Методика изучения букв и обучение позиционному чтению; возможности букварной страницы и дополнительных пособий для осуществления этой работы
Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы,который применяется в букварный период.
Анализ
1. Выделение из речи предложений.
2. Деление предложений на слова.
3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.
4. Деление слова на слоги, установление их количества.
5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.
6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.
7. Обозначение выделенного звука буквой.
Синтез
1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).
2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.
3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.
4. Чтение предложений и связных текстов.
Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.
При использовании приемов звукового анализаставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.
Выделение нового звука,т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как:
1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» – звук [и]);
2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма;
3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж);
4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);
5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш] [с] [ж] (Шура,Саша);
6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);
7) выделение звонких согласных в начале слона со стечением согласных (брат,грач).
Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети буду обучаться в последующих классах.
Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем).
Схемы-моделиявляются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковойанализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем предлагаются следующие схемы.
Обучение грамоте продолжается при обучении детей:
с семи лет — 3,5 месяца;
с шести лет —7,5 месяца.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовитель (14 дней у семилеток и 54 дня у шестилеток) и основной (букварный).
Подготовительный периодимеет свои цели:
– приобщение детей к учебной деятельности;
– усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;
— подготовка к чтению и письму;
— выявление степени готовности учащихся к обучению.
В подготовительном периоде выделяются две ступени. На первой ступени,безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние.В это же время происходит знакомство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.
На второй ступениподготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквамиобеспечивает ориентировкуна гласные при обучении чтению. С буквойэзнакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированнымие, я, ё, ю— также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.
Основной периодхарактеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:
— изучение всех букв;
— усвоение сочетаний букв;
— практическое усвоение правил графики;
— выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;
— развитие интереса к чтению, к литературе;
— развитие речи и мышления.
Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.
На первой ступенибукварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.
На второй ступенибукварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного
На третьей ступенизначительно возрастает объем чтения (несколько тестов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи (высказывания по картинке, активизация и обогащение словаря).
На четвертой ступеничитают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.
В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению с использованием книги Н. Н. Светловской «Учимся любить книгу».
9. Методика обучения русской графике: основные лингвистические понятия, содержание и организация работы.
Знакомство первоклассников с первыми лингвистическими понятиями (речь, предложение, слово) предусматривает установление опознавательных признаков понятия.
Обращение к понятию "речь" предусматривает обсуждение с первоклассниками следующих признаков: речь — это средство общения людей; речь — это средство передачи информации; речь может быть устной и письменной.
Приведем описание этой работы.
Фрагмент урока
Учитель организовал общение детей на какую-то интересную для них чему (кто что любит и чего не любит, о домашних животных, летнем отдыхе и т.п.), сам активно участвовал в разговоре, после чего спросил:
— Интересно ли нам было говорить друг с другом, общаться? Поддержав ответы учеников, продолжил:
— Что именно нам помогло узнать друг о друге, поделиться впечатлениями, обменяться мыслями? Почему мы понимали друг друга?
Возникшая пауза свидетельствует о том, что первоклассники пока не могут найти точный ответ. В этом случае учитель сам предлагает это слово-термин:
— Я подскажу вам: это слово "речь". Вы, конечно, его слышали. Помогала нам общаться наша речь, речь на русском языке.
Целесообразно поместить на доску табличку с этим словом, чтобы первоклассники, уже умеющие читать, смогли его прочитать: РЕЧЬ
Важно не только ввести новое слово, но и обеспечить его использование в активной речевой практике.
Фрагменты уроков
1. Учитель определяет новое содержание беседы с первоклассниками:
- Как вы думаете, там, где живут белые медведи, — тепло или холодно? (Холодно!) Вы уверены? А откуда вы знаете? Вы что, там часто бываете?
Учитель интонационно выделяет слово "знаете". Ученики сообщают: кому-то читала мама, кто-то слышал рассказ дедушки, кто-то смотрел фильм и др.
- Подумайте, можно ли сказать, что вы пользовались речью в то время, когда вам читан! или рассказывали?
Многие дети ответят утвердительно: ведь мы в этот момент общались.
Обобщая ответы учеников, учитель обращает внимание на то, что с помощью речи люди передают и получают знания, поэтому речь нужна человеку и для общения, и для обмена знаниями. Важно уметь слушать и понимать речь.
2. Вот как может произойти знакомство с устной и письменной речью.
- Вчера я получила письмо от подруги, которая живет в другом городе и работает учительницей. Я прочитана письмо, как будто пообщалась с ней. Узнана о том, что ее первоклассники тоже изучают понятие "речь". Как вы думаете, когда моя подруга писала письмо, она пользовалась речью? Пользовалась ли речью я, когда это письмо читала?
Обобщая ответы учеников, учитель подводит детей к выводам: речь помогает людям понимать друг друга, делиться чувствами, договариваться о чем-либо. Наши вопросы, ответы, просьбы, прочитанные сказки и рассказы — все это и есть наша речь.
Понятие "предложение", которое продолжает ряд первых лингвистических понятий, характеризуется несколькими опознавательными признаками, важными для усвоения этого понятия первоклассниками. Во-первых, предложение — это "кусочек" речи и может быть выделено из речевого потока. Во-вторых, предложение можно рассматривать как высказанную мысль. И, в-третьих, предложение имеет интонационную оформленность, на которую непременно следует обратить внимание учеников.
Приведем описание работы, посвященной знакомству первоклассников с признаками понятия "предложение". Форма игры способствует переходу детей от дошкольной игры к учебной деятельности, включающей такую игру.
Фрагмент урока
- Буратино написал вам, ребята, звуковое письмо. Малыгина услышала письмо и сказала, что Буратино не умеет пользоваться речью. Давайте это письмо послушаем и решим, что не поправилось Мальвине?
Звучит первая запись: без интонационной оформленности предложений и без пауз между ними: "Вот и осень пришла наступил сентябрь начались занятия в школе поздравляем первоклассников с новым учебным годом".
- Вы поняли письмо Буратино? (Нет. Письмо не очень понятно.) Поэтому Мальвина решила прочитать письмо по-другому. Давайте послушаем, как оно звучит.
Прослушивается тот же текст, но с правильным интонированием: повышением голоса в начале предложения и понижением в конце, с паузами между предложениями и смысловыми акцентами в них.
— Чем же чтение Мальвины отличается? (Когда Мальвина читала письмо, оно как бы состояло из кусочков. Каждый такой кусочек произносился отдельно.)
— Действительно, наша речь состоит из отдельных частей. В каждой части выражается какая-то мысль. Такие кусочки речи отделяются друг от друга короткими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать высказанную мысль. "Кусочки" речи называются предложениями. Кто уже слышал это слово?
Многим первоклассникам, особенно тем, кто прошел предшкольную подготовку в детском саду или в специальных подготовительных группах, это слово знакомо.
- Еще раз послушаем письмо Мальвины и посчитаем, сколько в нем предложений.
Умение выделять предложения из речевого потока важно для дальнейшего обучения русскому языку. Кроме того, ученики начинают приобретать опыт аналитических действий, которые играют главную роль в формировании лингвистического мышления в целом.
Формирование у первоклассников умения определять количество предложений сопровождается применением первой модели предложения: I_. (!?), в которой показано начало предложения и возможные знаки в конце. Основное упражнение в этот период — определение на слух границ предложения и его схематическая запись. Традиционно такой вид работы в методической науке называют графическим диктантом.
Моделирование в период обучения грамоте служит средством материализации неуловимых ребенком языковых явлений и обеспечивает практические, материальные действия с ними: на первых уроках — это работа с готовыми моделями (схемами), позже — их самостоятельное составление. Моделируются не только понятия (предложение, слово, звук и т.д.), но и правила графики и орфографии, с которыми дети знакомятся в первый год изучения родного языка. Модели и схемы этих правил становятся для учеников своеобразными "опорными сигналами", в которых отражена языковая теория.
Понятие "слово" является центральным в курсе русского языка. В лингвистике слово определяется как "основная семантическая единица языка, которая служит для наименования элементов действительности: предметов, процессов, свойств. Слова закрепляют в памяти и передают знания и опыт людей. С позиций отражения мысли слово — это часть предложения, которая соотносится с предметом мысли как обобщенным отражением определенного участка действительности..." Однако первоклассники знакомятся с двумя существенными признаками: 1) слово имеет значение, т.е. называет предмет, действие, признак; 2) слово — это часть предложения.
Различные аспекты работы над словом в период обучения грамоте были рассмотрены в рекомендациях для учителя многими учеными — педагогами, психологами, методистами. Так, Ш. А. Амонашвили применял прием "собирания разных слов в коробочку". М. С. Соловейчик советует учителям при знакомстве с понятием "слово" продумать работу по "разведению" в понимании учеников самого слова и того, что оно называет. Для формирования у первоклассников понятия "значение слова" в качестве дидактического материала рекомендуется использовать "ненастоящие" слова (квази-слова)[2]. Приведем описание работы, посвященной знакомству с понятием "слово".
Фрагменты урока
1. Работая на уроке с отдельным изданием (книгой) русской народной сказки "Репка", учитель организует беседу.
- Знакома ли вам эта книга? Каково название сказки? Посмотрите на первый рисунок. Произнесите первое предложение этой сказки. (Посадил дед репку.) "Нарисуем" это предложение: |_. Послушайте, как я его произнесу.
Учитель проговаривает предложение, делая утрированные паузы между словами.
- Что заметили? (Предложение распалось на части, на кусочки.) Сколько получилось таких частей? (Три.) Покажем их на модели.
Учитель выполняет на доске запись: |___.
- Каждая такая часть — это слово. Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Второе? Третье? (Ученики называют слова.) Сохранился ли знак в конце предложения? Сравните обе модели предложения. Из какой модели точно известно количество слов в предложении? (Из второй.) Как это показано? (Три отдельных линии.) Кто догадался, как будем обозначать отдельное слово? (Линией.) Теперь мы будем показывать в схеме количество слов в предложении. 2. Учитель продолжает урок:
- Назовите предметы, которые вас окружают. (Парта, доска, пенал.) Я возьму в руки одни предмет. Назовите, что это? (Это пенал.) Как вы думаете, предмет ПЕНАЛ и слово ПЕНАЛ — это одно и то же или нет? (Конечно, это одно и то же.) Проверим: что можно сделать с пеналом? (Взять, открыть, закрыть, убрать в портфель.) Я убираю пенал в стол. А что можно сделать со словом ПЕНАЛ? Можно ли слово ПЕНАЛ открыть, закрыть, положить в портфель? (Нет, невозможно!) Если теперь я задам вам тот же вопрос: слово ПЕНАЛ и предмет ПЕНАЛ — это одно и то же? Как вы теперь ответите? (Это не одно и то же.) Что можно сделать со словом ПЕНАЛ? (Сказать, написать, прочитать, послушать).
- Зачем нам нужны разные вещи (предметы)? (Чтобы мы могли ими пользоваться.) А зачем нам нужны слова? (Чтобы называть предметы, вещи.)
Обобщая ответы детей, учитель конкретизирует результаты подобного лингвистического наблюдения: слова нужны для того, чтобы ими называть предметы, действия, признаки предметов и т.д.[3]