Закономерности ощущений
Пороги чувствительности - значение стимула, воздействующего на органы чувств, которое вызывает минимальное ощущение (нижний абсолютный порог чувствительности), максимально возможное по силе ощущение соответствующей модальности (верхний абсолютный порог чувствительности) или изменение параметров уже имеющейся чувствительности (относительный порог чувствительности).
Относительный порог чувствительности – величина, на которую должен измениться раздражитель, действующий на органы чувств, чтобы одновременно изменилось и вызываемое им ощущение.
Сенсорная адаптация – изменение чувствительности вследствие длительного воздействия раздражителей на органы чувств.
Явление контраста – тесно связано с сенсорной адаптацией, выражается в изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего) раздражителя. Данное явление связано с обострением ощущений. Например, обостряется ощущение кислого после ощущения сладкого, ощущение холодного после горячего.
Явление последействия – связано с задержкой ощущений, так как оно не сразу пропадает после действия раздражителя, а еще остается какое-то время, затем исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании раздражителей одного за другимпроисходит слияние ощущений в единое целое, что обеспечивает целостное восприятие, например, музыки, кинокартины.
Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов. Сенсибилизация может носить длительный и временный характер. Длительный (постоянный) характер зависит от устойчивых изменений, происходящих в организме. Временный характер зависит как от физиологических, так и от психологических воздействий на состояние субъекта.
Синестезия – способность раздражителя одновременно вызывать необычное ощущение в другом органе чувств. Предполагает слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную. Например, цветной слух, бархатный голос.
Практическая работа
Задание 1. Из приведенных примеров выберите те, в которых описываются проявления ощущений, и дайте обоснование своего ответа:
а) в детском саду детям предъявляют несколько пробирок одинаковой формы с растворами разных цветов. Затем показывают раствор синего цвета и просят найти такой же;
б) учащиеся сосредоточенно выполняют контрольную работу. Неожиданно за окном раздались очень громкие и резкие сигналы автомобиля. Многие перестали писать;
в) в детском саду проводится игра лото. На карточках изображено десять предметов. Дети должны отыскать у себя на карточке показанное изображение какого-либо предмета;
г) учитель предлагает учащимся 1 класса сравнить две величины: 5 и 3. Ученик отвечает: «5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2».
Задание 2. Некоторые люди получают удовольствие от применения острых специй (хрена, горчицы и т.п.), которые, очевидно, воздействуют на болевые раздражители.
Возникает ли чувство удовольствия при нижнем абсолютном пороге чувствительности? Возникает ли оно при верхнем абсолютном пороге чувствительности?
Задание 3. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а)длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом, чувствительность глаза к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
в) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
г) Под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности.
Задание 4. При поражении зрения и слуха практическое значение приобретает вибрационная чувствительность. Благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности слепоглухонемые издалека узнают о приближении грузовика и других видов транспорта. Таким же образом, посредством вибрационного чувства, слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудь входит. Почему у слепоглухонемых высоко развивается вибрационное чувство? Какую роль в работе анализаторов оно выполняет?
Задание 5. Выберите номер ответа, содержащий существенные отличительные признаки восприятия
а) субъективное отражение внешнего мира;
б) отражение отдельных свойств, относимых к определенному предмету;
в) первоначальный источник всех знаний об окружающем мире;
г) результат совместной деятельности ряда анализаторов;
д) целостное отражение совокупности свойств, принадлежащих предметам, явлениям окружающего мира;
е) составной элемент, из которого складывается все предметы и явления окружающего мира;
ж) искаженное отражение окружающего мира;
з) отражение отдельных свойств, не относимых к какому-либо предмету;
и) отражение законов природы и общества;
к) отнесение конкретного предмета к определенной категории предметов.
Задание 6. Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например, квадрат независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? Дайте обоснование своего ответа.
Задание 7. На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же,- вне рта.
Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?
Задание 8. Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его: «Что ты видишь? Что это?»,- то ответы бывают обычно такого рода: «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились», «Это тетенька, вот у нее нос длинный»
Если же такой вопрос задать больному, то чаще всего он ответит: «клякса», «пятно».Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального человека и отсутствует у ребенка с нарушенной психикой? Свой ответ обоснуйте.
Задание 9. Прямо надо мной – черное небо и яркие, немерцающие, будто застывшие звезды. Не так, как с земли, выглядит и Солнце: нет вокруг него ни ореола, ни венчиков. Оно похоже на громадный раскаленный диск, ввинченный в черный бархат космического неба. А сам космос кажется бездонным колодцем. Простор такой, какого на земле никогда не увидишь. Внизу проплывала наша голубая планета. Из космоса она кажется огромным шаром. Все вокруг было похоже на кадры фантастического фильма, не хватало только электронной музыки.
Какой тип восприятия характеризует приведенный пример? Каковы его отличительные признаки?
Задание 10. Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой-шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа.
Задание 11.Если попытаться воспроизвести звуки незнакомого нам языка, то это окажется очень трудно сделать. Между тем не составит никаких трудностей воспроизвести слова на родном или просто знакомом языке. От какой особенности восприятия речи это зависит.