Основные уровни развития учебной деятельности и ступени готовности к обучению и учению
Прежде чем перейти к характеристике того, как под влиянием обучения формируется учебная деятельность детей в дошкольном возрасте, необходимо охарактеризовать явление «обучаемости» и «необучаемости» детей.
А. П. Усова показала, что явление невосприимчивости детей к обучению является следствием неправильной методики предыдущего воспитательного влияния, основанной на предоставлении детям свободы в путях и способах действия, на идее «детского творчества».
В настоящее время чаще всего выделяют следующие составные части обучаемости:
1) обобщенность мыслительной деятельности;
2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;
3) гибкость мыслительной деятельности;
4) устойчивость мыслительной деятельности;
5) самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.
Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности детей и определяет темп их продвижения в процессе обучения.
А. П. Усова выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников. Выделены три уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности.
I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.
II уровень — более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения.
III уровень — начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии.
Более подробно признаки этих уровней даны в табл. 1.
Таблица 1
Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста
(по А. П. Усовой)
Уровни | ||
I | II | III |
Слушают указания | Слушают указания, условно придерживаются их в работе | Слушают указания, но как бы не слышат |
Руководствуются ими в работе | Самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей | Не руководствуются ими в работе |
В случае непонимания задают вопросы | При выполнении работы склонны к подражанию другим детям | К оценке нечувствительны |
Правильно оценивают работу других Правильно оценивают свою собственную работу Достигают нужных результатов | Результаты условны | Результата не достигают |
Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности. Формирование готовности к обучению и учению также имеет несколько ступеней. Каждая из них характеризуется: усложнением познавательного содержания; возрастающими требованиями к умственной деятельности детей; развитием их самостоятельности.
На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, так как знания, умения и навыки они усваивают, а потребности учиться еще не испытывают.
У детей среднего дошкольного возраста обнаруживается готовность к усвоению знаний, возникает возможность обучения их на занятиях, постановки перед ними познавательных задач.
Но эти задачи еще непосредственно связаны с условиями жизни и игровой деятельности детей, общением их друг с другом и со взрослыми. В этом возрасте учение обслуживает практические потребности ребенка и создает предпосылки для перехода на более высокую ступень умственной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста отмечаются заметные сдвиги в учебной деятельности, в способности к умственному и волевому усилию. Об этом свидетельствуют вопросы детей, интерес к выявлению связей и отношений между предметами и явлениями.
Интеллектуальные запросы старших дошкольников выражаются и в том, что их уже не привлекают простые игры и игрушки. У них развивается интерес к приобретению знаний и умений не только для применения в настоящее время, но и «впрок». Повышается любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности, появляется требовательность к себе и другим.
Учебная деятельность у старших дошкольников ясно выделяется из других видов деятельности, предполагает целенаправленное обучение детей и усвоение ими определенных знаний, умений и навыков. На основе этого багажа ребенок становится способным решать различные познавательные задачи. Это умение является важнейшим критерием успешности учебной деятельности дошкольников и должно быть сформировано к концу дошкольного детства.
Таким образом, полноценное развитие учебной деятельности дошкольников позволяет осуществлять формирование у них психологической готовности к школе и, в частности, к школьному обучению.
Литература
Амонашвили Ш. А. Созидая человека. М., 1982.
Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте// Избр. психологические произведения. М., 1956.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающееся обучение. М., 1981.
Леонтьев А. Н. Овладение учащимися научными понятиями как проблема педагогической психологии//Избр. психологические произведения. М., 1983. Т. 1. С. 324—347.
Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.
Эльконин Д. Б. Детская психология//Развитие ребенка от рождения до семи лет. М., 1960.
Якобсон С. Г., Доронова Т. Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников//Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 30—36.
Вопросы для повторения
1. Назовите предпосылки формирования учебной деятельности в дошкольном возрасте.
2. Какие условия необходимы для развития учебной деятельности у дошкольников?
3. Выделите уровни развития учебной деятельности.
4. Назовите ступени готовности ребенка к обучению и учению.
Практические задания
1. Проведите наблюдение за детьми на занятиях во второй младшей, средней и старшей группе детского сада, определите уровни развития учебной деятельности. Будут ли они одинаковыми у всех детей одной возрастной группы?
2. Понаблюдайте за детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов.
3. Организуйте и проведите с детьми каждой возрастной группы сюжетно-ролевую игру «Школа». Докажите, что, используя материалы, полученные в результате наблюдения за поведением детей в игре, выполнением взятых ролей и т. п., можно определить уровень готовности ребенка к обучению в школе.