Понятие «аддиктивное поведение», психологические особенности аддиктивной личности
В современной литературе, посвященной проблемам профилактики и коррекции девиантных форм поведения, мы находим различное толкование терминов «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение». Так, А.В. Голева в учебно-методическом пособии «Аддиктивное поведение и его профилактика» определяет данный термин следующим образом: «Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) одна из форм отклоняющегося поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ, приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности» [45].
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» [34].
Леонова Л.Г. и Бочкарева Н.Л., вслед за Короленко Ц.П. и Донских Т.А. определяют аддиктивное поведение как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции [29]; [24].
Змановская Е.В. отмечает следующее: «Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности — аддиктивное поведение. В переводе с английского — склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addiktion — тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность»» [45].
Выбор аддиктивной стратегии поведения является признаком наличия трудностей в адаптации к проблемным жизненным ситуациям [57].
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от проблем. Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне.
Исходя из этого нами был выбран термин «аддиктивное поведение» для обозначения интересующей нас области психической реальности, но в определенном ограничении. Итак, под аддикцией мы понимаем пагубную привычку, склонность, в интересующем нас ограничении (до пределов начала зависимого поведения). Таким образом, то или иное поведение относится нами к разряду аддиктивных на основании нескольких критериев: 1) социальное отношение к данному виду поведения, как нежелательному; 2) поведение, потенциально способное привести к формированию зависимости, но до определенного момента не включенное в него, развивающееся по другим законам (включенное в контекст общего психического развития ребенка) и как следствие, 3) его динамика подчиняется законам возрастного развития, его причины и возможности коррекции лежат в области педагогики и психологии.
Термин «аддиктивное поведение» включает в себя и вредные привычки, которые, по мнению ряда авторов, не достигают степени зависимости и не представляют формальной угрозы, например переедание или курение [24].
Варианты аддиктивного (зависимого) поведения перечисленные авторы определяют в соответствии с предметами аддиктизации и указывают на подвижность данного списка и его зависимость от культуры, социальной ситуации, моды и т.п. «В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
- гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) [24].
Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям.
Рассмотрим стадии формирования аддиктивного поведения.
«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном уровне» [24, с.19]. «Исходная точка – переживание интенсивного острого изменения психического состояния в виде повышенного настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными действиями (прием вещества, изменяющего психическое состояние, переживание в связи с ситуацией риска в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой-либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи» [25, с. 7]. У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. Группой риска становятся люди с низкими адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода, стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором в трудную минуту не находится поддержка.
Следующий этап аддиктивного поведения характеризуется формированием определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается определенная частота реализации аддиктивного поведения. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог переносимости фрустраций, тем быстрее ритм. С учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные отношения постепенно отступают на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство психологического дискомфорта.
На третьем этапе аддиктивный ритм становится «стереотипным, привычным типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности». Мотивация искусственного изменения своего психического состояния становится настолько интенсивной, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое – либо значение» [24].
Четвертый этап – полное доминирование аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинают воспринимать как «конченных», ни на что хорошее не способных людей» [24].
Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение разрушает и психику, и биологические процессы.