремление к достижениям, чувство уверенности или страх неуспеха, полная идентификация с профессией или перенапряжение и устранение от реальных забот – все это тот или иной стиль поведения в такой важной сфере жизни, как профессиональная деятельность.
Третья проблема, к решению которой, по оценке Адлера, не готово большинство людей, – это проблема любви. При ее решении проявляются все основные параметры личности: уровень развития социального интереса, стремление к совершенству, чувство (или комплекс) неполноценности. При неразвитом социальном интересе любовь превращается в желание господствовать, подчинять, властвовать.
Стиль жизни предполагает четыре типа установок, направляющих социальное поведение человека, способы решения трех главных жизненных задач. Каждая из установок имеет два пара-метра: выраженность социального интереса и уровень активности. Каждый человек имеет опреде-ленный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень активности обычно устанавливается в детстве; он может варьиро-ваться у разных людей от вялости, апатичности до постоянного неистовства. Эти установки получили название: управление, получение, избегание и гармония. Для первых трех характерна низкая выраженность социального интереса, но они разделяются по степени активности. В четвертом типе присутствуют и высокая степень активности, и выраженность социального интереса. В соответствии с этими типами социальных установок различают четыре типа личности.
Управляющий тип. Человек, относящийся к этому типу, самоуверен, напорист, обладает незначительным социальным интересом. Для этих людей характерно превосходство над окружающими, их не заботит благополучие других людей. Сталкиваясь с тремя основными задачами, они решают их во враждебной манере.
Берущий тип. Большинство таких людей удовлетворяют свои потребности за счет других.
У них отсутствует социальный интерес и они обладают низкой степенью активности.
Избегающий тип. У этих людей недостаточно социального интереса и социальной активности. Они ведут пассивный образ жизни, опасаясь неудачи.
Социально-полезный тип. В человеке этого типа соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень социальной активности. Такие люди проявляют заботу о других, заинтересованы в общении. Вся их энергия направлена на помощь другим.
Итак, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению поставленных целей. Согласно Адлеру, стиль жизни личности проявля-ется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных задач: работа, дружба и любовь. Были описаны типы установок и в соответствии с ними выделены типы личности.
Важным вкладом Адлера в теорию личности является понятие креативного “Я”. В противовес Фрейду, считавшему “Я” лишь агентом “Оно”, производным бессознательного, Адлер утверждает первичность “Я”. “Я” – это фокус всей жизненной конструкции личности, жизненного стиля.
“Я” в значительной степени самодостаточно.
“Я” у Адлера – высоко персонализированная субъективная система, интерпретирующая и осмысливающая опыт организма, ищущая тот опыт, который поможет в осуществлении уникального жизненного стиля личности. Представление о “Я” сыграло главную роль в последних разработках относительно личности. Вклад А. Адлера в эту новую тенденцию – рассмотрение “Я” как существенной причины поведения – считается очень весомым.