Особенности психофизического развития у детей с ЗПР

Задержка психического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания , который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения.

На первый план выступают неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном интеллекте отмечаются недостаточно выраженный интерес к занятиям по письму, чтению, счету.[14]

Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Однако к 6–7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зависимости от необходимости выполнить ту или иную работу.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На уроках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или на что-то, доставляющее им удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.[15]

Описанные особенности поведения детей с ЗПР при недостаточном знакомстве с ними (например при одноразовом посещении урока) могут создать впечатление, что к ним вполне применимы все условия и требования обучения, предусмотренные для учеников общеобразовательной школы. Однако комплексное (клиническое и психолого-педагогическое) изучение учащихся данной категории показывает, что это далеко не так.

Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно. Как отмечают учителя, нередко дети способны работать на уроке всего 15 – 20 минут, а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается.[16]

В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются.

Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих интенсивного умственного выражения.[17]

В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок, составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой: выполнив пример на деление, нередко осуществляют эту же операцию и в следующем задании, хотя оно на умножение. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют учащихся.

В возрасте 7–8 лет такие учащиеся тяжело входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя. Утомляясь, дети начинают вести себя по-разному: одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, притихают, не досаждают учителю, но и не работают.[18]

В свободное время стремятся уединиться, спрятаться от товарищей. У других, наоборот, возникает повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими.

Для вывода детей из таких состояний требуется время, особые методы и большой такт со стороны учителя.

Осознавая свои затруднения в учебе, некоторые учащиеся пытаются самоутверждаться собственными путями: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную работу (уборка в спальне, в классе), показывают свое «геройство», совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и др.); могут сказать неправду, например, похвастаться какими-либо поступками, которые они не совершали.[19]

В то же время эти дети обычно чувствительны к несправедливым обвинениям, остро на них реагируют, с трудом успокаиваются. Физически более слабые школьники легко подчиняются «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда, когда те явно не правы.

Неправильное поведение, проявляющееся у младших школьников в сравнительно безобидных поступках, может перерасти в стойкие черты характера, если своевременно не принять соответствующих воспитательных мер.

В связи с повышенной утомляемостью учащихся с ЗПР на общеобразовательных уроках особое значение имеет вопрос об использовании уроков физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток во время уроков в классе, а также физкультурных мероприятий на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности аномальных детей.[20]

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции недостатков и совершенствования моторики детей с ЗПР. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяет производить подбор наиболее целесообразных сочетаний упражнений для каждого отдельного случая.

Несовершенная, недоразвитая моторика детей с ЗПР не только существенно затрудняет обучение их двигательным действиям, но и тормозит дальнейшее развитие детей. Как отличается в работах ряда авторов, от состояния моторики в значительной мере зависит и психическое развитие ребенка. А.Н.Леонтьев в работе, посвященной исследованию влияния нарушенных двигательных функций на психику человека, подчеркивает, что психика не просто «проявляется в движении, в известном смысле движения формирует психику».

Ведь именно движение осуществляет непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов.

Физиологической основой коррекции недостатков развития аномальных детей признается компенсация, то есть замещение патологически нарушенных функций центральной нервной системы новыми нервными механизмами сущность процессов, лежащих в основе компенсации раскрывается на основании учения И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, Е.М.Веденского и их учеников по рефлекторной деятельности нервной системы.

Образование новых нервных механизмов возможно благодаря огромной пластичности мозга человека и функциональной многозначности нервных центров за счет условно-рефлекторных связей.[21] Высокую пластичность центральной нервной системы постоянно отмечал И.П.Павлов, указывая, что главнейшее, сильнейшее и постоянно остающееся впечатление от изучения высшей нервной деятельности – это чрезвычайная ее пластичность, ее огромные возможности и что ничего не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяется к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Коррекция недостатков развития детей с ЗПР в процессе физического воспитания осуществляется путем воздействия на ребенка с целью улучшения общего состояния здоровья и поднятия всех функциональных возможностей организма, с одной стороны, и избирательного воздействия с целью исправления и развития пораженной функции и органа, с другой стороны. Занятия физической культурой, наряду с общеразвивающим и оздоровляющим воздействием, оказывают влияние на развитие или исправление отдельных движений, а также исправление деформаций и отклонений в формах тела.

Научными исследования и практикой работы по физическому воспитанию доказано, что при помощи специальных физических упражнений можно изменять формы тела человека. Имеется ряд работ посвященных вопросам исправления деформаций и различных отклонений в формах тела при помощи физических упражнений (В.В.Гориневский, С.М.Иванов, В.К.Крамаренко, В.К.Стасенков и др.). В свою очередь, развитие произвольных движений индивида, а также их восстановление после патологических нарушений зависит от характера двигательной деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.В.Запорожец, А.Р.Лурия и др.).

Из этого следует, что для коррекции недостатков и совершенствования моторики учеников с ЗПР необходимо обеспечить такой характер их двигательной деятельности в учебе, труде и в игре, при котором постоянно оказывалось бы коррекционно-развивающее воздействие на учащегося с учетом их двигательных расстройств.

На основании всего изложенного можно отметить ряд специфических особенностей в вопросе физического воспитания детей с ЗПР.[22]

Итак, психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.

Наши рекомендации