Деятельность социального педагога в учреждениях социальной защиты населения
Социальный педагог в учреждениях системы социальной
Защиты населения
В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются социальные педагоги.
В частности, центры социальной помощи семьям и детям создаются в целях оказания поддержки тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Они осуществляют мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семьи и детей; в их задачу входят также выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке; определение и предоставление конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг; социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке; социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями; оказание помощи гражданам, перенесшим психофизическое насилие; участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др.
В структуре центров для детей и подростков имеются стационарное отделение и отделение дневного пребывания, где проводится лечебно-профилактическая, противоэпидемическая, образовательная работа. В штате таких учреждений предусмотрена деятельность социального педагога. Например, в консультативном отделении, где даются консультации по вопросам социального обслуживания граждан, осуществляется содействие в решении правовых вопросов, оказание психологической помощи, предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройству [21, с. 56].
Работает социальный педагог и в отделении психолого-педагогической помощи, деятельность которого включает в себя помощь в воспитании детей, обучении их и родителей здоровому образу жизни, поддержании психического и физического здоровья, в успешном решении семейных конфликтов и иных вопросов, патронат семей, имеющих неблагоприятные психологические и социально-педагогические условия, психологическое обследование личности граждан, анализ поведения клиента, тестирование для определения оптимального варианта психолого-педагогической помощи; психологическую коррекцию нарушении общения у детей, искажений в психическом развитии ребенка, конфликтных взаимоотношений родителей с детьми и подростками; изучение склонностей и способностей, степени готовности к обучению в школе и т.д.
В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями социальный педагог осуществляет психосоциальную, социально-педагогическую, социально-бытовую, социально-трудовую реабилитацию в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии, а также обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Одной из функций социального педагога является организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья, проведение профориентации и т.д. [2, с. 89].
Отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программы социальной реабилитации в полустационарных условиях. Здесь социальные педагоги проводят учебные занятия, организуют досуг и кружковую работу.
В стационарном отделении в режиме круглосуточного пребывания в центре социальный педагог участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних, включает их в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Здесь создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних является специализированным учреждением в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Он занимается профилактикой безнадзорности и беспризорности, а также социальной реабилитацией несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, взаимодействует с органами и Учреждениями образования, здравоохранения и другими организациями. В структуре центра имеются приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и др.
Центр обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; помогает в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует их медицинское обслуживание и обучение, содействует профориентации и получению ими специальности; помогает органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
В социально-реабилитационный центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) независимо от места жительства и содержатся на полном государственном обеспечении.
Еще одним широко распространенным типом социальной защиты детей является социальный приют, который создается в системе социальных служб органов социальной защиты населения.
Основное назначение этого учреждения — оказывать социальную помощь беспризорным детям и подросткам, организовывать их временное проживание, правовую и медико-психологическую помощь, дальнейшее трудоустройство.
Приют осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи; обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, жительства, содействует возвращению их в семьи; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и т.д.
Работники приюта имеют специальное образование или соответствующую подготовку. Социальный педагог выполняет широкий круг обязанностей: собирает информацию о социальном статусе ребенка; ведет документацию на каждого несовершеннолетнего; готовит документы на усыновление, взятие под опеку или перевод ребенка в другое учреждение; выполняет функции педагога-воспитателя в случае отсутствия его в штатном расписании социального приюта и т.д.
Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют временное содержание несовершеннолетних и содействуют их дальнейшему устройству. Они взаимодействуют с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.
Активно развиваются социальные службы для детей и молодежи. Как правило, они создаются на межведомственной основе с привлечением специалистов и органов управления образованием. К таким службам относят: подростково-молодежные клубы; социально-досуговые центры детей и молодежи; центры по работе с детьми, подростками и молодежью; молодежные биржи труда; центр по профориентации и трудоустройству молодежи; центры развития физической культуры детей и молодежи и многие другие учреждения, предоставляющие социальные услуги для несовершеннолетних.
Эти службы консультируют детей и молодежь по важнейшим проблемам их жизнедеятельности; выявляют проблемы и кризисные ситуации, приведшие к дезадаптированному состоянию молодых граждан, разрабатывают пути их устранения; создают сеть молодежных и детских досуговых центров и обеспечивают их деятельность.
В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.
2.2. Опыт внедрения инновационных технологий в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» «Остров Надежды»»
В курсовой работе мы представляем опыт работы социальных педагогов в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних»«Остров Надежды»» г. Дмитрова Московской области.
Участковая социальная служба в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Остров Надежды» функционирует на базе отделения социально-педагогической помощи на основе преемственности и взаимосвязи с территориальными органами и учреждениями социальной защиты населения, образования, Управления по делам молодежи, отделением по делам несовершеннолетних УВД, лечебно-профилактическими учреждениями, комиссией по делам несовершеннолетних, общественными и др. организациями.
Цель работы Центра:
· защищать права детей Дмитровского района через поддержку семей с целью обеспечения адекватной заботы о детях в семье: дать возможность детям воспитываться в семье;
· предотвратить попадание детей из семей группы риска в социальные учреждения или под опеку вне их собственной семьи;
· поддерживать детей, возвращающихся из социального учреждения в семью, и помочь им адаптироваться как можно быстрее.
Задачи Центра:
· оказание комплексной социальной помощи и поддержки семье;
· поддержка родителей и семей в выявлении их потенциальных ресурсов;
· предотвращение попадания детей из семей группы риска в социальные учреждения;
· поддержка детей, возвратившихся из социальных учреждений.
Основные направления деятельности:
· Оказание социальной помощи семье по ликвидации трудной жизненной ситуации.
· Социальный патронаж семей, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в социальной поддержке.
· Работа с несовершеннолетними по предотвращению кризисной ситуации посредством индивидуальных консультаций, и индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности.
· Работа по формированию здорового образа жизни и семейных форм воспитания.
· Внедрение новейших социальных технологий.
· Повышение педагогической культуры родителей.
· Профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия и детской безнадзорности.
Виды услуг, которые оказывают социальные работники участковой социальной службы:
· Психолого-педагогическая работа с семьёй:
1. Психологическая поддержка (беседы с целью успокоить, вывести из депрессии, поднять настроение, психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений и потребностей ребёнка).
2. Обучение родителей навыкам ухода за ребёнком. Вовлечение родителей в группы взаимопомощи. Посредничество в конфликте (внутри семьи или с окружением).
· Социально-правовая помощь:
1. Посредничество при трудоустройстве родителей.
2. Помощь в оформлении отсутствующих документов.
3. Содействие в оформлении государственных пособий, пенсий, субсидий.
· Содействие обучению и развитию ребёнка:
1. Устройство ребёнка в детский сад.
2. Устройство ребёнка на профессиональное обучение.
3. Устройство ребёнка на реабилитационные мероприятия.
4. Устройство ребёнка в клуб, кружок, секцию, дополнительное обучение.
· Содействие защите здоровья и оздоровления ребёнка:
1. Устройство ребёнка на оздоровление.
2. Организация для ребёнка медицинского обследования или ухода.
3. Покупка специального оборудования для ухода за ребёнком с особыми потребностями.
4. Покупка лекарств для ребёнка.
· Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребёнка:
1. Представление интересов ребенка перед администрацией школы, контроль за посещаемостью занятий ребёнком.
2. Представление интересов ребенка перед органами государственной и местной власти.
3. Привлечение участкового инспектора милиции с целью прекращения пьянства и насилия в семье.
4. Представление интересов ребёнка перед органами опеки и попечительства (переписка с ними, информирование о состоянии ребёнка, участие в совещаниях).
5. Организация юридических консультаций по защите имущественных прав ребёнка.
6. Привлечение религиозных организаций к помощи семье.
7. Содействие восстановлению контактов между родителями и детьми, которые находятся в интернатных учреждениях.
· Вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребёнке:
1. Помощь в оформлении опеки родственнику ребёнка.
2. Вовлечение других родственников (кроме родителей).
3. Содействие устройству на воспитание в приёмную семью.
Успех любой работы зависит, помимо прочего, и от организации контроля, от грамотного анализа результатов и «работы над ошибками».
За сравнительно небольшой срок в центре удалось сформировать пакет документов, которые отражают как этапы образования службы, так и непосредственную работу социальных педагогов с семьей и конкретным ребенком.
Первое, над чем начали работать - договорились на своем уровне о так называемом глоссарии, то есть одинаковом понятийном употреблении терминов, таких, как «семьи группы риска», «неблагополучные семьи», «асоциальные семьи». При этом использовали одну из методик структурно-функциональной типологии семей.
Именно эта типология семей нашла отражение в форме отчета, который позволяет наглядно увидеть и оценить ситуацию в каждой семье, состоящей на учете.
Далее объединили базы данных по этим категориям семей с семьями, состоящими на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделе по делам семьи, женщин и детей и в участковой социальной службе. Этому предшествовала большая совместная работа по обследованию семей, состоящих на учете в разных структурах. Было обследовано 250 семей, в которых проживает 315 детей. Объединение банков данных позволяет оперативно и согласовано применять, в соответствии с компетенцией каждой структуры, те или иные меры по нормализации обстановки в семье и последовательно отслеживать изменения, происходящие в подучетных семьях. В отделе по делам семьи, женщин и детей и в Комисси по делам несовершеннолетних была установлена единая компьютерная программа по учету неблагополучных семей.
Несмотря на то, что социальная работа сравнительно молода, есть уже немало исследований в области эффективности социальной работы. Эти исследования связаны главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением технологий и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности. Такая оценка позволяет как учреждению в целом, так и его подразделениям определять, что и как у него получается, что не получается и почему. Однако сегодня нет достаточно обоснованной методики оценки эффективности деятельности учреждений социальной профилактики.
При определении критериев оценки работы педагогов участковой социальной службы исходили, во-первых, из той цели, которую поставили перед собой при ее создании, а именно, сделать семейный подход в сфере социальной заботы о детях приоритетным направлением, предотвратить распад семьи, не допустить передачи ребенка на воспитание в государственные сиротские учреждения.
Методики оценки эффективности социальной работы также разнообразны, как и задачи.
Остановимся, в качестве примера, на одной из задач - реальные достижения. Очень важно объективно оценить, что же дала эта деятельность, какие получены результаты, с каким контингентом работали. Здесь критерием оценки могут быть:
· Количество семей, перешедших из разряда асоциальных в неблагополучные или из неблагополучных в семьи группы риска;
· Количество детей, которых удалось увести с улицы (вернулись в школу, другое учебное заведение, были устроены временно в приют, были устроены в какие-то досуговые учреждения и т.д.);
· Комплекс социальных услуг, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию детей и подростков (разнообразие форм и методов работы с семьей);
· Количество детей, переставших употреблять психоактивные вещества;
· Количество детей, охваченных индивидуальными реабилитационными программами;
· Количество детей, охваченных массовыми мероприятиями, проводимыми участковой социальной службой;
· Наличие положительной динамики в снижении детской преступности;
Если ставится задача - оценить, как решаются вопросы межведомственного взаимодействия при организации работы с той или иной семьей, или конкретным ребенком, то критерии оценки будут иными, например:
· Наличие договоров и соглашений с иными субъекта ми профилактики;
· Наличие общих районных программ;
· Участие в работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д.
Иначе говоря, в каждой конкретной ситуации, в зависимости от цели, определяются критерии оценки того или иного направления работы. Если вернуться к результатам работы социальных педагогов Службы, то можно отметить следующие положительные моменты.
Проведено обучение 48 специалистов разных ведомств и учреждений по основам социальной работы с семьей как на базе Центра, так и в таких городах, как Санкт-Петербург и Екатеринбург.
Сформирована методическая база в работе с семьями и детьми различных категорий, в том числе детей-инвалидов.
Осуществлена рекламная кампания по освещению деятельности Службы.
В качестве экспериментальной площадки был выбран микрорайон Космонавтов как один из наиболее сложных по числу неблагополучных семей, количеству подростков-правонарушителей и т.д.
В ходе работы семьям было оказано 1925 услуг социального характера, способствующих обучению и развитию ребенка, защите его здоровья, трудоустройству детей и родителей, в первую очередь правового и консультационного характера.
За время действия проекта удалось: вернуть в школу 13 подростков;
12 подростков-токсикоманов находятся на реабилитации Центра и в настоящее время психоактивных веществ не употребляют;
9 подростков трудоустроены и направлены для обучения в вечернею школу и т.д.
В микрорайоне проведено 2 массовых мероприятия с участием детей из подопечных семей.
В течение года для родителей семей группы риска была организована учеба по проблемам воспитания и развития их детей. Прошли обучение на базе Центра - 48 родителей, а на базе детского дошкольного учреждения № 15 микрорайона Космонавтов - 54 человека.
В результате целенаправленной, системной, комплексной работы с неблагополучными семьями удалось не допустить преступлений со стороны подростков, состоящих на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и отделе по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел, нормализовать обстановку в 40% семей. С остальными семьями работа продолжается.
Тех, кто намерен использовать такую форму работы, как Служба участковых социальных работников, хочется предостеречь от ошибки, которую допустили педагоги, когда отбирали семьи для социального сопровождения. Основной их костяк составляли асоциальные семьи, в которых с родителями невозможно предпринять что-то кардинально разворачивающее их к нормальному образу жизни. Все силы направлены на сохранение ребенка. Это не значит, что этими семьями не надо заниматься, но это уже компетенция других субъектов профилактики. Необходимо не допустить перехода семей группы риска в неблагополучные, а неблагополучных в асоциальные.
Работа службы участковых социальных работников одобрена коллегами других ведомств, признана необходимой, перспективной. Но самое важное - она нашла признание родительской общественности.
Основа работы социальных педагогов участковой социальной службы во всем многообразии её форм - поиск. Поиск компромисса между семьёй, взрослым, ребёнком и их окружением. Необходимо вовремя успеть туда, где тяжело, а также предотвратить попадание в неблагоприятное положение.
Доверие, конфиденциальность, открытость, прямота, уважение прав клиента, партнёрство, опора на сильные стороны семьи - принципы работы педагогов. Основополагающим из них считается движение навстречу интересам, потребностям ребёнка. Большинство семей тяготеют к категории асоциальных, иногда пребывание ребёнка в них является социально-опасным, есть угроза его здоровью, жизни: пьют оба родителя; ребенок давно токсикоманит (более 1/3 таких семей), дети бегут из дома, бродяжничают; семейное окружение склоняет ребёнка к приобретению пагубных привычек; есть опасность сексуального насилия отца или сожителя матери по отношению к несовершеннолетним дочерям.
50% семей неполные, половина - где пьют родители. Все ситуации чрезвычайны, все требуют немедленной помощи. Понимая, что скорее всего невозможно изменить семью алкоголика, пытаемся поддержать его окружение, научить членов семьи насколько возможно достойно сосуществовать рядом с пьющим человеком с наименьшими для себя в первую очередь эмоциональными затратами. Поэтому поддерживающее направление - фундамент работы педагогов.
Несомненно, легче работать с мотивированными семьями, которые сами пришли к выводу, что проблема существует. Но, как правило, люди стараются скрыть от постороннего глаза неблагополучие, делают вид, что до беды далеко. Приоритетом является раннее выявление семей, нуждающихся в поддержке, когда есть надежда, что скорая помощь не опоздала, когда еще можно что-то предпринять и усилия не окажутся бесполезными. Поэтому, принимая клиентов из школ, с КДН, с улицы, выявляются семьи группы риска уже в детских садах.
Основными направлениями работы социальных педагогов считаются: социальный патронаж, индивидуальные консультации, групповая работа как фактор предотвращения попадания несовершеннолетних в кризисные ситуации; повышение педагогической культуры родителей как профилактика предупреждения безнадзорности (беседы на различные темы в семье, участие в мероприятиях Центра, подготовка раздаточного материала, выступления в детских садах, своевременная информированность: куда в случае необходимости можно обратиться).
Как работает служба:
· Изучение направления, интервью (если в службе);
· Первичный патронаж (налаживание контакта);
· Комплексное обследование, сбор детальной информации;
Как правило, в работе с семьёй стараются двигаться наощупь, мелкими шагами, постепенно приобретая умения в выявлении ключевой проблемы, (определяется причина и следствие); владеть умением отделять информацию от эмоций (бывает много фактов, которые являются эмоционально насыщенными, но малозначащими); видеть информацию с разных позиций (соседей, учителей, родственников)
· Планирование сопровождения, составление плана-соглашения (совместно с клиентом);
· Оказание социальной помощи (применение различных видов услуг).
Спектр услуг, которые оказывает служба, достаточно широк:
1. Психолого-педагогические - самая многочисленная и многообразная разновидность услуг.
Иногда для семьи просто подарком бывает, что наконец нашлись люди, которые выслушают, не осудят, постараются понять - одно это уже помогает облегчить груз семейной беды.
2. Посредничество в конфликте;
3. Социально-правовые:
· трудоустройство родителей или родственников;
· помощь в оформлении документов;
· оформление пособий, пенсий, субсидий.
4. Содействие обучению и развитию ребёнка:
· устройство в детский сад;
· на профессиональное обучение;
· в секцию, кружок;
· содействие защите здоровья ребенка;
5. Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребёнка:
· представление интересов ребёнка перед администрацией школы, ПУ, контроль за посещением занятий ребёнком;
· представление интересов ребёнка перед органами государственной и местной власти;
· представление интересов ребёнка перед органами опеки и попечительства;
· вовлечение родственников или других лиц в защиту ребенка.
«Ребенок может быть счастлив только в семье». К сожалению, нередки случаи, когда этот постулат перестаёт быть таковым. Для многих детей приюты, детские дома остаются единственными местами, вырывающими их из опасности и сохраняющими им жизнь. Однако в Центре делается всё возможное, чтобы сохранить ребёнка в семье. На этом фокусируются профессиональные и человеческие усилия.
Служба предпринимает попытки создания плотной положительной социальной сетки над семьёй, для чего осуществляет взаимодействие со всеми учреждениями, заинтересованными в защите интересов ребёнка, где не может быть места конкуренции, где главенствует принцип содружества, направленный на защиту детства.
Пока наше сотрудничество скорее ситуативное, но это взаимодействие скоро станет системой, поскольку в районе много достойных людей, озабоченных состоянием общества и готовых направить свои усилия на улучшение жизни в каждой отдельной семье.
Поводом для «закрытия случая» является утвердительный ответ на вопросы:
· достигнуты ли цели, определённые в плане;
· может ли семья в дальнейшем справляться с ситуацией;
· существует ли поддерживающая социальная сетка;
· потребности в помощи семья сейчас не испытывает.
Но это не значит, что семья отпускается в «свободное плавание». Педагогами осуществляется наблюдение, т.к. ситуации в семьях может опять изменяться в худшую сторону. Такие случаи бывали. Нередко семья привязывается к социальному работнику, окончание случая приобретает форму нелегкого расставания.
Необходимо междуэтапное систематическое обсуждение процесса реабилитации на еженедельных командных встречах. В верном ли направлении действуем; реалистичны ли цели; просмотрели ли мы все возможности; то ли это, что хочет клиент, - вот вопросы, которые мы выносятся на командные встречи.
В своей работе педагоги не ставят перед собой цели покорения заоблачных высот, осознают, что прежде чем стать лучше, ситуация может ухудшиться, что для изменения необходимо время - не скоро из небольших изменений вырастают большие перемены, не всё легко и гладко, и стараются готовить себя к этим трудностям, учится быть терпеливыми.
Говоря об эффективности работы социальных педагогов, нельзя рассчитывать, что семья, обретя союзников, семимильными шагами направится к своему «светлому будущему». Большинство семей проблемные, которые не справляются с несколькими или всеми возложенными на них природой и обществом функциями. Поэтому, стабилизированная ситуация, когда нет движения назад, когда нет опасности перехода семьи в категорию ещё менее благополучную, - тоже результат. Обретение семьёй уверенности, повышение самооценки, осознание, что ее проблемы небезразличны - общая с ней победа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. Одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной защиты с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке.
В курсовой работы определено понятие социальной защиты, ее назначение, сущность, функции, выяснена профессиональная деятельность социального педагога, раскрыт вопрос о методах и формах работы социального педагога в органах социальной защиты населения, проанализирован опыт работы социальных педагогов по инновационным технологиям в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» «Остров Надежды»» г. Дмитрова Московской области.
На основании изученной литературы, собственных размышлений, были сделаны следующие выводы:
Социальная защита населения – это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни, то есть материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а, с другой – институциональную, то есть систему институтов, ее обеспечивающих (государство, профсоюзы и другие общественные организации).
Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения.
Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.
Смысл социальной защиты заключается в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.
В России действуют множество разнообразных социальных учреждений для детей и подростков. Это специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи, центры комплексной социальной помощи, социальные приюты и др. В штате этих учреждений имеются социальные педагоги. В настоящее время нужда в специализированных учреждениях для несовершеннолетних растет, увеличивается и потребность в квалифицированных социальных педагогах, которые могут обеспечить их эффективную деятельность.
Рассмотрев опыт работы социальных педагогов в МУ «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних» «Остров Надежды»», хочется отметить, что основа работы социальных педагогов во всем многообразии её форм - поиск. Поиск компромисса между семьёй, взрослым, ребёнком и их окружением. Необходимо вовремя успеть туда, где тяжело, а также предотвратить попадание в неблагоприятное положение.
Доверие, конфиденциальность, открытость, прямота, уважение прав клиента, партнёрство, опора на сильные стороны семьи - принципы работы педагогов. Основополагающим из них считается движение навстречу интересам, потребностям ребёнка.
В настоящее время все более ощущается настоятельная необходимость скорейшего внедрения научно-обоснованной национальной концепции социальной защиты населения. Необходимо более качественно разрабатывать методы и формы работы в органах социальной защиты для того, чтобы они были эффективными и результативными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 304 с.
2. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
3. Григорьев А.Д. История социальной работы. В 2 ч. Ч. 1 (до начала XX в.): учеб. - М.: ТетраСистемс, 2006. - 464 с.
4. Дивицына Н. Ф. Семьеведение : учеб. пособие. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 325 с.
5. Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. - М.: Ростов н/Дону: Наука-Пресс, 2007. - 480 с.
6. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа. - Мн.: МФЦП, 2007. - 448с.
7. Миронова Т.К. К вопросу об определении понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3. – С. 12-15.
8. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: ИНФРА-М, 2000. – 255 с.
9. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
10. Организация работы органов социальной защиты. / Под ред. А.Н.Савинова, Т.Ф. Зарембо.- М.: изд. центр «Академия», 2004. – 192 с.
11. Павленок П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 395 с.
12. Социальная защита населения: опыт организационно - административной работы / Под ред. В.В. Кукушина. - Изд. 4 - е, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «Март», Ростов – н/Дону: Издательский центр «Март», 2004. - 400 с.
13. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 367 с.
14. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. / Отв. ред. проф. А.А. Козлов - М: КНОРУС, 2005. - 368 с.
15. Социальная работа: Теория и организация. / Под ред. П.П. Украинец. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288 с.
16. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения. - М: ИНФРА-М, 2003. – 114 с.
17. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.: Акад. Проект, 2004.- 496 с.
18. Технология социальной работы. / Под ред. И. Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 240 с.
19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Академический Проект, 2005. – 512 с.
20. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. – 668 с.
21. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 260 с.