Понятие о темпераменте. Теории темперамента (гуморальная, конституционная, теория высшей деятельности)

Число: 2102

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Определенное сочетание свойств темперамента, проявляющееся в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой систему зависящих от темперамента динамических особенностей деятельности, которая содержит приемы работы, типичные для данного человека.

Индивидуальный стиль деятельности не сводится к темпераменту, он определяется и другими причинами, включает умения и навыки, сформировавшиеся под влиянием жизненного опыта.

Гуморальная теория темперамента

Совокупность динамических свойств психики, которые проявляются в поведении индивида, называется темпераментом. В переводе с латинского языка темперамент означает «смешиваю в надлежащем отношении частей». Это название ввел римский врач Гален, который наследовал взгляды греческого врача Гиппократа. Сам Гиппократ совокупность психических свойств называл «красис», как смесь частей в надлежащем отношении. Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси «соков» в организме человека. Основными «соками», от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал:

1. желчь;

2. кровь;

3. черная желчь;

4. холодная скользкая жидкость (лимфа).

Так как все четыре «сока» смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из «соков». Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь - сангвиник, если преобладает черная желчь - меланхолик, а если преобладает флегма - флегматик. Название типов темпераментов сохранилось к настоящему времени в психологии, а учение Гиппократа-Галена получило название гуморальной теории темпераментов. Не смотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой - смесью «соков» в организме индивида.

Конституционные теории темперамента

Основной идеей этого подхода, первым шагом к классификации индивидуальных психических черт стало установление корреляции между типами телесной конституции, с одной стороны, и конкретными психическими заболеваниями - с другой.

Именно эту стратегию использовал немецкий психиатр Э. Кречмер для построения основных типов телесной конституции. По результатам тщательного обследования 260 его пациентов таких типов оказалось три: а) астенический (или лептосомный), б) атлетический, в) пикнический.

Астенический (от греч. asthenes - слабый) тип телосложения характеризуется, прежде всего, сочетанием среднего роста по высоте и слабого роста по ширине, от чего люди этого типа кажутся выше, чем на самом деле. Его общая картина представляет собой худого человека с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Лицо астеника обычно длинное, узкое и бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью, и поэтому по форме его называют угловым.

Атлетический(от греч. athletes - борец) тип отличает сильное развитие скелета и мускулатуры, туловище по ширине значительно уменьшается книзу. Люди этого типа обладают средним или высоким ростом, широкими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом. Голова у атлетиков плотная и высокая, она прямо держится на сильной свободной шее, а лицо имеет обычно вытянутую яйцевидную форму.

Пикнический (от греч. pyknos - плотный) выделяется сильным развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) - при слабом двигательном аппарате (плечевого пояса и конечностей). Пикники - люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая створчатая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, который является своего рода центром данного типа телосложения (по сравнению с плечевым поясом у атлетиков). Фронтальное очертание лица напоминает пятиугольник (за счет жировых отложений на боковых поверхностях челюстей), само же лицо - широкое, мягкое, закругленное. По общему эстетическому впечатлению лица астенического и атлетического типа - интереснее, пикнического - правильнее.

Для доказательства связи между телесными и психическими особенностями людей указанные типы телосложения были соотнесены с двумя основными видами душевных расстройств. Первое из них - маниакально-депрессивный психоз. Второе заболевание - шизофрения - характеризуется бедностью (уплощенностью) эмоциональной сферы и реальностью в мышлении, нередко доходящей до бредовых фантазий и галлюцинаций. Результаты соотнесения показали высокую корреляцию между этими типами психических заболеваний: а) циркулярного психоза с пикническим строением тела и б) шизофрения с астеническим и атлетическим.

Этот факт стал основным аргументом классификации Кречмера. Если бы теперь удалось показать принципиальное сходство типичных психических качеств при названных заболеваниях с характерологическими особенностями нормальных людей, то вывод о связи между определенным строением тела и типом характера был бы закономерен. Кречмер попытался установить это сходство, высказав предположение об отсутствии резкой грани в индивидуальных характерах между нормой и патологией.

Психические черты и особенности социального поведения двух общих «биотипов» наиболее ясны и отчетливы в их переходных формах у циклоидов и шизоидов. Диаметрально различны они по отношению к миру и себе, к другим людям и практическим занятиям, по характеристикам эмоциональной сферы.

Циклоидные люди обычно мягки, радушно общительны, добросердечны, обладают чувством юмора. В отношении к окружающему миру они реалистичны и легко приспосабливаются, не противопоставляя своей индивидуальности и не желая подчинять его какой-либо системе. Скорее они могут слиться со средой, в радости и горе их первое желание «высказаться, высмеяться и выплакаться». Способные глубоко сопереживать другим людям, циклоиды принимают их во всеми наличными качествами, не всегда будучи последовательными и принципиальными. В работе они обычно деятельны (исключая, конечно, периоды депрессии), прилежны, предприимчивы, причем нередко до суетливости, их способности и желанию трудиться недостает, однако, постоянства и настойчивости в достижении цели. Эмоциональные переживания, настроения циклоидов распределяются между полюсами бурной, восторженной веселости и меланхолической печали, грусти. Смены этих «полюсов» могут быть более или менее частыми; но интересно, что даже при сильной выраженности одного из них (например, маниакального) частично присутствует и другой (депрессивный).

Шизоидные люди замкнуты, раздражительны, ироничны и почти полностью сосредоточены на своей внутренней жизни. Часто они бывают подчеркнуто равнодушны к внешнему миру, хотя резко отличая себя от него, могут требовать перемен, отстаивать свои принципы «назло фактам», ревностно сравнивать их с принятыми нормами жизни. Типичная для шизоидов склонность к самоанализу может быть глубокой по содержанию, но главное - всегда подчинена определенной системе, будь то «система» стадий собственного развития или сочетания цветов в одежде. В общении с другими они либо выбирают узкий круг (обычно считая его кругом «избранных»), либо сугубо поверхностно, без подлинного личностного контакта. Если ж такой контакт установлен, в дружбе и в любви, шизоид требует самых серьезных обязательств - по принципу «все или ничего», выбранный им человек должен отвечать построенному идеальному образцу. Исключительно важным, возвышающимся над обыденностью представляется шизоиду и то дело, которому он себя посвящает, в отдельных фактах, сиюминутных событиях он видит проявления «вечных» проблем, стремясь создать общую систему их закономерного разрешения. Сфера эмоциональных переживаний шизоидов также имеет два «полюса»: сентиментальная болезненная уязвимость тонко чувствующего эстета и эмоциональная тупость, редукция аффекта до полного безразличия ко всему. В конкретных индивидуальных случаях обе эти крайности, также как и у циклоидов, дополняют друг друга: за демонстративным равнодушием скрывается чрезмерная нежность и ранимость, а фоном чувствительной, интимной откровенности оказывается холодность и неприступность.

Теория высшей деятельности

В основу классификации типов нервной системы Павлов положил:

1) силу основных нервных процессов - раздражительного и тормозного;

2) уравновешенность возбуждения и торможения;

3) подвижность этих процессов.

Сила нервной системы определяется как к раздражительному, так и к тормозному процессу. Она прежде всего выражается в способности «выносить» сильные раздражители. Сильный тип - с большим запасом такого вещества, слабый - с малым. Слабая нервная система, когда на нее действуют очень сильные раздражители, истощается и дает неврозы. Работоспособность сильной нервной системы выражается в легкости установления условных связей при сверхсильных раздражителях.

Согласно принципу силы нервной системы, Павлов противопоставляет меланхоликов, как представителей слабого типа сангвиникам и холерикам как типам сильным.

Следующим принципом различения типов является принцип уравновешенности процессов возбуждения и торможения или способности уравновешивать процесс возбуждения процессом торможения. Надо отметить, что этот принцип первоначально был положен Павловым в основу его классификации типов.

Он различал два крайних типа: возбудимый и тормозной и два центральных, уравновешенных. По принципу уравновешенности, возбуждение и торможение среди сильных типов выделятся в качестве неуравновешенного холерик. Хотя слабый тип нервной системы отличается слабостью обоих процессов - как возбуждения, так и торможения, однако и на этом уровне встречаются типы уравновешенные и неуравновешенные.

Третий принцип типологии нервной системы - ее лабильность, подвижность, то есть легкость смены возбуждения торможением или, обратно, торможения возбуждением на одном участке коры. Этому принципу особенно в последних своих высказываниях, Павлов предавал весьма большое значение. Сангвиник, как обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы нередко признавался Павловым наиболее совершенным типом, но одновременно с этим он часто подчеркивал весьма положительные черты флегматического, а иногда и безудержного типа.

В свете последних исследований многих психологов надо отказаться от каких-либо попыток сравнивать темперамент как психическое свойство личности с типом нервной деятельности или нервной системы. То, что тип нервной системы - физиологическая основа темперамента, и при том однозначная, то есть, что темперамент физиологически зависит от типа нервной системы, не означает приравнивания темперамента к свойствам этого типа - темперамент характеризуется своими психологическими чертами.

Тип, по Павлову, «основная характеристика» нервной системы, кладущая отпечаток на всю деятельность человека, конечно, тем самым является одной из основ характера. Но Павлов вместе с тем твердо и определенно разграничивал тип (нередко называвшийся им темпераментом) и характер. Под типом нервной системы следует понимать ее врожденные качества, а под характером - прежде всего то, что приобретено нервной системой под влиянием жизненного опыта и в первую очередь воспитания.

Таким образом, тип нервной системы, является только одной из основ характера, но не является характером человека и не предопределяет его. Однако все те черты, которые приобретаются в течение жизненного опыта и которые, по взглядам И.П. Павлова, составляют главным образом характер, формируются не на пустом месте, а связаны с определенным прирожденным типом, с некоторыми «данными» силы, уравновешенности и подвижности нервной системы. Наибольшее же значение для характера имеет воспитание и отсюда не унаследованный тип, а пластичность нервной организации. Именно на пластичности нервной системы основан характер как по преимуществу та организация нервных процессов, которая связана с влиянием среды.

Наши рекомендации