Взаимодействие в системе «учитель-ученик»
Вам предлагается ряд заданий по применению указанных правил при определении способов воздействия на личность школьника в конфликтных ситуациях. Сравните Ваш вариант воздействия со способами решения конфликта мастерами педагогического труда (см. с. 81).
Образец применения «Правил …» по решению ситуаций
Ситуация
Год назад принял 8-й класс, в котором был ученик Николай С. От него доставалось не только молодым учителям, но и более опытным. Из бесед с директором школы Николай выводов не делал. Хуже всего было то, что класс все более попадал под влияние этого ученика. На одном из первых уроков этот ученик решил «прощупать» и меня.
Записывая тему на доске, я услышал с задней парты, где сидел Николай С., звук, напоминающий рычание собаки. Я оторопел, но несколько секунд, не оглядываясь, продолжал записывать тему.
Итак, правило 2 «задержка реакции» учителем использовано.
Затем я спокойно оглянулся: класс замер в ожидании.
Теперь реализовано правило 1 «Два возбужденных человека...»
Спокойно взглянул на часы...
Реализация третьего правила «Перевод реакции».
... и сказал: «Сейчас 11.45, завтра в это же время остерегайтесь: кто лает, может и укусить!»
Здесь реализовано правило 4 «Рационализация ситуации».
Взрыв смеха, причем смеха-одобрения. Виновник покраснел. Урок продолжался. Больше ничего подобного на моих уроках не было. Ученик ведет себя нормально. Улучшилась дисциплина этого ученика и на других уроках.
Рассмотрим случай успешного применения правила 5 «Парадоксальная реакция».
Это произошло на уроке иностранного языка. В классе стояла тишина. Четвероклассники внимательно слушали учителя, вводившего новую лексику. И вдруг под партой Васи С. что-то зашевелилось. Все повернули головы в его сторону. Тут на середину выкатился какой-то комок. Класс захихикал. Учитель насторожился. Вася покраснел. В его глазах застыл испуг. Ребята перевели взгляд на учителя. Учитель тихонько подошел к сумке и развязал ее. Оттуда показалась мордочка котенка. Вася сжался, класс замер. Учитель взял котенка на руки и сказал: «Какой ты молодец, Вася. Ведь сегодня мы будем впервые знакомиться со словом «кошка», а я забыл картинку с изображением котенка».
Ребята засмеялись. Вася облегченно вздохнул. Урок продолжался, а котенок, ласково прижавшись к ноге учителя, замурлыкал.
Ситуация 1.
... Заболела учительница русского языка и литературы. Предмет в 10-м классе вести некому. Класс сильный, хорошо подготовлен, так как учительница работала с ним с 4-го класса.
Как обычно, ученики «прощупывают» нового учителя и готовят ему «сюрприз».
Когда новая учительница (стаж работы 8 лет) вошла в класс, она поняла, «сюрприз» готов. Это можно было прочесть по глазам учеников.
Учительница подошла к кафедре и не успела положить книги и журнал, как с последней парты вскочил маленький бойкий подросток и отрапортовал: «Давайте познакомимся. Я – Шаповалов».
Учительница была психологически готова к «приему», но не к такому, разумеется...
Ситуация 2.
... Урок литературы в 9-м классе. Молодая учительница дает после окончания вуза свой первый урок в сельской школе. Короткое знакомство с классом. Внимание привлек ученик Ш., симпатичный паренек со смеющимися глазами.
Класс с интересом присматривается к учительнице. Слушают внимательно. И только Ш. усиленно развлекает своего соседа по парте и смеется.
Учительница довела рассказ до конца. Ш. не получил ни одного замечания. И вот классу задан вопрос. К доске вызван ученик Ш. Он, несколько смутившись, но приняв независимый вид, выходит к доске и- прыскает от смеха. Руки у него в карманах.
«Ш., Вам понятен вопрос?» - спросила учительница доброжелательно. – «Понятен», - буркнул Ш., а сам продолжает смеяться глазами, а потом опять прыскает от смеха. Класс ждет, чем все это закончится...
Ситуация 3.
...Молодая учительница истории пришла впервые в 5-й класс. Она вошла, ребята молча ее приветствовали. Лишь за последней партой продолжал в полный голос разговаривать с соседом по парте высоченный детина, нисколько не обращая внимание на новую учительницу. Учительница, правда, была наслышана, что в классе есть второгодники-переростки, но она никак не могла предположить, что один из них может быть на две головы выше своих сверстников. Решив навести порядок в классе и убежденная в том, что это ученик из другого класса, зашедший к товарищу, учительница сказала: «А ты что здесь делаешь? Разве ты не слышал звонка? Иди-ка в свой класс быстренько!». «Никуда я не пойду, – басом ответил высокий, - я и есть в своем классе». Несколько смутившись, но тут же оценив ситуацию, учительница воскликнула...
Ситуация 4.
... Ученик 10 класса на перемене слил спирт из спиртовки и выпил его. Учительница химии, придя на урок, увидела пустую спиртовку...
Ситуация 5.
... Учащиеся 7 класса работали на уборке картофеля в колхозе. Во время перерыва ученик этого класса Федя Ш. заявил: «Лучше полежу. «Вкалывать» мне надоело, надоела вся эта самодеятельность. Я - человек тонкой кости, и к работе моя душа не лежит» ...
Ситуация 6.
... Урок литературы. Учащиеся работают с текстом произведения Д. Фурманова «Чапаев»: находят и читают вслух те части, которые рассказывают о действиях командира. В тетрадь выписываются глаголы, характеризующие стремительность действий Чапаева, выводы.
Через некоторое время замечаю: Женя сидит, не включился в работу. На вопрос: «Ты уже справился?» - отвечает «И не думал!».
Ситуация 7.
... Звонок к уроку. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...
Ситуация 8.
...Учительница биологии пришла на урок в 10-й класс. Подготовленный по теме «Фотосинтез» плакат повесили вверх ногами. Все ждали реакции учителя...
Ситуация 9.
... Ученик 7 класса выбегает из классной комнаты и сильно толкает учительницу, входящую в класс. Учащиеся замерли. Мальчик извинился. Что должна сделать учительница в такой ситуации?
Ситуация 10.
... Учительница труда отобрала у учеников теннисную ракетку, потому что они ушли с урока труда без спроса, не закончив работу, и стали играть в теннис. В классе ученик попросил вернуть ракетку, потому что она даже не его, а взята у товарища, но учитель не возвратил. Тогда обозленный ученик при всех крикнул: «Ну тогда, чтоб завтра 2 рубля были!»
Ситуация 11.
... В пятом классе учился Вова, ученик очень грубый и недисциплинированный. Класс он держал в своих руках. Учителей не слушал и этим гордился. В школу пришла новая учительница. На второй день Вова решил проучить новую учительницу, а себе прибавить славы. Когда пришла учительница на урок, он, как дежурный, доложил, что положено, и вдруг что-то сунул ей в руку. Молодая учительница вскрикнула, потом вдруг поняла, что это жучок, сделанный из катушки с резинкой...
Ситуация 12.
...Учащийся 10 класса, умный, способный, учится на «4» и «5», вступил в конфликт с учителем химии. Предмет он знает, даже читает сверх программы. Один вопрос (внепрограммный) слушал на подготовительных курсах в институте, понял его неправильно. Этот же вопрос рассматривали в школе на уроке. Ученик имел о нем уже сложившееся представление (неверное). Поэтому объяснений учительницы не принял, хотя она была права. Он был уверен в правоте преподавателя института. На почве неверия в знания учителя возник конфликт, который все усугублялся, дошел до того, что учащийся перестал заниматься химией, стал вызывающе вести себя на уроках...
Ситуация 13.
... В течение 3-х лет (1-3 классы) учительница постоянно жаловалась на мальчика, который избивал детей, рвал книги, тетради и пр. «Злодеяниям» не было предела. И все три года мне, как заместителю директора, приходилось с ним «разбираться». Враждебность полнейшая.
А затем, в 4-м классе, мне пришлось учить этого мальчика. Я не забыла его отношение к себе (а он, естественно, к себе моего), поэтому с первого урока была готова ко всему. И действительно: вхожу в класс на первый урок, а он держит на коленях портфель (с какой целью?), в руках линейка, жует булку....
Ситуация 14.
... Учащиеся школы залезли по лестнице в здание аптеки. Колхозница шла на работу и увидела одного из них. Пришла к директору и назвала ученика.
Из аптеки был взволнованный звонок: ученики, действительно, были в подсобке, ничего не взяли, а быть - были. Все переворошили, что искали - неизвестно.
Директор школы решила наказать учеников. Но кого? Стали вызывать. Вызываем мальчика, которого видели. Он отрицает.
В глазах колхозницы недоумение: ведь она сама его видела, разговаривала с ним, а он отказывается. Что делать?
Конечно, вера больше взрослому человеку, но как заставить мальчика рассказать все самому?...
Ситуация 15.
... Ученик Н. систематически не выполнял домашние задания по предмету, учился плохо. При выставлении учителем оценки «2» в дневник он обычно заявлял: «Ну и ставьте!». Как-то при очередном опросе ученик опять ответил на двойку. Учитель...
Ситуация 16.
... Трудный 8-й класс, большинство - мальчики. Урок истории ведет молодая учительница. Класс только привыкает к ее работе. Во время объяснения нового материала, когда все внимательно слушают учительницу, один ученик демонстративно кладет на свою парту сделанного на перемене чертика и начинает делать другого. Внимание класса к уроку снижается. Слышен смех...
Что делать? Остановить объяснение? Приказать ученику слушать и отобрать у него игрушку? Он может ответить грубостью. Класс об этом знает. Учащиеся наблюдают за учительницей и не прочь посмеяться над ней, смотрят, что она будет делать...
Ситуация 17.
... Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7-м классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну (кафедру типа ящика), согнувшись в три погибели, так как было очень тесно.
Войдя в класс, учительница увидела учащихся, которые замерли в ожидании каких-то событий. Учительница заметила, что одно место (где сидел этот ученик) пустует. По взглядам ребят она догадалась, где этот ученик.
Учительница нашла интересное решение...
Ситуация 18.
... Учительница пения работает первый год в школе. Она классный руководитель 4-го класса. В этом классе у нее начинается урок. Когда она хотела сесть на стул, ученик, стоящий за спиной, отодвигает стул - и учительница падает...
Ситуация 19.
... Учительница математики (педагогический стаж 7 лет), придя на урок, увидела, что один ученик (6-й класс) сидит под партой...
Ситуация 20.
... Ребята 6 класса решили сорвать урок истории у молодой учительницы (работала в школе 2-й год), которая заменяла заболевшего коллегу. Учащиеся, как выяснилось позже (мальчики, 5-6 человек), договорились «хрюкать». Когда учительница вошла в класс, раздался соответствующий звук, но она не реагировала, так как не знала, что это: «система» или случайность. Свою «атаку» она повела после второго случая...
Ситуация 21.
... Захожу на первый самостоятельный урок в 7-а класс. Трое ребят сидят и курят. Встал вопрос: идти к директору школы или поискать выход из положения? Я нашел выход...
Ситуация 22.
... В начале учебного года с двери 10 «б» класса несколько раз была сорвана этикетка с названием класса. Выяснение в классе не дало результатов. Подозрение падало на одного «трудного» ученика Т., но прямых улик не было и Т. отмалчивался. Посоветовавшись с классным руководителем, решили...
Ситуация 23.
... Урок биологии в 9-м классе ведет молодая учительница. Через 5 минут после начала урока с шумом раскрывается дверь и, нагловато спросив разрешение войти в класс, на пороге останавливаются трое «трудных» учащихся. Учитель требует, чтобы они вошли в класс как подобает учащимся школы.
Они выходят в коридор. Через минуту открывается дверь снова, и они вползают в класс на четвереньках...
Ситуация 24.
... Класс писал контрольную работу по математике. Получив тетрадь и увидев, что учитель поставил двойку, ученик при всех и в присутствии учителя разорвал тетрадь.
Учитель спокойно некоторое время продолжает урок, не обращая внимания на случившееся. Затем...
Ситуация 25.
Работая с первым классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызывает беспокойство. Кто виноват в исчезновении вещей? Как это сделать? Наконец, в день, когда пропала еще одна ручка...
Ситуация 26.
Ученик 8 класса, имеющий неплохие способности, мог опоздать, уйти с урока, оскорбить, нагрубить и в итоге претендовал на положительную оценку. Учитель просил его подготовиться и ответить. Этим и ограничивалось.
В четвертой четверти все повторялось. Учитель предупредил, что упрашивать никого не будет, все желающие могут приходить и отвечать. Иван и на это не прореагировал. Тогда учитель...
Ситуация 27.
... Ученик 6 класса Владимир постоянно что-то напевает на уроке, отвлекает одноклассников. Учитель физики решил провести «эксперимент». Узнав, что Володя на уроках пения скучает, учитель физики предупредил учителя музыки быть наготове.
Начался урок физики. В классе тихо. Учитель ведет интересную беседу о предмете, в это время слышится пение. Ученики ожидают: что будет делать учитель. Начнет, наверное, ругать Владимира. Нет, не похоже. Тогда Володя поет чуть громче, строит гримасы. В это время учитель физики...
Ситуация 28.
... На уроке литературы в 7-м классе один из «трудных» учеников не слушает рассказ учителя, не работает с текстом, все действия направил на то, чтобы вывести учителя из равновесия и обратить на себя внимание класса: нарвал листки бумаги, налепил усы, брови, бороду. Учитель молчит до тех пор, пока ученик не закончил свою «работу». Как только мальчик прилепил последний элемент своего «грима».
Ситуация 29.
Молодая учительница математики пришла проводить урок алгебры в 8-м классе. Она заметила, что под столом учителя сидит ученик, но сделала вид, что не видит, и быстро, «в темпе», начала урок, но так, чтобы все работали. Учащиеся с мест выкрикивали: «Коряга под столом!» (так дразнили мальчика)...
Ситуация 30.
В 4-м классе идет урок русского языка. Вдруг из-под Петиного стола раздается щенячий визг (Петя вчера нашел щенка, а сегодня принес его в школу, так как не смог с ним расстаться). Перед уроком все ребятишки ласкали щенка и теперь испуганно притихли, что будет делать Марина Алексеевна, известная всем своим строгим характером.
Марина Алексеевна быстро подошла к Пете...
Ситуация 31.
В прошлом учебном году во 2-й класс была переведена ученица из другой школы. Учительница в этом классе опытная, она сразу решила установить с девочкой контакт, потому что Оля, девочка очень сообразительная, но не могла спокойно сидеть на уроке: через 15-20 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и учителю, могла встать и уйти без разрешения из класса, называла учительницу на «ты». Учительница просила меня пока не беседовать с девочкой, хотела сама найти к ней подход.
Я уже поняла, что Оля отстает от сверстников. Мать Оли лишена родительских прав, так как больна хроническим алкоголизмом. Оля живет с бабушкой.
Рабочий день начался как обычно, я работала в кабинете, вдруг учительница закричала: «Ученица сейчас погибнет!» Я выбежала из кабинета и вижу такую картину: Оля висит на руках между лестницами и кричит: «Сейчас упаду, а тебя и директора посадят в тюрьму!» (и еще что-то кричала непонятное). Я на секунду замешкалась, но затем приняла решение...
Ситуация 32.
... Учитель заходит в класс и видит: ученик бросает в другого ученика портфель. Портфель летит через голову ученика и разбивает стекло в оконной раме.
Ситуация 33.
... Перед началом урока географии у молодой учительницы (1-й год работы) в 6-м классе один из учеников забрался под ученический стол, стоящий впритык к учительскому столу, и накрылся картой.
Учительница вошла в класс и , так как стол учителя стоял у окна, сразу обнаружила отсутствие ученика и увидела под столом «шалаш», сделанный из карты.
Ситуация 34.
... Урок русского языка в 7-м классе. В классе оказались дети, которые учиться не очень любят, поэтому каждый раз стараются что-нибудь придумать, чтобы часть времени урока была потеряна. В левом углу класса стоял шкаф с плакатами, дверцы которого плотно не прикрывались. Прозвенел звонок, учитель вошел в класс и сразу же увидел по шаловливой настороженности детей, что его ждет «сюрприз». Окинув класс взглядом, учитель видит, что на своем обычном месте нет Сережи К., а в шкафу угадывается заметное движение. Да и ребята, ухмыляясь, предвкушая веселье, поглядывают то на шкаф, то на учителя.
Учитель...
Ситуация 35.
Я два года работала в старших классах. Вела литературу. Предмет свой люблю и знаю. В прошлом году ко мне в 10-й класс пришел мальчик из другой школы. Причина перевода - конфликты с учителями. Он менял уже третью школу. Игорь, так звали мальчика, сразу понравился одноклассникам и учителям. Умный, эрудированный, аккуратный, всегда старался принять активное участие в общественной жизни класса и школы. Я даже часто задумывалась, что же случилось в тех школах, из которых ему пришлось уйти? Мальчик проучился первую четверть. Никаких замечаний к нему не было. Родители облегченно вздохнули на родительском собрании, потому что я о сыне говорила только хорошее. Игорь стал лидером в классе. Началось все во второй четверти. Начинаем изучать новое произведение. Он громко на весь класс объявляет, что это произведение уже неактуально, оно не интересно, почему бы не разрешить, как за рубежом, изучать каждому ученику любое произведение и ходить только на те предметы, которые он считает нужными. Сидеть на уроках скучно, просто все молчат и т.д. Так на каждом уроке...
Ситуация 36....
В классе есть неформальный лидер, его поддерживают многие ребята класса. В этот класс пришла молодая учительница русского языка и литературы. При опросе домашнего задания она одному ученику поставила «3». Когда учительница поворачивалась к доске и что-то писала, начиналось тихое жужжание. Инициатором этого был лидер. Некоторые ребята своими смешками происходящее поддерживали. Учительница...
Ситуация 37.
...На уроке русского языка в 6-м классе учительница задает упражнение на развитие речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи А. Учительница замечает некоторое оживление в классе, мальчишки переглядываются.
Толик читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» себя. С ужасом, потому что все недостатки внешности (а учительница была некрасивой) Толя подчеркнул зло и точно. Учительница чувствует, как накатывается гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают.
Толик закончил свое сочинение. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на учительницу. В глазах ожидание, ис-пуг, в чьих-то - насмешка. Как поступила учительница?
Ситуация 38.
... После звонка Антонина Васильевна заходит в свой первый класс и видит такую картину: на последней парте девочка лежит, стараясь прикрыть собой несколько кистей винограда. Вокруг нее кружат, как коршуны, ее одноклассники. Они стараются отобрать, вырвать хотя бы ягодку. Некоторым это удается, девочка плачет. На вопрос учительницы: «Что случилось?» - дети наперебой стали рассказывать, что Таня не хочет угостить их виноградом. Зная скупость девочки и негативное отношение к ней ребят, учительница сказала: ...
Ответы к успешному решению педагогических ситуаций учителями в процессе взаимодействия с личностью школьника
Ситуация 1.
Она вышла на середину класса, посмотрела на все и улыбнулась. Класс замер в ожидании. «Ну, что ж, молодой человек, давайте познакомимся. Вы уж простите, но я не могу сказать, что я – Багратион». В классе несколько минут была тишина. Затем - реплика: «Ну что? Получил? Видишь, стреляная». «Давайте продолжать урок», - тот же голос из класса. «Хорошо, давайте продолжать урок, мы с вами остановились на...»
Ситуация 2.
«Ну, что же Вы молчите, Ш.? Ведь Вы не из тех, кто за словом в карман лезет», с легкой иронией сказала учительница. Но этого было достаточно для Ш. Руки ученика птицами выпорхнули из карманов. Он смутился по-настоящему, покраснел. Класс на это ответил дружным смехом.
Ш. принадлежал к числу учеников, которые любили изводить учителей подобными выходками. Молодая учительница не знала этого, но с честью вышла из сложившейся ситуации. С классом в дальнейшем установились очень хорошие отношения. И с Ш. было полное взаимопонимание.
Ситуация 3.
«Ну, ты молодец! Ты смотри, как хорошо вырос. Вот и нашелся у меня в классе помощник (учительница была маленького роста). Ты мне будешь помогать готовить наглядность к урокам?». «Буду», - буркнул ученик. На перемене учительница подозвала его к себе и объяснила обязанности помощника учителя. И самым ценным было то, что этот ученик не только больше не нарушал дисциплину на уроке истории, но и стал заниматься с большим интересом. Уроки истории он учил всегда.
Ситуация 4.
Она не стала кричать и ругаться, а просто сказала, что в спирт она добавила вещество, от которого человек через несколько минут может скончаться. Ученик, выпивший спирт, сознался.
Ситуация 5.
Учительница не возмутилась, а просто спокойно сказала: «Лежи себе сколько угодно, твою работу выполнят другие, запрещаю тебе сегодня с нами работать».
Федя вначале был доволен таким наказанием, но счастье длилось минут 15, он устал отдыхать в одиночестве, с завистью смотрел на работающих одноклассников. Взмолился о прощении, просил, чтобы ему дали норму в 2 раза больше. Учительница была непреклонна. За Федю стал просить класс. Учительница разрешила ему работать со всеми вместе. Счастье сияло на лице ученика. Работал отлично.
Ситуация 6.
«Хорошо, Женя, ты, наверное, хотел бы изобразить Чапаева на рисунке?» (он рисует и любит рисовать). Женя улыбается. «Но, чтобы рисунок отвечал тексту, надо сначала прочесть текст!» Женя охотно включился в работу. При подведении итога на уроке Жене была представлена возможность прокомментировать (описать) то, что он изобразил на рисунке.
Рассказ и рисунок получили хорошую оценку учащихся класса. Довольный, Женя предложил сам: «Можно мне и к другой главе сделать рисунок?».
Ситуация 7.
Учитель успокаивает ребят, обращается к воробью: «Бедняга, испугался? Ведь замерз, наверное, и есть хочешь».
Потом к классу: «Ну, что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить же его надо». Находятся хлеб и вода.
Ребята успокаиваются, воробей тоже. Изредка он совершает перелеты по классу.
Ученики, конечно, не теряют его из поля зрения, но урок идет как обычно.
Следующий урок был сорван. Другой учитель, увидев в классе необычного гостя, стал требовать от учащихся признания, кто это сделал, возмущаться их поведением, укорять, что они сорвали урок. В конечном итоге ушел с урока, доложил директору.
Ситуация 8.
Учительница сделала вид, что ничего не произошло, похвалила, что дежурные повесили плакат (хотя и вверх ногами), и начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения учащиеся попросили учителя перевесить плакат.
Учительница сказала, что ей все равно, как объяснять, а если ученикам непонятно, то нужно для этого вешать так как надо.
Ситуация 9.
Учительница поднимает глаза, покачивает головой из стороны в сторону и говорит: «Мое почтение». Затем она уходит.
Прошло 10 лет, как бывший ученик рассказал эту историю: «До сих пор помню, как Вы это сказали, до сего времени мне стыдно".
Ситуация 10.
Учитель спокойно ответил: «Зачем завтра? У меня пятерка. У тебя сдача есть?»
Ситуация 11.
И сразу засмеялась. Дети развесились.
Когда шум улегся, учительница повернулась к Вове и сказала: «А я слышала, что ты плохо учишься и мешаешь учителям на уроке, а ведь талантлив, даже сумел меня напугать».
С этого времени между учеником и учителем завязалась дружба, которая продолжалась до окончания 8-го класса.
Ситуация 12.
Умное вмешательство преподавателя института, к которому обратился классный руководитель, помогло конфликт ликвидировать.
Ситуация 13.
Ну, что же, сажаю класс и начинаю урок. Нужно повторить за третий класс. Ребята активны. А Саша, как зверек, озирается по сторонам. Я «не замечаю» его настроения и, как и всех: «Саша, пожалуйста, как думаешь?» Сидит, ошеломленный, потом быстро опускает портфель, вскакивает и отвечает: «Умница, Саша! Ты хорошо помнишь этот материал». В глазах у него недоумение. Ведь во мне он видит врага, все три года я называла его по фамилии. В конце следующего урока говорю: «Ты, Саша, молодец. Ты хорошо работаешь. Тебе нужно помочь Мише. Видишь, как слабо он отвечает. И дневник не смог заполнить. Помоги ему , пожалуйста». И продолжаю урок...
Чуть звонок, - он подбежал к Мише. А я, «не обращая внимания», краешком глаза наблюдаю, как он учит Мишу.
В течение дальнейших уроков он работал с большим старанием, ставила ему «4» и «5». Иногда он забывался. Вскинет глаза, а я потихоньку качну головой (вслух нельзя - самолюбие страшное), и он сидит, как самый примерный ученик. Победила? Да нет еще. Однако первая ласточка успеха есть. Моя девочка, которая учится с Сашей в одном в классе, говорит мне (я приехала вечером с курсов): «Власов спрашивает, когда же ты наконец придешь учить».
Ситуация 14.
Тут классный руководитель, зная, что у мальчика строгий отец, говорит: «Сейчас иду звонить папе». Моментальная реакция - слезы раскаяния.
Ситуация 15.
Предложил ученику открыть дневник и сказал: «Поставь в дневник себе оценку за ответ». Ученик был доволен. Учащиеся оживились. Стали подсказывать, что ставить. Наконец, после долгого размышления, ученик поставил сам в дневник оценку «2». Учитель расписался в дневнике. После этого ученик стал успевать по предмету.
Ситуация 16.
Учительница, прекратив на время объяснение, обращается к ученику Б. и просит его выйти к доске вместе со своим изделием, предлагает ему рассказать, как это делается. Ученик выходит и показывает с улыбкой.
Сделав две штуки обстоятельно, с усмешкой, начал делать третью, уже без улыбки. Но класс, напротив, смеется. Вначале несколько человек, затем все дружно. Ученик сам садится на место. Урок продолжается с еще большим вниманием учащихся.
Ситуация 17.
Она не стала кричать, возмущаться, а поставила на трибуну графин с водой (он был у нее в руках) и громко сказала: «Ребята, у меня здесь очень сильная кислота. Если ее разольешь, то возникнет взрыв. Очень прошу сидеть тихо, не двигаться». После этого она начала проводить урок. Все сидели тихо. После урока учительница ушла, «ничего не заметив».
А «трудного» ученика извлекли ребята, он был очень бледен, с него катился пот.
Больше он не пытался сорвать урок у этой учительницы.
Ситуация 18.
Учительница рассмеялась, за ней учащиеся. Ученик, совершивший проступок, испуганно смотрел на учительницу. Но она его посадила на место и начала урок как будто ничего не было.
Ситуация 19.
Она «не заметила» этого и стала спокойно вести урок. Когда ученику надоело там сидеть, и он вылез, она «удивилась», почему это он там оказался, и сказала, что, если, ему так нравится, пусть сидит под партой до конца урока. Так и пришлось незадачливому выдумщику просидеть в неудобном положении под партой целых 45 минут.
Ситуация 20.
«Спасибо, Витя, напомнил. В субботу я со своим классом (она была классным руководителем в параллельном классе) наметила экскурсию на ферму. Кто из вас пожелает, могу взять с собой. Витя нам поможет в «общении». Мне уже от ребят приходилось слышать о твоем увлечении, но не думала, что это так серьезно. Поможешь, Витя?»
Урок прошел успешно. Желающих мешать не оказалось.
Ситуация 21.
Говорю ребятам: «Если вам не хватило времени на перемене, а покурить хочется, выйдите, пожалуйста, из класса, покурите, потом зайдите, сядете на место». Я был закреплен у них классным руководителем. Позже, когда мы сдружились, ребята мне сказали: «Мы Вас проверяли, будем дружить или враждовать. Вы у нас уже 6-й классный руководитель».
Ситуация 22.
Директор поручил Т. изготовить табличку (не в смысле наказания, а как поручение). Укрепить ее, проследить за ее сохранностью.
Указанные нарушения прекратились.
Ситуация 23.
Учительница обращается к классу: «Ребята, у нас есть возможность пронаблюдать, как передвигались далекие предки первобытных людей». И троим ученикам, стоящим на четвереньках: «Пожалуйста, проползите на свои места». В классе взрыв смеха. Смущенные шутники не выдерживают, встают на ноги и торопятся занять свои места. Учительница благодарит их и продолжает урок.
В настоящее время один из троих ребят работает учителем в школе, другой закончил политехнический институт, а третий - механизатор в совхозе.
Ситуация 24.
Как бы вспомнив случай из своей жизни, рассказал, как он, будучи учеником, однажды получил «2», как ему стало обидно, было желание разорвать тетрадь, но он взял себя в руки, не сделал этого. А затем хорошо подготовился и следующую контрольную работу написал на «4». Рассказал, как важно в жизни сдерживать свой гнев, к чему приводит несдержанность.
Ситуация 25.
Я раздала ученикам по спичке, потребовала, чтобы они, положив ее на одну ладонь, прикрыли другой. Затем уверенным тоном сказала, что спустя некоторое время я спички проверю. У того, кто взял чужую ручку, спичка вырастет. Для проверки стала подходить к каждому ученику. Спокойно раскрывая их ладони, я обнаруживала в них целую спичку, но у Коли спичка оказалась сломана. «Почему у тебя сломанная спичка?» - спросила я. «Я ее сломал, чтобы она не выросла», - ответил, смущаясь ученик.
Таким образом, удалось выявить виновного. С тех пор перестали пропадать в классе вещи.
Ситуация 26.
Когда Иван подходил к учителю во время перемены договориться о положительной оценке, учитель извинялся и проходил мимо, ссылаясь на занятость. Двойка в четверти была неизбежной. Учитель оставался непреклонным.
Тогда Иван остался после уроков, дождался учителя, извинился за свое поведение, попросил задание по всему разделу и в итоге вместо двойки получил «4».
Ситуация 27.
Открывается дверь, и, к удивлению учеников, в класс, вместо физика, входит учитель музыки. Володю просят, чтобы он спел под аккомпанемент. Но Володя вдруг выбегает из класса. На следующий день он подходит к учителю физики и просит извинения.
Ситуация 28.
Она спокойно вызвала его отвечать по тексту. Коля одним взмахом руки убирает «грим», встает, повесив голову. Учитель улыбается, сажает его на место. Урок продолжается.
Ситуация 29.
Но учительница спокойно продолжала вести урок. Учащиеся уже не обращали внимания на ученика. Ученику наскучило сидеть под столом, да на него никто уже не смотрел. Тогда он попросил разрешения сесть на место. Учительница сделала вид, что она и не заметила, что он сидел под столом, и посадила его за парту. Больше он ей не мешал на уроке.
Ситуация 30.
Она вытащила щенка из-под парты и начала его ласково гладить. Затем вдруг предложила ребятам внимательно рассмотреть щенка, который лежал у нее на руке, и составить рассказ-описание, употребив как можно больше сравнительных оборотов. Ребята, весело поглядывая то на учительницу, то на щенка, записали картинку в тетради.
Петя работал со всеми вместе и в то же время чувствовал себя хорошо: у него появился новый друг - его учительница Мария Алексеевна.
Ситуация 31.
«Отпусти и падай», - сказала я, как можно безразличней. Оля крепко вцепилась руками и уже спокойно говорит: «А тебя посадят в тюрьму?» А я отвечаю: «Это уже не твое дело». Оля подтянулась и встала на ноги.
Стала с ней беседовать в кабинете: она мне призналась, что хотела испугать учительницу и директора, так как прежний директор ее боялся, как она выразилась, «когда я бесилась».
Ситуация 32.
Учитель спокойно реагирует: «Садитесь на место, после уроков подойдите ко мне». После уроков ученики подошли к учителю объясниться. Учитель сказал: «Стекло разбили вы, вы его должны и вставить. Сейчас давайте снимем мерку, завтра поезжайте в хозяйственный магазин, там вам вырежут стекло нужного размера, сами привезете, сами и вставите!» Шестиклассники все сделали, стекло сами вставили. Учитель похвалил их. Никакого шума, никакой жалобы родителям, классному руководителю.
В дальнейшем эти сорванцы стали первыми помощниками учителя.
Ситуация 33.
Она дала знак ученикам, и те тихо, без шороха взяли со стола учебники, карты и на цыпочках вышли в другой класс.
Урок был проведен нормально. А нерадивый ученик, боясь выйти в коридор, где он мог попасться на глаза дежурному учителю или директору школы, так и просидел весь урок в пустом классе.
Ситуация 34.
В ответ учительница, поприветствовав детей, как ни в чем не бывало, начинает урок. Прохаживаясь по классу, убеждается, что Сережа К., изогнувшись в неудобной позе, лежит под плакатами. Учитель спокойно ведет урок, положив учебник в шкаф Сереже. Дети сначала переглядываются, а потом увлекаются работой. А Сереже было неловко. Он ерзал, тихонько кряхтел, а когда учитель обращался к нему с вопросом по материалу урока, краснел. Потом, поборов неловкость, попросил разрешения сесть на место. Учитель ответил: «Конечно, Сережа, я же понимаю, что удобнее сидеть за столом». Под насмешливыми взглядами одноклассников тот прошел на место. Урок продолжался, но мальчик чувствовал себя неловко.
Ситуация 35.
Я не стала его обрывать, выгонять, выслушала. Затем стала объяснять тему (работала уже по новой программе). В конце урока я попросила его остаться и к каждому уроку готовить 5-7 минут по тем произведениям, которые он считал бы более интересными и новыми. Затем я стала привлекать и других учеников к подготовке уроков внеклассного чтения, диспутов, уроков - конференций, уроков-праздников, даже вечеров по творчеству тех писателей, о которых они хотели бы услышать. Договоренность с ними была такая, что они должны будут читать произведения и по программе. Уже к концу года я стала им предлагать свои книги, и они вместе со мной соглашались, что, действительно, интересно.
Ситуация 36.
Учитель сначала постарался отвлечь внимание класса.
Он подошел к окну и стал делать вид, что за окном его что-то заинтересовало, а сам тем временем краем глаза смотрел на класс.
Через некоторое время поворачивается к классу: «Ребята, на улице зима, а у нас жужжат мухи, скоро они начнут кусаться».
Класс сразу начинает смеяться и поворачивает головы на ученика, который жужжал.
Лидер притихает и даже немного улыбается. Он старается не выделиться из класса.
Ситуация 37.
Учительница взяла себя в руки и послушала его сочинение так же заинтересованно, как и другие.
Затем сказала: «Если это только твое мнение, то я переживу, а если так и другие думают, то я хочу спросить у вас, что я делаю не так, чтобы исправиться»...
Класс затих в смущении... Учитель продолжает: «Продолжим урок?» «Да !» - хором отвечает класс.
Ситуация 38.
«Ребята, я думаю, что Танюша хотела вас угостить, но побоялась, что на перемене вы не все будете в классе. А теперь давайте сядем за свои парты, а Таня попробует в спокойной обстановке угостить вас. А мы с вами вспомним, как надо благодарить ее за угощение».
Девочке ничего не оставалось, как угостить ребят...