Профессиограмма труда юриста. Профессиональная пригодность личности к юридической деятельности
Профессиграмма труда юриста. Психологическое исследование профессии юриста является неприменным условием научной организации труда.
Эффективность труда юриста зависит от индивидуальных особенностей личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии (следователя, судьи, нотариуса, прокурора и др.)
Профессиограмма - оформленный результат профессиографии, часть которого - психограмма. Профессиография - это описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным критериям. Особое внимание уделяется медицинском и психологическим показателям.
Юридические профессиограммы - это комплексное отражение основных сторон деятельности и качеств личности, которые в ней реализуются.[170]
Деятельность каждой юридической специальности включает в себя следующие компоненты (элементы): социальную, организаторскую, коммуникативную, удостоверительную, воспитательную.
Социальная деятельность - это политическая, государственная деятельность юриста (следователя, судьи и др.), направленная на борьбу с преступностью, правовую пропаганду, перевоспитание преступника и др.
Познавательная деятельность - это установление, нахождение необходимых фактов, а также мысленное оперирование их совокупностью.
В ходе познавательной деятельности решаются многочисленные задачи. Обязательной операцией здесь является построение мыслительной модели. Познавательная деятельность включает в себя анализ и синтез информации об объекте, проведение различных экспериментов и т.д.
Познание может быть направлено на выяснение событий прошлого, исследование настоящего, прогнозирование еще только развивающихся событий (выявление будущего). Например, познавательная деятельность следователя при осмотре места происшествия предполагает активный мыслительный анализ обнаруженных следов и вещественных доказательств. В процессе осмотра он решает множество разнообразных мыслительных задач, позволяющих соотносить воспринятое с объектами, содержащими доказательственную информацию. Здесь большое значение придается умению следователя решать сложные задачи в условиях дефицита информации, времени, благоприятных условий. Немалую роль играют также его интуиция и фантазия. Итогом познавательной деятельности следователя при осмотре места происшествия является определение наличия (или отсутствия) причинной связи между обнаруженными доказательствами и расследуемым преступным событием.
Познавательная деятельность судьи связана с максимальным использованием возможностей судебных процессов и обобщения судебной практики для предупреждения нарушенной законности.
Мыслительная деятельность прокурора в первую очередь направлена на вскрытие причин нарушений закона. Мышление позволяет ему понять смысл происходящего, быстро и правильно принимать решения, максимально использовать специальные познания, своевременно отыскивать ошибки и искажения в поступивших ему сообщениях, материалах и т.д.
Познавательная деятельность адвоката направлена на отыскание и предъявление следователю, суду обоснованных и убедительных доказательств, объясняющих причины и мотивы поведения подзащитного. Адвокат должен досконально продумать все вопросы, которые необходимо выяснить как в подготовительной части судебного заседания, так и в ходе судебного разбирательства.
Конструктивная деятельность включает в себя текущий и завершающий анализ всей собранной информации, создание на этой основе версий и планов. Версии - это предположения о прошлых событиях, план - предположения о событиях будущего.
В процессе конструктивной деятельности сотрудники правоохранительных органов мысленно намечают пути, способы, средства и сроки выполнения определенных действий и мероприятий, направленных на достижение поставленной цели. Конструктивная деятельность всегда содержит следующие обязательные структурные элементы:
а.) источники информации (внешний облик человека, одежда, мимика, голос и др.);
б.) каналы передачи информации (речь, жесты, письменные изображения);
в.) каналы приема информации;
г.) контроль за передачей информации;
д.) переработка информации.
Каждая юридическая специальность имеет свои нюансы конструктивной деятельности.
В конструктивной деятельности судьи реализуются его интеллект, память, воображение и интуиция. Юристконсульт участвует в составлении договоров, изучает и визирует их тексты, ведет претензионную работу, выступает в арбитраже по преддоговорным спорам, готовит материалы по спорам об исполнении хозяйственных договоров. Конструктивная сторона деятельности оперативного работника уголовного розыска заключается в мысленном воссоздании картины события преступления, разработке основных версий по делу и составлении плана, направленного на успешное раскрытие преступления. Конструктивная деятельность адвоката связана с активным формированием общей концепции защиты, разработкой тактических направлений (приемов) защиты и применением защиты.
Организаторская деятельность юриста состоит из упорядочивания собственной работы и деятельности других лиц.
Первая во многом определяется самоорганизованностью, организаторскими способностями и навыками. Сотрудники правоохранительных органов (следователь, оперативный работник, инспектор ГИБДД и др.) самостоятельно принимают решения и реализуют их, по своему усмотрению распоряжаются бюджетом времени, выбирают наиболее эффективные пути и средства для достижения намеченной цели.
Успешное осуществление организаторской деятельности предполагает умелое сочетание следственной, оперативно-розыскной и иной работы с целью получения необходимой информации. Например, при осмотре места происшествия организаторская работа следователя (работника дознания) направлена на реализацию плана процессуального действия, оказание помощи пострадавшему, устранение вредных последствий преступного посягательства, снижение психологической нагрузки на участников осмотра, нейтрализацию отрицательных воздействий со стороны заинтересованных или любопытных граждан, устранение негативного на участников осмотра «фона преступления».
При производстве обыска организаторская деятельность проявляется в способности следователя (работника дознания) осуществлять наблюдение за обыскиванием, своевременно фиксировать его психофизиологические реакции на действия участников обыска.
Организаторская деятельность направлена на обеспечение высокой эффективности коллективных усилий участников процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, оснащение их техническими средствами для закрепления результатов выполненной работы; она также предполагает активную координацию действий работников правоохранительных органов с различными учреждениями (например, экспертными) и отдельными лицами (аудиторами, специалистами и др.).
Для успешного осуществления организаторской деятельности юрист должен обладать необходимыми знаниями и навыками.
Организаторская деятельность судьи проявляется в руководстве ходом судебного разбирательства. При этом реализуются такие его личностные качества, как самоорганизованность, собранность, настойчивость, целеустремленность, умение отрегулировать работу всех лиц, находящихся в сфере судебного процесса.
Организаторская деятельность участкового инспектора касается его собственного поведения и действий других лиц, особенно в случаях, когда нужна помощь и поддержка населения.
Коммуникативная деятельность связана с получением информации непосредственно от людей и требует установления с ними психического контакта, в связи с чем юрист должен обладать общительностью, чуткостью, умением слушать и вести беседу, эмоциональной устойчивостью, внимательностью и прочими качествами активного общения. В процессе коммуникативной деятельности проявляются и отрицательные черты личности (невыдержанность, неприветливость, неумение слушать, излагать свои мысли и др.).
Следователь должен обладать незаурядными способностями собеседника. Результаты выполнения любого процессуального действия зависят от психологического контакта между следователем и иными лицами, участвующими в расследовании. Эффективность коммуникативной деятельности прямо пропорциональна умению следователя использовать разнообразные тактические и психологические приемы для установления контакта.
Коммуникативная сторона деятельности судьи реализуется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Судья создает деловой настрой в судебном заседании, как организатор следит за своевременным снятием психологического напряжения и устранением повышенной нервозности участников судебного следствия. Он должен хорошо знать психологию личности, уметь вызвать подсудимого, потерпевшего, свидетеля на откровенность и создать деловой психологический климат в судебном заседании.
Коммуникативная деятельность юристконсульта построена на авторитете, активных служебных контактах, организации деловых отношений.
Оперуполномоченный уголовного розыска регулярно общался с различными лицами с целью получения информации о личности преступника, его связях, планах, местонахождении и т.д.
Участковый инспектор постоянно выполняет действия по установлению и поддержанию контактов с людьми. Он должен не только профессионально выполнять свои служебные обязанности, но и уметь найти подход к любому человеку, завоевать его доверие, т.е. обладать простыми общечеловеческими качествами.
Удостоверительная деятельность - это приведение всей добытой информации в специальную предусмотренную законом форму - протокол, постановление и т.д. Удостоверительная деятельность следователя зависит от многих факторов субъективного характера: знаний, профессионального опыта, интеллекта, навыков владения техническими средствами (кино-, фото-, видеоаппаратурой и т.д.).
В правовой литературе встречаются высказывания о нецелесообразности выделения удостоверительной деятельности в самостоятельный вид. Представляется, однако, что удостоверительная деятельность, сопутствующая всей работе юриста, отличается от любых других видов деятельности и имеет право на независимое существование.
В процессе удостоверительной деятельности следователь переводит добытую информацию в письменную или наглядную форму.
Удостоверительная деятельность судьи состоит в отражении всей полученной информации в протоколе, приговоре, определении и др. Умение сформировать свои мысли в устной и письменной речи важно также для прокурора.
Удостоверительная деятельность участкового инспектора представляет собой не только сбор информации (например, показаний свидетелей). но и обязательную фиксацию всех данных в протоколе.
Удостоверительная деятельность требует от юриста (следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, адвоката и др.) аккуратности, точности, лаконичности, пунктуальности, внимательности, безупречности языка в грамматическом, стилистическом, правовом отношениях.
Воспитательная деятельность есть целенаправленное познавание личности и воздействие на нее. Она обусловлена уголовно-процессуальной, административной, иной регламентацией деятельности юриста и реализуется прежде всего в виде воздействия на личность или на определенный коллектив. Эффективность воспитательной деятельности зависит от объема сведений о личностных качествах субъекта, своевременного вступления с ним в контакт, а также от собственных психофизиологических качеств юриста.
Обнаружение особенностей психических явлений (процессов, свойств, состояний), происходящих при познавательной, конструктивной, коммуникативной и других видах деятельности по интенсификации правосудия.
Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее проявляются особенности его личности. «Психические свойства личности - не изначальная данность - они формируются и развиваются в процессе ее деятельности», - отмечал С.Л. Рубинштейн.[171]
В сфере юриспруденции каждый из рассмотренных видов деятельности может выступать и самостоятельно, и в тесной взаимосвязи с другими видами, и, наконец, в качестве вспомогательного, обеспечивающего иной вид деятельности. А.В. Дулов подчеркивал, что каждый из перечисленных видов осуществления правосудия «может входить и в психологическую структуру других видов деятельности человека, однако особенность содержания каждого компонента структуры, их совокупность и взаимосвязь составляют специфическую особенность именно психологической структуры деятельности по осуществлению правосудия».[172]
Профессиональная пригодность является свойством личности, формирующимся в процессе деятельности (период обучения, работы на производстве и т.д.).
Однако нельзя отрицать необходимость изучения природных предпосылок профессиональной пригодности, исследования всех физиологических, психологических и социальных факторов. Поэтому прогнозирование профессиональной пригодности и пути ее формирования с учетом природных задатков личности имеют большое теоретическое и практическое значение.
В современном обществе удовлетворенность человека своей профессией зависит не только от индивидуальных склонностей, обусловленных врожденными чертами личности, но и от общественной оценки престижа профессии.
Престиж профессии юриста (следователя, сотрудника уголовного розыска, судьи, адвоката и др.) достаточно высок. Это обусловлено политической и государственной значимостью профессии, ее большим воспитательным воздействием, процессуальной самостоятельностью и независимостью юриста, разнообразием и творческим характером его работы.
Психологическая характеристика профессиональной пригодности юриста составляется с учетом двух критериев: а.) успешного овладения профессией; б.) степени удовлетворения человека своим трудом.
Организационный процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из нескольких последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования.
Профориентация - это знание особенностей профессии, а также необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности. Профотбор предполагает целенаправленную деятельность вузов и правоохранительных органов по приему абитуриентов, распределению студентов по специальностям, направлению молодых специалистов на работу в правоохранительные органы.
В настоящее время идут активные поиски эффективных методов психологической диагностики, которые позволили бы определять уровень развития и давать качественную характеристику личности.
Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, ее способностей к определенному виду деятельности.
Профессиональная психодиагностика приобретает все большее значение в нашем обществе в связи с повышением интереса к роли «человеческого фактора» в народном хозяйстве и образовании. В науке сформированы теоретические основы данной проблемы (Гурвич, 1970; Климов, 1998; Назимов, 1972; Пушкин, 1965), разработан достаточный арсенал таких средств ее решения, как бланковые и аппаратные тесты, опросники, статистические методы анализа результатов исследования (Агеев, Базаров, Скворцов, 1986; Бородина, 1985; Кулагин, 1984; Общая психодиагностика, 1987 и др.), но не сложилась еще система адекватного применения этих знаний.
Основными методами психологической диагностики личности при отборе персонала в органы правосудия являются наблюдение, эксперимент, опрос (собеседование), анкетирование, интервью, деловые игры, тесты, метод В.А. Петровского, метод «креативного поля» Д.В. Богоявленского, опросник Айзенка, тест Розенцвейга, школа тревоги М.А. Тейлора, школа творчества (Т), тест ММР.
Каждый из этих способов (методов) имеет свои достоинства и недостатки.
Метод наблюдения считается в психологии основным и предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и др.) психолог судит об индивидуальных психологических особенностях личности. Наблюдение должно быть целенаправленным, систематическим и опираться на объективные показатели, полученные в результате применения данного метода в различных условиях.
Экспериментальный метод предполагает проведение опытов с целью получения информации о психических процессах, психических состояниях и психических свойствах личности. Экспериментатор может, варьируя условия опыта, получить разнообразные сведения о психических особенностях испытуемого. В психологии применяются два типа эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений (например, комплекса приборов для психофизиологических исследований).
В процессе исследования личности применяется метод ассоциативного эксперимента. Он используется психологами, психиатрами и лингвистами при изучении закономерностей мышления и механизма усвоения речи. Особенно эффективен метод ассоциации при подборе людей для работы в правоохранительных органах. Он позволяет определить специфические черты мышления, степень самообладания, уровень противостояния напряжению и другие личностные свойства, которые крайне необходимы юристу.
Сущность метода ассоциативного эксперимента заключается в следующем: а.) испытуемому предлагается ограничится одним ответным словом на слово-стимул; б.) испытуемый произносит ответные слова до тех пор, пока экспериментатор не прервет его.
Ассоциации испытуемого можно и направлять.
Существует также ситуативный вид ассоциации, когда одно слово может актуализировать целую ситуацию, которой человек еще до вербализации дает эмоциональную оценку. Если затем испытуемому предлагается высказать первое пришедшее на ум слово, это значит, что он должен охарактеризовать одним словом свою ситуацию. Л.И. Аувяэрт и Я.М. Бельчиков считают, что при использовании ассоциативного эксперимента целесообразно использовать полиграф, регистрирующий одновременно несколько параметров физиологических реакций.[173] Представляется, что подобное высказывание заслуживает внимания.
Сущность анкетного метода заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы. Анкетный метод позволяет достаточно легко и быстро получить значительное количество материала, но к его недостаткам относится отсутствие непосредственного момента общения.
При разработке анкеты по оценке качеств специалиста учитываются образование и опыт, эффективность работы (учебы), социальные особенности личности и др.
В современной психологии, в том числе при определении психологической пригодности лиц к работе в правоохранительных органах, активно используется методтестирования. В отличие от анкетного метода тестирование позволяет непосредственно измерять различные функциональные свойства. Английское слово «тест» переводится на русский язык как «испытание, проверка, критерий». Конкретное значение зависит от контекста: идет ли речь о людях, машинах или документах. «Тестом называют стандартизированное и обычно краткое и ограниченное во времени психофизиологическое испытание, предназначенное для установления в практических целях межиндивидуальных различий по интеллекту и так называемым специальным способностям, выраженных в сравнительных величинах».[174]
Отношение к психологическим тестам разное. Одни утверждают, что тесты являются эффективным инструментом для определения тех или иных способностей личности, важных для профессиональной ориентации, другие считают их обманом, псевдонаучной выдумкой.
К слову, в США, например, тестированию уделяют значительное внимание. Так, для отбора офицеров полиции используются тесты, определяющие интеллектуальные и личностные качества: шкала Стенфорда-Бина; методика Векслера; тесты Хенмана-Нильсона; тест Отиса (ТАТ), Мэррея, Иннесотский многофазный личностный вопросник (ММР), различные ситуационные тесты. Следует подчеркнуть, что практика тестирования в Соединенных Штатах основана больше на математическом анализе данных, нежели на психологии личности.
Конечно, тестовая методика приблизительна, может привести к ошибке и полностью полагаться на нее нельзя. На наш взгляд, психодиагностика должна использовать психологические тесты, сочетая их с длительными наблюдениями, лабораторными и естественными экспериментами.
Опросник Айзенка применяется для диагностики черт личности, проявляющихся в поведении и отражающих особенности отдельных типов темперамента. Методика Айзенка относится к тому направлению в исследованиях индивидуальности человека, которое стремится выделить минимальное число факторов, определяющих индивидуальные различия людей.
По основным шкалам ММР применяется для диагностики черт личности, проявляющихся в поведении и отражающих особенности отдельных типов темперамента. Методика Айзенека относится к тому направлению в исследованиях индивидуальности человека, которое стремится выделить минимальное число факторов, определяющих индивидуальные различия людей.
По основным шкалам ММР выявляются инициативность, контактность, общительность, социальная приспособленность, гибкость ума, кругозор, воображение, настойчивость, трудолюбие и др.[175]
Шкала «Т» позволяет выявить такие психологические особенности личности, как целеустремленность, настойчивость, самоотдача в работе, наличие четкой позиции в дискуссии, сдержанность, чувство реальности, умение руководить собой, противостоять давлению извне и т.д.[176]
Метод деловых игр используется с целью определения у его участников навыков, умений в сфере правоохранительной деятельности, способностей анализировать следственную, оперативную, судебную и иную ситуацию, отделяя важное от второстепенного, а также для развития в каждом участнике максимума личной инициативы, способности устанавливать деловой и эмоциональный контакт и осознавать свое место в системе межличностных отношений.
Метод интервью является разновидностью метода беседы, где ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы, обычно заранее подготовленные. В литературе метод беседы модифицируется в метод расспроса.[177] Представляется, что такая рекомендация вполне целесообразна применительно к правовой деятельности.
Направленность личности будущего юриста (абитуриента) изучается посредством собеседования, позволяющего определить особенности мировоззрения, жизненные ценности (общественные, профессиональные и др.), отношение к нравственно-этическим категориям, к избранной профессии и т.д.
В.Л. Васильев отмечает, что в ходе собеседования можно определить тип профессиональной мотивации: адекватный, ситуативный, конформистский, компенсаторный и криминальный.[178] Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, поскольку в основе любого поведения человека всегда лежит несколько мотивов.
Важнейшим структурным элементом юридической профессиограммы являются профессионально необходимые психологические качества юриста, которые формулируются в процессе обучения, практической деятельности и повышении квалификации.