Понятие о воле. Волевые качества человека

Лекция № 6 Воля и характер

§ 1. Понятие о воле. Волевые качества человека. Что такое воля чело­века. Каковы основные признаки волевого поведения. Как волевая регуляция поведения связана с другими факторами, помимо воли оказывающими на не­го влияние. Что такое волевые качества личности. Как волевые качества личности формируются и развиваются.

§ 2. Характер человека. Что называют характером человека. Чем хара­ктер человека отличается от его темперамента. Какова структура харак­тера. Что называют акцентуированными чертами характера. Под влияни­ем каких условий акцентуированные черты характера могут появиться и со­храниться у человека. Как характер связан с другими особенностями лично­сти человека.

§ 3. Типы характеров людей. Что такое типология характеров. Как строятся типологии характеров людей. Что представляет собой типология характеров по Э. Кречмеру. Как устроены типологии характеров, созданные К. Леонгардом и А. Личко. В чем суть типологии характеров по Э.Фромму.

§ 4. Формирование характера человека. Когда начинает складываться характер человека. Как формируется характер человека в детстве. Под вли­янием каких факторов складываются черты характера. Как меняется хара­ктер человека в течение его жизни.

Понятие о воле. Волевые качества человека

Что такое воля человека.Воля — одно из самых слож­ных явлений психологии человека, определить его довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз дела­ли раньше, применительно к другим сложным психологиче­ским явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.

Воля — это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологиче­скими явлениями и поведением человека.

Воля — это форма внутреннего контроля поведения со сто­роны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.

Воля — это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называет­ся произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию.

Воля — это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать по­ставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути Воля — это то, благодаря чему человек способен делать со­знательный выбор в тех случаях жизни, когда он сталкивает­ся с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.

Воля — это то, чем отличается поведение человека от по­ведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни од­но животное в отличие от человека не в состоянии контро­лировать свое поведение.

С древнейших времен до наших дней проблема воли чело­века привлекала к себе внимание ученых. Ни одно из напра­влений в психологии, за исключением, пожалуй, бихевио­ризма, не отрицало факт существования воли у человека. Почти все учебники по психологии, независимо от того, кем и когда они были написаны, так или иначе затрагивали и обсуждали проблему воли человека.

Вместе с тем, ни в одной из традиционных проблем пси­хологии мы до сих пор не остаемся столь же далеки от по­нимания ее природы, как в проблематике воли. Несмотря на столетия, затраченные не одной сотней ученых-психологов на изучение этой проблемы, мы в ее решении до сих пор ос­таемся примерно на уровне XVII в. Иными словами, более чем за 300 лет, прошедших с того времени, наука почти не продвинулась вперед в понимании сущности воли и волевой регуляции поведения человека.

Попробуем кратко ответить на вопрос, почему это так.

Во-первых, воля — это чисто субъективное явление, не имеющее, в отличие от других психологических явлений, никаких специфических внешних проявлений или физиоло­гических признаков, по которым можно было бы ее изучать и оценивать1.

1 Утверждая это, мы отнюдь не отрицаем возможность научного, в частно­сти экспериментального, изучения воли человека. Подобного рода исследова­ния ведутся с начала XX в.; в них используются некоторые объективные при­знаки проявления воли и даже методы ее измерения. Однако и в этих исследо­ваниях о воле человека судят косвенно.

Во-вторых, мы не располагаем какими-либо данными анатомо-физиологического характера, относящимися к воле человека. Совершенно непонятно и неизвестно, какие про­цессы, происходящие в мозге человека, связаны с волей, какие структуры головного мозга отвечают за волевую регуля­цию поведения.

В-третьих, воля и в психологии обычно определяется не прямо, а косвенно — через другие известные явления, на­пример, через сознание, мышление, мотивы и потребности человека.

Один из возможных путей выхода из этой сложной ситуа­ции ученые видят в том, чтобы иметь дело не с волей, а с так называемым волевым поведением, сравнивая его с другими видами поведения и выявляя признаки, которыми такое по­ведение отличается от поведения, в регуляции которого воля не участвует. В связи с этим необходимо ответить на вопрос:

Каковы основные признаки волевого поведения.Эти признаки можно вывести из данного выше, разностороннего описательного определения воли. Волевым называется такое поведение человека, которое:

— сознательно контролируется самим человеком;

— является целенаправленным;

— связано с принятием решений;

— соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целе­направленное поведение;

— предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Эти пять признаков отличают волевое поведение от без­вольного поведения — такого, в управлении которым воля активного участия не принимает. Наличие любого из ука­занных признаков является достаточным для того, чтобы со­ответствующее поведение человека назвать волевым. Отсут­ствие всех пяти признаков означает, что мы имеем дело с безвольным поведением. Во всех остальных случаях мы го­ворим о частичном участии воли в регуляции поведения.

Примеров такого поведения, в регуляции которого воля участия не принимает, довольно много. Это все виды поведе­ния, выполняемые, например, на бессознательном уровне. К ним относятся непроизвольные действия и автоматические реакции человека на какие-либо внутренние импульсы или внешние воздействия. Это также поведение человека под влиянием галлюцинаций, в состоянии бреда, под воздейст­вием гипноза, во сне или в полусонном состоянии.

Понятие о воле. Волевые качества человека - student2.ru Абсолютное большинство случаев, связанных с автомати­ческой психической регуляцией органических процессов, также относится к безвольному поведению.

Вообще для человека характерно сочетание волевого и безвольного поведения. Волевое поведение в деятельности преобладает, когда то, что делает человек в данный момент, имеет для него особенное значение или когда на пути целе­направленной деятельности возникают труднопреодолимые препятствия, которые необходимо понять, осознать, принять разумное решение относительно того, как действовать в сло­жившейся ситуации.

Как волевая регуляция поведения связана с другими факторами, помимо воли оказывающими на него влияние.Существование волевого поведения, в регуляции которого во­ля не принимает активного участия, ставит сформулирован­ный выше вопрос о соотношении волевой и не волевой регу­ляции поведения. Дело в том, что практически невозможно четко разделить все виды поведения человека только на две группы: волевое или безвольное. Фактически дело обстоит таким образом, что волевые и не волевые акты чаще всего со­четаются друг с другом в одном и том же поведении, и, кро­ме того, один и тот же поведенческий акт в один момент вре­мени может оказаться безвольным, а в другой момент време­ни превратиться в волевой акт. Поясним сказанное.

Всякая деятельность человека, направленная на удовле­творение некоторой актуальной потребности, состоит из дей­ствий, каждое из которых связано с достижением промежу­точной цели на пути к полному удовлетворению соответству­ющей потребности. В свою очередь всякое действие может быть выполнено разными способами, то есть с помощью раз­личных операций.

Некоторые действия, входящие в состав деятельности, яв­ляются сравнительно простыми и настолько привычными для человека, что для их выполнения не требуются ни воля, ни сознание. Эти действия в структуре деятельности обычно выполняются легко, точно, быстро, автоматически, и для их выполнения воля практически не требуется. Другие дейст­вия, включенные в состав той же деятельности, являются сложными, требуют сознательного контроля и выполняются при участии воли. Такая ситуация характерна практически для всех, достаточно сложных, освоенных в процессе жизни, видов деятельности человека и, следовательно, является ти­пичной. Она составляет, скорее, правило, чем исключение, в жизни человека.

Допустим, что, осваивая некоторое новое действие, чело­век сталкивается с трудностями на пути его быстрого, точ­ного и правильного выполнения. Преодолевая эти трудно­сти, он, естественно, будет использовать волю, и соответст­вующее действие поначалу выступит как волевое действие. Через некоторое время, когда это действие будет достаточно хорошо освоено, оно может уйти из сферы сознательного контроля, и воля в его осуществлении уже не будет прини­мать участия.

Может случиться, что по какой-либо причине человек не сможет легко, быстро и правильно выполнить соответствую­щее действие. Он обратит на него внимание, пытаясь понять и осознать, что произошло. Предположим, что на пути вы­полнения соответствующего действия возникло препятствие (человек устал, болен, что-либо другое, не зависящее от не­го, мешает ему выполнить соответствующее действие), кото­рое необходимо преодолеть. На время преодоления данного препятствия действие вновь на некоторое время становится волевым.

Что такое «волевые качества личности».Когда мы пользуемся понятием «воля», мы с его помощью характери­зуем не только поведение человека, но и его самого как лич­ность. Мы, например, говорим: «Этот человек, безусловно, волевой, а тот человек, вероятно, безвольный». Пользуясь подобного рода высказываниями, мы имеем в виду, что лю­ди могут обладать или не обладать некоторыми особенными качествами личности, которые называются волевыми.

Такие качества действительно существуют. Их можно оп­ределить как свойства характера человека, в которых прояв­ляется его воля. К этим свойствам относятся, например, уп­рямство, упорство, целеустремленность, настойчивость, от­ветственность, обязательность, исполнительность и ряд дру­гих личностных свойств. Знакомство с перечнем таких свойств показывает, что человек как личность может быть по-разному оценен с точки зрения уровня развития этих свойств. Например, такие волевые свойства, как упрямство и упорство, характеризуют человека как не очень высоко развитую личность, а целеустремленность и ответственность, напротив, представляют человека как высокоразви­тую личность. Отсюда вытекает, что по мере того, как лич­ность развивается, совершенствуются и ее волевые качества. Это, в свою очередь, ставит перед нами следующий вопрос:

Как волевые качества личности формируются и раз­виваются.Прежде чем отвечать на данный вопрос, пере­формулируем его следующим образом: как развивается во­ля человека в целом и вместе с ней — его отдельные воле­вые качества?

Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни.

Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля и они могут ее демонстрировать.

Но остается без ответа вопрос о том, когда соответствую­щие качества личности только начинают формироваться у ре­бенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а ме­жду двумя и тремя годами они уже существуют и проявляют­ся. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психо­логическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ре­бенка появляются первые настойчивые действия, направлен­ные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно про­исходит между первым и вторым годами жизни ребенка.

Строго говоря, эти, наиболее ранние по времени своего по­явления, действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механиче­ское повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоя­тельно осуществляемых человеком, собственно волевых дей­ствий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий стано­вятся уже не внешними (поощрение или поддержка со сто­роны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось пре­одолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться соб­ственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является са­мостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерно с б—8 месяцев. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает яв­ное удовольствие.

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведе­ния, относящиеся ко второму-третьему году жизни, и свиде­тельствуют о том, что у детей сформировались так называе­мые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямст­во, то есть о качествах, которые характеризуют сравнитель­но невысокий уровень волевого развития человека.

О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше в преддошкольном возрас­те. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности — играх, а также, отчасти, в общении, в уче­нии и труде, начинают проявляться настойчивость, целе­устремленность, ответственность, то есть собственно вто­ричные волевые качества личности.

Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении являет­ся подростковый период, так как для многих подростков хи­ла воли становится одним из самых ценных качеств лично­сти и почти все дети этого возраста начинают целенаправлен­но и активно развивать свою волю.

Понятие о воле. Волевые качества человека - student2.ru К концу подросткового и к началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформи­ровавшимися. Практически это означает следующее. Во-пер­вых, если к этому возрасту воля человека оказалась разви­той, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется. Во-вторых, если воля у человека отсутст­вует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться. В-третьих, подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане разви­ваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

За пределами юношеского возраста, то есть после 25—30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Ес­ли к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется, если к этому возрасту он ока­зался безвольным, то, скорее всго, останется таким в даль­нейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического разви­тия (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменя­ется. Те перемены волевого характера, которые могут проис­ходить, а иногда действительно происходят после 25—30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобре­тает все более разумный, сознательный и взвешенный хара­ктер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он прихо­дит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает про­являть свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, нера­зумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Характер человека

Что называют характером человека.Характер челове­ка представляет собой совокупность базисных черт лично­сти, от которых зависят устойчивые формы социального по­ведения, поступки человека, рассчитанные на оказание оп­ределенного влияния на других людей.

Когда мы говорим о характере человека, предполагаем, что речь идет о чем-то достаточно устойчивом, свойственном (характерном) только для конкретного человека. Иными словами, если человек имеет характер, то он, во-первых, проявляется у него почти всегда и почти во всем, во-вторых, человека всегда можно узнать по его характеру. Если нам опишут поступки, которые совершает некоторый человек, и если перед нами стоит задача узнать его по поступкам, то мы сможем это сделать.

Такое определение характера сложилось в психологии во второй половине XX в., когда произошла дифференциация понятий, связанных с проблематикой личности, и были раз­ведены между собой понятия «личность», «характер» и «темперамент» — наиболее близкие друг к другу по своему содержанию.

Характер человека всегда проявляется в человеческих от­ношениях. Вряд ли кто-либо будет демонстрировать свой ха­рактер, если никто за этим не наблюдает и не оценивает. На­против, чем больше внимания окружающие люди уделяют человеку, тем больше у него желания показать свой харак­тер. Демонстрация человеком своего характера часто пресле­дует цель произвести на других людей определенное впечат­ление, добиться в общении с ними вполне определенного ре­зультата.

Такое понимание характера в психологии сложилось да­леко не сразу. В самом первом его употреблении, которое в какой-то мере сохраняется до сих пор в ненаучной литерату­ре и в повседневном языке, слово «характер» используется как достаточно близкое по своему значению к слову «лич­ность». Это не случайно: характер действительно составляет основу человеческой личности.

Было время, когда термином «характер» определяли лю­бые индивидуальные особенности человека, не обязательно относящиеся только к его личности, включающие в себя и особенности психических процессов, и особенности психиче­ских состояний. Именно в этом, расширенном смысле слова используется данный термин иногда и сейчас, когда говорят о чем-либо, характерном для конкретного человека.

Чем характер человека отличается от его темперамен­та.Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:

• Темперамент человека является врожденным, а харак­тер — приобретенным.

• Темперамент определяется биологическими особенно­стями организма человека, а его характер — социаль­ной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируют­ся разные типы характеров, в то время как о типах тем­перамента этого сказать нельзя.

Понятие о воле. Волевые качества человека - student2.ru Темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.

• Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценно­стных терминах, в то время как типы и черты характе­ра поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.

• Применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по от­ношению к характеру — термином «черты».

Какова структура характера. Характер человека состоит из нескольких групп черт личности. Среди этих черт можно выделить первичные и вторичные черты, деловые и комму­никативные черты, мотивационные и инструментальные черты. Отдельно рассматривают также нормальные и ано­мальные черты характера, а также занимающие промежу­точное положение между ними — акцентуированные черты характера человека.

Первичными называют такие черты характера, которые в процессе индивидуального развития человека появляются раньше других и на основе которых формируются и разви­ваются другие черты характера. К примеру, обычно раньше других в онтогенезе возникают такие черты характера, как экстраверсия и интроверсия, а далее на их основе уже могут формироваться общительность и замкнутость. Иногда пер­вичные черты характера называют базисными, как и анало­гичные черты личности. В связи с тем что характер челове­ка составляет основу его личности, одни и те же названия часто даются и чертам личности, и чертам характера.

Вторичными называют черты характера, которые форми­руются и развиваются позднее, чем первичные черты, при­чем на основе других, уже образовавшихся у конкретного человека черт характера. Обычно в качестве вторичных вы­ступают те черты характера, которые сложились в школь­ном или в более позднем возрасте.

Если первичные черты характера могут возникать сами по себе, tо для формирования вторичных черт характера че­ловека необходима какая-либо основа. Отличие вторичных черт характера от первичных его черт состоит еще и в том, что первичные черты характера изменяются мало и остают­ся стабильными в течение всей жизни человека (поэтому их часто путают со свойствами темперамента). Вторичные чер­ты характера могут меняться в течение жизни человека.

Иногда для того, чтобы отличить эти черты характера друг от друга, пользуются терминами «базисные черты» и «ситуационные черты». С помощью этих разных терминов хотят подчеркнуть, что базисные — это черты, составляю­щие основу человеческой личности и проявляющиеся у че­ловека всегда и везде, в любых жизненных ситуациях, а си­туационные — черты, которые проявляются только в специ­фических жизненных условиях. Например, экстраверсия и тревожность могут выступать и как базисные, и как ситуа­ционные черты характера. В первом случае человек всегда и везде будет вести себя как экстравертированная и высоко­тревожная личность, а во втором случае он будет проявлять себя так только в отдельных жизненных эпизодах, напри­мер, при посещении официальных лиц, в общении с незна­комыми людьми или во время экзаменационных испытаний.

Деловыми называют черты характера, которые проявля­ются в работе, при выполнении какого-либо дела, не связан­ного с общением с людьми. Это, например, трудолюбие, от­ветственность, аккуратность. Коммуникативные — это чер­ты характера, которые проявляются в общении с людьми. К таким чертам характера относятся, например, контакт­ность, общительность, доброта, внимание к людям.

Мотивационные — это черты характера, от которых зави­сят активность и направленность поведения. Как правило, в качестве таких черт характера выступают те, которые одно­временно являются потребностями или мотивами поведения данного человека. К ним относятся интересы человека, его побуждения, а также все то, что инициирует активность че­ловека, поддерживает и направляет ее в определенное русло. Когда мы ставим вопрос: «Что лежит в основе поведения че­ловека?» и пытаемся найти на него ответ, мы фактически обращаемся к выявлению актуально действующих мотивационных черт характера данного человека.

Инструментальные — это черты характера, которые при­дают поведению человека тот или иной стиль, то есть побу­ждают людей в одних и тех же жизненных ситуациях, под влиянием одних и тех же интересов и потребностей вести себя по-разному. Буквально термин «инструментальный» оз­начает «служащий средством достижения цели». Именно так и понимаются инструментальные черты характера. Зная их, мы можем ответить на вопрос о том, почему в данной си­туации конкретный человек в отличие от других людей ве­дет себя именно так.

Нормальными называют такие черты характера, которые есть у психологически здоровых людей, аномальными — те черты характера, которые свойственны людям с различны­ми заболеваниями, то есть такие, которые проявляются и наблюдаются у человека только при тех или иных заболева­ниях. Например, определенные черты характера нередко можно обнаружить у больных шизофренией, у больных ис­терией, маниакально-депрессивным психозом, а также при различного рода неврозах. У вполне здоровых людей такие черты характера обычно отсутствуют или выражены гораздо менее заметно, чем у больных.

Следует отметить, что нормальными и аномальными мо­гут быть такие черты характера, которые имеют одинаковые названия. Например, тревожность может быть и нормаль­ной, и аномальной чертой характера; все дело в том, на­сколько она развита и выражена в поведении человека. Ес­ли он проявляет слабый или умеренный уровень тревожно­сти, то его характер в данном отношении находится в преде­лах нормы; если же человек проявляет повышенный или чрезмерный уровень тревожности, нарушающий его нор­мальное поведение, то соответствующая черта характера бу­дет рассматриваться уже как аномальная.

Что называют акцентуированными чертами характера.Между нормальными и аномальными чертами характера че­ловека нет таких четких границ, чтобы относительно любой черты характера можно было вполне определенно сказать, нормальная она или аномальная. Чаще всего реальные чер­ты характера человека представляют собой все возможные варианты перехода от нормы к патологии, и среди них име­ется немало черт, относительно которых нельзя определенно утверждать, нормальные они или аномальные. Иными сло­вами, есть немало черт характера, которые по степени сво­его развития и проявления в поведении человека находятся между нормой и патологией. Обычно такие черты называют акцентуированными чертами характера. Акцентуированные — это черты характера, которые осо­бенно сильно выражены у человека на фоне его остальных черт характера. Под этим обычно понимается то, что данный человек довольно часто, в самых разнообразных ситуациях жизни демонстрирует соответствующую черту характера, причем проявляет ее гораздо сильнее, чем все остальные.

Акцентуированными также называют такие черты харак­тера, степень развитости которых у человека находится ме­жду нормой и патологией. Если уменьшить силу такой чер­ты, то она станет обычной, нормальной чертой характера; если, напротив, несколько увеличить силу проявления та­кой черты, то она превратится в аномальную черту харак­тера.

Акцентуированными могут стать любые черты характера: деловые, коммуникативные, мотивационные, инструмен­тальные, первичные и вторичные. Акцентуированные черты характера довольно распространены среди людей и в той или иной форме встречаются практически у всех. Особенно много таких черт у подростков, а также у людей, склонных к неврозам, и это касается не невротических состояний, а тех особых психологических состояний, которые у них на­блюдаются в отсутствие соответствующих заболеваний. Это, например, повышенное беспокойство или тревожность.

Под влиянием каких условий акцентуированные черты характера могут появиться и сохранитьсяу человека.Та­ких условий несколько. Акцентуации в характере человека могут возникнуть вследствие неблагоприятных условий жизни, неправильного воспитания. При этом появляются, закрепляются и обостряются определенные отрицательные черты характера. Они могут стать, например, защитной ре­акцией на неправильное обращение с ребенком со стороны окружающих людей. Так, нередко у детей появляются аг­рессивность и повышенная тревожность как реакция на про­явления агрессивности со стороны окружающих или как ре­акция на стрессовые ситуации.

Другой возможной причиной акцентуаций характера мо­жет стать врожденная склонность человека к некоторым видам нервных или психических заболеваний. Такая склонность действительно существует, например, к шизо­френии или к маниакально-депрессивному психозу. Люди, генетически предрасположенные к подобным заболеваниям, обычно и в реальной жизни проявляют те черты хара­ктера, которые у них же могут обнаружиться в резко вы­раженной патологической форме в периоды обострения со­ответствующих заболеваний. Не случайно многие акценту­ации характера называются точно так же, как и соответст­вующие нервные и психические заболевания. К примеру, человека, имеющего акцентуации характера, аналогичные патологическим чертам характера больного шизофренией, называют шизоидом, а человека, имеющего акцентуиро­ванные черты характера, похожие на аномальные черты характера больного маниакально-депрессивным психозом, называют шизотимиком.

Третья возможная причина появления акцентуированных черт характера — кризисно-возрастная. Дело в том, что в определенные возрастные периоды жизни человека, а имен­но — в периоды возрастных кризисов1, возникновение вре­менных акцентуаций характера более вероятно, чем в дру­гие периоды жизни.

1 Возрастной кризис — это сложное, довольно противоречивое психологиче­ское состояние человека, которое нередко возникает при переходе из одного возраста в другой, например из младшего школьного в подростковый или из юношеского в зрелый. Возрастной кризис характеризуется, в частности, тем, что человек оказывается не в состоянии полностью удовлетворять свои старые или вновь возникающие потребности, но не желает отказываться от них.

Такое часто происходит, например, в подростковом возрасте, в период возникновения многих тру­дноразрешимых психологических и поведенческих проблем, а также в период жизни, известный как переход из зрелого возраста в старческий. Примерно то же самое случается, ко­гда человеку приходится переосмысливать прошлое, менять свои взгляды, образ жизни, отношения с людьми.

Наконец, акцентуации характера могут проявиться вследствие некоторых органических заболеваний, в частно­сти, заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечных заболеваний, болезней эндокринной сис­темы. В этих случаях нередко резко ухудшается самочувст­вие человека, его плохое настроение начинает проявляться в повышенной раздражительности, в обострении отношений с окружающими людьми. Будучи не в состоянии справиться со своим плохим самочувствием и настроением, сделать луч­ше свои отношения с людьми, человек в ответ на неблаго­приятное отношение к нему со стороны окружающих людей, обусловленное его собственным поведением в общении с ни­ми, начинает проявлять в качестве защитной реакции дале­ко не лучшие черты своего характера.

В заключение следует отметить, что, хотя чаще всего ак­центуированными называют отрицательные черты характе­ра, однако в качестве них могут выступать и некоторые по­ложительные черты. По той причине, что они не ведут к ухудшению взаимоотношений с людьми и не доставляют особого беспокойства человеку, на них обычно обращается меньше внимания, чем на отрицательные акцентуированные черты характера.

Типы характеров людей

Что такое типология характеров.Под типологией хара­ктеров понимают классификацию типов характеров, кото­рые чаще всего встречаются у людей. В свою очередь тип характера предполагает определенное, достаточно устойчи­вое сочетание определенных черт характера — такое, кото­рое встречается в жизни чаще, чем другие возможные их со­четания.

Черт характера довольно много, как минимум около 1501, и они могут сочетаться друг с другом в личности че­ловека различными способами.

1 Это примерное число черт характера, существование которых у людей эксперимен-тально доказано методом факторного анализа.

В связи с этим, естественно, возникает вопрос: существуют ли типы характеров? Пред­полагается существование именно типичных сочетаний черт характера.

Понятие о воле. Волевые качества человека - student2.ru На него можно ответить утвердительно, и вот по каким причинам. Прежде всего, определенные, преимущественные сочетания черт характера в действительности существуют. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно допол­няющие черты характера человека, скажем, открытость, по­рядочность, принципиальность и честность. Речь может ид­ти о сочетаниях черт характера, которые не противоречат друг другу. К примеру, в явном противоречии друг с другом могут находиться такие черты характера, как непорядоч­ность и честность, и их сочетание вряд ли образует опреде­ленный тип характера человека. В характере человека обыч­но сохраняются, подкрепляя и поддерживая друг друга, такие черты, которые делают его целостной, гармоничной лич­ностью, а его поступки последовательными.

Известно, что в характерах людей могут существовать и противоречия. Они появляются вследствие того, что одни черты характера человека оказываются не вполне совмести­мыми с другими. Это приводит к тому, что и в поведении че­ловека начинают проявляться аналогичные противоречия и непредсказуемость.

Подобные противоречия вызывают неудовольствие со сто­роны окружающих людей, которые оказываются не в состо­янии приспособиться к такому человеку. Кроме того, этот человек часто страдает сам и старается избавиться от тех противоречий, которые имеются в его характере. Указанные тенденции наряду с теми, которые были обозначены выше, также способствуют образованию типов характеров людей.

Следует заметить, что существует не только множество различных черт характера, но и немалое количество их все­возможных типов. Кроме того, в рамках различных теорий личности, например в русле теории черт (мы выше опреде­лили характер человека, исходя именно из этой теории), теории социальных ролей, психоаналитической теории и гу­манистической теории, характер человека понимается по-разному. Например, в теории социальных ролей это будет типичное для конкретного человека сочетание жизненных ролей, которые порождают поступки, рассчитанные на ока­зание определенного влияния на людей. В психоаналитиче­ской теории характер человека определяется через соотно­шение Ид, Эго и Суперэго, а также через предпочитаемые человеком защитные механизмы Эго. В гуманистической теории личности нет точного определения характера, но можно предположить, что оно связано с той или иной иерар­хией потребностей человека. Из сказанного вытекает, что возможны также типологии характеров людей, основанные на различных теориях личности.

Как строятся типологии характеров людей.Выясним, каким образом были созданы типологии характеров, с кото­рыми мы ознакомимся далее.

Наши рекомендации